В 1960-х ученые начали развивать проекты мобильных атомных электростанций главным образом для военных нужд. Плодом усилий американских специалистов стал передвижной ядерный реактор ML-1, предназначенный для энергоснабжения пунктов управления, радиолокационных станций и других объектов. Задумка амбициозная и потенциально полезная, только грамотно реализовать ее не удалось: ML-1 оказался сущей Хиросимой на колесах.
Конструкция ML-1
Созданная в 1961 году передвижная станция весом в 40 тонн состояла из нескольких блоков, каждый из которых помещался в прочный контейнер для защиты от ударной волны. Для транспортировки установку размещали на низкорамном автоприцепе и буксировали армейским тягачом. Станция также легко снималась с прицепа и при необходимости могла быть установлена на фундамент и работать в качестве стационарной.
Главным элементом мобильной АЭС был 15-тонный реактор с газовым охлаждением. Передача тепла осуществлялась при помощи азота, что было довольно нестандартным решением. На первых же испытаниях американцы обнаружили связанные с этим проблемы.
По сути, амбиции американских военных отказались несовместимы с уровнем развития инженерной мысли в США, что и привело к провалу проекта.
IT-проект SFERA — один из самых ярких и амбициозных в России. Компания разрабатывает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого совсем скоро. Ознакомиться подробнее можете по ссылке. Скачивайте приложение в раннем доступе в Google Play и AppStore. Спасибо!
Слабые места ML-1
Циркулирующий под большим давлением азот при входе в горячую зону имел температуру до 400 °C, а выходил оттуда уже нагретым до 650. Американские инженеры так и не смогли сделать охлаждающий контур герметичным. Периодически возникали нештатные ситуации, из-за которых радиоактивный газ вырывался наружу.
Усложнял ситуацию рекуператор энергии, который был установлен за газовой турбиной. Он должен был передавать обратно в газовый контур охлаждения часть неиспользованной энергии нагретого пара.
Когда в 1962 году станцию попытались запустить, она проработала несколько минут. Спустя год провели еще одни испытания. АЭС отработала 10 тысяч часов, и за этот период всплыло множество недоработок: сварные швы водяных труб треснули, а газ выходил из негерметичного охлаждающего контура, что создавало серьезную опасность масштабной радиационного происшествия.
В очередной раз ML-1 запустили в 1964-м после всех доработок, но система не выдавала проектную мощность: вместо запланированных 300 кВт вышли лишь на 140. Вскоре после этого из-за множества проектных недоработок и несовершенства технологии было принято решение о закрытии проекта.
Примерно в тот же период советские ученые вели аналогичные разработки. Предполагалось, что малые мобильные АЭС обеспечат энергией военные и гражданские объекты в северных районах страны. Так появилась передвижная ТЭС-3, которая оказалась намного удачнее и разумнее американского аналога: она несколько лет проработала в экспериментальном формате почти без поломок.
Но это уже совсем другая история.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.
Предлагаем прочитать:
Материал создан при поддержке проекта SFERA