Москва. Апрель 2023 г. В камерной галерее Товарищества Живописцев Московского Союза Художников на 1-ой Тверской - Ямской, д.20 была проведена семейная выставка московских художников-живописцев Павла Судакова (наследие) и Анны Судаковой. Название выставки «Взгляд» - это взгляд в прошлое и настоящее время. Представлено более пятидесяти живописных полотен разных лет.
Павел Фёдорович Судаков (1914-2010 гг.). Народный художник РСФСР, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, награждён серебряной медалью Академии художеств СССР за серию портретов советских писателей.
Родился в московской патриархальной купеческой семье. Детство Павла - это революционное время и становление новой страны, страны Советов. Окончил семилетку, ФЗУ при московском заводе «Динамо» работал слесарем-сборщиком. Занимался в студии ИЗОРАМ.
1934 - 1935 гг. Студия МОССХ, учился у А.М.Каневского, В.А.Фаворского, М.М. Кобылиной.
В 1935 году Павел стал студентом первого набора Суриковского художественного института. Мастерская профессора Г.Г.Ряжского ( ученика К. Малевича).
Наступил 1941 год и хотя многие студенты имели бронь, Павел идёт добровольцем в народное ополчение на защиту Москвы от фашистских оккупантов. Наступили тяжёлые времена для страны.
В 1943 году молодой художник был направлен руководить Студией военных художников Погранвойск. Молдавия, Грузия, Румыния, Венгрия, Дальний Восток-таков военный путь Павла Судакова и его товарищей: Б. Ставицкого, М.Мальцева, А. Плотнова, С. Соловьёва, П.Веременко, ..
1945 год. Победа. Начинается мирная жизнь.
В 1947 году был демобилизован, вступил в Союз художников. Активно участвовал в выставках, часто бывал в творческих командировках по стране. 1963 г. комиссар Советского искусства на VII Биеннале в Бразилии (г.Сан-Паулу). Вёл общественную работу, состоял членом художественного совета студии Военных Художников им. М.Б. Грекова. Был председателем бюро секции живописи МОСХ .
Мастер исторической картины.
Получившие широкое признание исторические полотна «Капитуляция Квантунской армии» (1948г.), «Штаб приморских партизан. Сергей Лазо» ( 1951 г.), «Разговор о земле» (1957г.), «Герои штурма Рейхстага» (1975г.), «Однополчане» ( 1978 г.)
Многочисленные портреты современников.
Но больше всего Павел Фёдорович любил русский север -Карелию. Оттуда он привозил свои многочисленные пейзажи, которые были навеяны безграничной любовью к этим рекам, лесам, деревенькам , живущим там людям . Восхищался закатами и рассветами, лунными ночами. «Русская Венеция»- так говорил он.
«Павел Фёдорович всё время работал»- вспоминает Анна «выходных у художников нет, как и отпусков и бюллетеней по болезни».
Художник Павел Судаков любил своё Отечество. И для него это не было пустым звуком.
Продолжение выставки -это живопись Анны Сергеевны Судаковой. Родилась в 1969 году. Основным учителем Анны был Павел Фёдорович. Окончила в 1987 году Московскую среднюю художественную школу при МГХИ им. В.И.Сурикова.
«.. В 90-х началась «Перестройка», рассказывает Анна, для молодых художников открылись большие перспективы, возможность свободно ездить за границу, проводить выставки. Иностранцы стали активно покупать живопись.
Арбат стал не просто пешеходной улицей, а местом встреч молодёжи, появилась возможность заработать деньги, продавая живопись и рисуя портреты прохожих.
Вся Москва превратилась в огромный рынок , с пёстрыми и призывно кричащими вывесками на англо-русском языках, закрывая фасады старой московской архитектуры.
Но и в этом хаосе можно было найти спасительный островок, которым является мастерская художника, его творческая «лаборатория».
В Москве появилось много частных галерей, в одной из них, в «Международном университете» прошла моя персональная выставка.
Работа в издательстве «Детская литература», вступление в Московский Союз художников, участие в многочисленных выставках. И несмотря на трудности и изменения, которые претерпевал в то время Союз художников, открывались выставки, их активно посещали.» У Анны появилась возможность участия в групповых выставках заграницей: в Германии, Англии, Финляндии.
« Я пишу в жанрах натюрморт, пейзаж и интерьер.
Цветы - это моя страсть. Возможно кто-то скажет: «А где актуальное искусство? Где призыв? Нет -это не моё!
Срезанные цветы, их красота скоротечна, они начинают медленно увядать как только поставишь их в банку или вазу. На моих холстах я даю им долгую жизнь, мои цветы никогда не увянут. Я не пишу сложных букетов (вроде специально составленных). Они красивы, но не естественны.
Весна. Незабудки. Какой яркий сине-голубой цвет, после холодных, долгих и тёмных зимних дней. Пробуждение и радость ожидания чего-то нового, то , что никогда не повторится, как этот букетик простых и нежных цветов.
Или ландыши, боже, какие они красивые! Белые, крохотные цветки, невероятно благоухающие и радующие глаз.
Подсолнухи! В детстве я помню рядом с нашей дачей поле засеивали подсолнечником. Сотни цветущих золотых головок с крупной, тёмной сердцевиной, наливающиеся семенами. Стоящие на высоких и крепких стеблях, среди которых можно было заблудится и ясное, высокое, голубое небо - это было моё то далёкое, детское счастье.»
О пейзаже.
«Пейзаж по возможности я стараюсь с домиками не писать -это слишком популярная тема. Поэтому я ищу, ищу что-то своё в этом жанре.
« У истока реки»- это начало. Это то, что станет чем-то большим и даст жизнь живущим на её берегах. Исток - это основа, первоисточник, происхождение, основа и род. Вот из чего я исходила когда писала этот пейзаж.
Или «Осень. Дорога через поле.» Сентябрь, но ещё не так холодно , кроны деревьев приобрели невероятную гамму цвета. На этой дороге нет ни людей, ни животных, но это ожидание встречи и чего-то наполненного лёгкой грустью и ускользающей красотой.»
Творчество двух художников, чьё искусство без фальши. Простые вещи, окружающие нас.
Учитель и ученица, дед и внучка, но такие близкие по духу два художника. Две разные судьбы, два поколения, объединённых любовью к живописи.
«.. живопись как музыка, но только в цвете»-говорит Анна.
Мир трансформируется. Наша сегодняшняя жизнь напоминает «поезд», который мчится и когда, как и где он остановится ..полная неизвестность. Живопись Судаковых как бы говорит остановись, оглянись, задумайся.
Помните как у Мориса Метерлинка в «Синей птице». Порой приходится пройти не одно испытание, чтобы понять, что самое главное и значимое находится рядом.
Художники Судаковы своим творчеством показывают нам, что мир прекрасен и многогранен.
Е. Зимина Москва. Апрель 2023г.
Благодарю за предоставленные фото материалы А. С. Судакову.
Ссылка на статью обязательна.