Мир стремительно и как-то безнадежно пустеет. Королевы уходят одна за другой. Под Старый Новый 2023 год нас покинула прекрасная Инна Чурикова (1943–2023). Великая актриса и великая женщина, она олицетворяла собой эпоху, когда кино было большим, а звездами становились не на один-два сезона, а на всю жизнь. О своих встречах и дружбе с Инной Чуриковой вспоминает Сергей Николаéвич.
…В последнем фильме Глеба Панфилова по повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» у нее была крошечная, почти бессловесная роль. Один только план. Один только взгляд из-под серого пухового платка, какие раньше носили русские бабушки, деревенские жительницы. И этот бессильный жест руки, крестящий остающихся или тех, кому предстоит долгий путь. Кто эта женщина? То ли Богоматерь, явившаяся во сне несчастному зеку, то ли сама Россия, глядящая на него с прощальной нежностью и состраданием. Россия – это и есть Инна Михайловна Чурикова. Великая актриса, великая душа…
Проездом на «Сапсане»
Мы были знакомы. Не слишком близко, но все же… Я бывал на всех ее театральных премьерах, начиная с легендарного «Тиля». До сих пор дружу с ее сыном Иваном. А однажды даже набрался смелости и пригласил на презентацию своей книги «Театральные люди», где ей был посвящен отдельный очерк.
На самом деле договариваться со звездами, не имея, как теперь говорят, бюджета, – занятие не слишком приятное. Все обычно заняты. О да, конечно, пришли бы, но в этот день не смогут и т. д. Я знал, что Инна Михайловна не большая охотница до светских развлечений. К тому же это было время, когда она пребывала в бесконечных гастрольных разъездах. Так что я совсем не удивился, когда на мое приглашение услышал в ответ:
«Я в этот день как раз возвращаюсь с гастролей в Петербурге. Но постараюсь сразу с поезда приехать к вам. Вы же не обидитесь, если я немного опоздаю?»
Ну, если в сценарий презентации въезжает на полном ходу скоростной «Сапсан» Петербург – Москва, а потом возникает площадь трех вокзалов, с которой в час пик никогда не выберешься, то шансы на появление Инны Михайловны, даже под финал, практически равны нулю. Своих сомнений я, разумеется, излагать не стал. Сказал, что буду счастлив видеть ее в любое время, и повесил трубку. Больше мы уже не перезванивались.
И вот наступил день презентации. Еще официанты расставляли стулья и протирали бокалы, еще ассистенты проверяли микрофоны и устанавливали свет, как вдруг посреди всего этого организационного хаоса возникает Она. В черных мехах, на высоченных каблуках-шпильках, в темных очках а-ля Грета Гарбо. С букетом желтых роз. Инна Михайловна!
– Я боялась опоздать и попросила взять мне ранний «Сапсан», – скажет она с интонациями Нины Заречной из первого акта «Чайки».
Она спешила, она пришла на час раньше, она ворвалась в зал, где должна была проходить презентация, шаровой молнией, чтобы все разом озарить, осветить… Наверное, это и есть эффект настоящей звезды, когда у тебя не возникает вопросов, ради чего ты заплатил за билет или на что должен потратить целый вечер. Чтобы увидеть это!
Никакая актерская школа, утомительные репетиции и даже самые талантливые режиссеры не способны высечь такую искру, разжечь этот костер. А ведь в тот день Чурикова приехала усталая, с дороги, после трехдневных изнурительных гастролей, где играла при переполненных залах.
Вызываю огонь на себя
Долгое время мне трудно было взять в толк, зачем ей нужны эти бесконечные антрепризные спектакли. Деньги? Да, конечно, звездная жизнь стоит дорого. Но ведь не только.
Ей надо было постоянно играть. Ей надо что-то было делать с бушевавшим в ее душе огнем. На что-то его тратить, кого-то воспламенять, вдохновлять.
Сейчас думаю, как символично было название их первого совместного с Глебом Панфиловым фильма «В огне брода нет».
И как страшно до сих пор смотреть кадры из фильма «Начало», где ее Жанну сжигают на костре. Чурикова все про это знала. И про жизнь, и про смерть, и про то, как жизнь покидает нашу бренную оболочку. Она была гениальной актрисой именно последних мгновений. Но при этом обожала веселье, актерскую компанию, пир талантов, каким в молодости был ее любимый «Ленком».
Мне вообще кажется, что великий комедийный дар Чуриковой остался недооцененным. Большие драматические и даже трагические роли, которые ей по большей части доставались, в какой-то момент заслонили ее уникальную способность просто радовать и веселить народ. Может быть поэтому она так и стремилась во все эти бесконечные гастрольные туры по городам и весям, что там себя чувствовала свободнее от бремени и ответственности великой актрисы. Сейчас уже не спросить. Да и какое это уже имеет значение?
Но в тот вечер у меня на презентации книги она была Королевой во всеоружии своего сияния и власти своей улыбки. И досидела всю презентацию до конца, и выступила, и сказала красивый спич, и долго позировала всем фотографам. Пишу и не верю, что все это было.
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
(с) "Лилит"