Потому что это чистой воды математическое упражнение, практически не приближающее нас к пониманию того, каково это было - быть приобретателем и владельцем автомобиля в СССР, и ничего не дающее для объективного сравнения этого опыта с получаемым в другие эпохи и в других странах.
На эту тему я хотел написать очень давно, чуть ли не с момента основания канала, потому что постоянно вижу как люди пишут про это очень странные, с точки зрения моего понимания сути вопроса, вещи. Но всё ждал, пока найду какую-то обобщающую научную работу по этой или хотя бы смежной теме.
Увы, время идёт - а таковой всё не появляется; видимо, время научной советологии (а не идеологизированной пародии на неё - причём как с "левого" фланга, так и с "правого") у нас в стране ещё не пришло - как при Андропове не знали мы общества, в котором жили, так и продолжаем блуждать впотьмах, не зная кто мы, откуда пришли и куда идём. Что ж - считайте эту статью попыткой самостоятельно разобраться хотя бы в маленьком аспекте не самой простой проблемы...
И да - в статье будет пусть и совершенно элементарная, но всё же кой-какая математика. Я предупредил...
Сравнение стоимости потребительских товаров в советское время с дореволюционной и современной Россией или странами Запада - на самом деле намного более сложная тема, чем это может поначалу показаться. Существуют два типовых подхода ней:
- Сравнение через валютные курсы;
- Сравнение через уровень доходов населения;
К сожалению, забегая вперёд, ни одна из их разновидностей не даёт результата, который я бы мог назвать адекватным - во всяком случае, для каких-либо целей, кроме околополитической пропаганды с подбором "нужных" автору цифр. И, что ещё хуже, пересчёт по каждому из методов даёт ну очень разные результаты - что и является признаком того, что что-то не так с самой методикой, ага )
Этот вопрос имеет как бы несколько уровней, и чем глубже погружаешься в него - тем, кажется, меньше в нём понимаешь...
Решение проблемы "в лоб" не работает вообще
Например, идея просто перевести цену в доллары по курсу кажется совершенно прямолинейной - но только если не знать хотя бы базовых особенностей советской системы денежного обращения. Сделать так, конечно же, можно - но полученные при этом числа никакой ценности иметь не будут, это просто жонглирование цифрами.
Курс советского рубля никогда не задавался рыночным путём, а с самого 1924 года устанавливался Госбанком на определённом уровне, выгодном для нашей внешней торговли на данный момент. С полной разблюдовкой с 1924 по 1991 год вы можете ознакомиться вот здесь, а я просто выделю основные периоды:
- В 1924 году курс был установлен на уровне 2,2 рубля за доллар США (разумеется, на самом деле курс тогда устанавливался относительно золота, но нам сегодня более интересен именно пересчёт на доллары);
- В годы первых двух пятилеток курс медленно рос: с примерно 2 руб. за доллар во второй половине 1920-х до ~1,5 и затем ~1,1 руб. за доллар;
- С 1937 и по 1950 год официальный курс составлял 5,3 руб. за доллар;
- С 1950 и до самой денежной реформы 1960 года - 4 руб. за доллар;
- С 1961 года и до декабря 1971 года - 90 коп. за доллар;
- С 1972 и по начало 1973 - примерно 82...83 коп. за доллар;
- С 1973 и по середину 1980-х - в коридоре 65...75 коп. за доллар;
- 1 января 1985 - 87 коп. за доллар, и далее начал резко скакать;
- 25 декабря 1991 года - 55,71 коп. за доллар.
Более того, советский рубль как счётная единица существует до сих пор - и будет существовать как минимум до тех пор, пока не будут закрыты все долговые обязательства в этой валюте. У него всё ещё есть официальный курс, назначаемый ЦБ РФ, и он даже немного колеблется в зависимости от соотношения курсов иностранных валют из "взвешенной валютной корзины": например, в апреле 2021 года составлял примерно 53 копейки за 1 доллар, а по состоянию на апрель 2023 - уже 55,46 коп. Занятно, что курс практически вернулся к тому, каким он был 25 декабря 1991 года (55,71 коп.).
Собственно, на этом официальном курсе и основан предложенный в вышеупомянутой статье по ссылке способ перевода из советских рублей в современные через доллары.
Действительно: если современный $1 = 0,5546 с. руб. (советского рубля) - то при текущем курсе (округлённо 82 российских рубля за 1 доллар на момент написания статьи) получается, что 1 с.руб. ~=148 р. руб. (российских рублей).
С таблицей полученных таким образом цен на различные товары вы можете ознакомиться в статье по приведённой выше ссылке, а мы сделаем расчёт для автомобилей по официальным ценникам от 1 января 1991 года:
- ЗАЗ-1102 "Таврия" - 5100 с. руб. ~= 754 800 р. руб.;
- Самые дешёвые "Жигули" ВАЗ-2105 - 8300 с. руб. ~= 1 228 400 р. руб.;
- Москвич-2141 с ВАЗовским мотором - 9600 с. руб. ~= 1 420 800 р. руб.;
- "Волга" ГАЗ-24-10 - 16 200 с. руб. ~= 2 397 600 р. руб.;
- "Нива" ВАЗ-2121 - 10 300 с.руб. ~= 1 524 400 р. руб. (в статье цифра получилась чуть меньше, т.к. там взят курс 53 копейки за доллар).
Увы, но тем читателям, которым такие курс и ценники пришлись по душе, сразу же придётся вручить губозакатывательную машинку. Дело в том, что эта методика расчёта является принципиально некорректной, и злую шутку с ней играет именно жёсткая привязка курса к доллару: доллар 1991 года был намного более полновесным, чем доллар образца 2023, что в расчёте не учтено. Даже немного странно, что статью, предлагающую такую методику, опубликовали в хоть и имеющем желтоватый оттенок, но вроде бы более-менее уважающем себя издании.
Если быть точным - то определённая по покупательной способности (через индекс потребительских цен CPI) инфляция американской валюты за эти годы составила почти 125% - а это значит, что и советский рубль, жёстко привязанный к доллару, скукожился за 30 с чем-то лет примерно в 2,25 раза. И именно на эту величину нам нужно умножить приведённые выше ценники, чтобы получить правильную сумму в современных рублях.
Кроме того, сам по себе курс советского рубля к мировой резервной валюте, как мы уже видели, менялся с течением времени. Поэтому такой перевод будет хоть как-то актуален только для очень ограниченного периода на самом излёте существования СССР, который, вообще говоря, не особо показателен, поскольку плановая экономика в этот переходный период уже по сути не работала, а рыночная - только-только начинала функционировать. В частности, фактические цены на автомобили с 1989...1990 года были сделаны договорными - на усмотрение производителя и торговой организации, и за ту же "Волгу" реально просили в районе 30 000 руб. Впрочем, и реальный курс обмена валюты был совершенно иным - раз в 16 ниже официального. Кроме того, зарплаты многим категориям работников частично выдавались в валюте.
Чтобы подтвердить приведённое выше утверждение, я произведу контрольный расчёт по другой методике - через перевод исторического доллара в современный на основе индекса CPI, заложенного во все калькуляторы инфляции доллара (с ним, конечно, тоже есть свои проблемы и нюансы - но в целом методика считается адекватной):
10 300 с. руб. = $18 376 по оф. курсу за январь = $41 207 сегодня с учётом инфляции = 3 371 968 р. руб. в 2023.
3 371 968 / 1 524 400 = 2,22 - что как раз приблизительно соответствует известной нам величине инфляции доллара с 1991 года.
Ещё несколько примеров такого расчёта через официальный курс советского рубля с учётом инфляции доллара:
- В 1961 году стоимость ЗАЗ-965 составляла 1800 с. руб. = $2000 в 1961 году по оф. курсу = $20 189 сегодня = 1 693 453 р. руб. в 2023 году;
- ВАЗ-2101 в середине 70-х стоил ~6 000 с. руб. = $8000 в те годы = $44 882 сегодня = 3 672 694 р. руб. в 2023;
- В 1979 году "Москвич-2140" стоил 7 600 с. руб. = $11515 в те годы = $47 873 сегодня = 3 917 448 р. руб. в 2023;
Как видите, полученные цифры намного менее "приятны для глаза". Но практического смысла в них на самом деле не больше, чем в приведённых выше. Поскольку в предложенной методике содержится ещё одна, более принципиальная, ошибка, чтобы обнаружить которую, нужно погрузиться в наш вопрос ещё на один уровень ниже. И тут совершенно внезапно оказывается, что...
Курс рубля как валюты вообще ни о чём не говорит
В самом деле: приведённый выше официальный курс устанавливался для валютного рубля, который за редчайшим исключением существовал "на бумаге" и использовался почти исключительно во внешнеторговых операциях. К "государственным казначейским билетам" - фантикам под тем же названием, которые циркулировали в самой стране в качестве расчётной денежной единицы - он прямого отношения, в общем-то, не имел. Не то, чтобы это были разные валюты - но разные, как это иногда называют, "контуры денежного обращения", между собой практически не пересекающиеся.
Тут мы вплотную подошли к очередному сложному и спорному вопросу советологии - о том, вообще существовали ли в СССР деньги. А более конкретно - о том, являлись ли фантики с Лениным, которые выдавались населению в обмен на труд и могли в свою очередь быть обменены внутри страны на материальные и нематериальные блага, деньгами в полном смысле этого слова. Надо сказать, что после 1973 года и краха "золотого стандарта" это понятие вообще стало довольно зыбким, поскольку то, что мы принимаем за деньги, обеспечено по сути только законами, обязывающими их принимать в качестве средства платежа.
Во всяком случае, вполне уверенно можно сказать, что конвертируемой валютой такой представленный в виде банкнот "деревянный" рубль точно не являлся - и, в частности, принципиально не мог иметь курса к иностранным валютам. Да, в подворотнях его при желании можно было поменять на доллары, марки и фунты - но это был не обмен валюты sensu stricto, а фактически продажа банкнот по их рыночной стоимости, в которую, к тому же, закладывались все риски незаконных валютных операций - вплоть до "вышки" за "особо крупные размеры". Это примерно то же самое, что и продажа подарочной карты современного супермаркета в наши дни - она является платежным средством в конкретной сети магазинов, но не является валютой.
Вообще говоря, уже довольно давно была предложена модель, в которой вся финансовая система СССР разделялась на три "контура":
- "Внешний" контур, обеспечивавший торговлю с иностранными государствами за валюту. В нём использовался валютный рубль, обеспеченный золотовалютными резервами и имевший фиксированный курс к доллару и другим мировым валютам. Потраченные на импорт золотовалютные запасы бесповоротно уходили из страны, и чтобы вернуть их - нужно было приложить большие усилия - поэтому любая связанная с валютой деятельность предприятий и частных лиц тщательно контролировалась, а валютные фонды для закупок за рубежом копились централизованно;
- "Производственный" контур, в котором производились расчёты государства с юридическими лицами - предприятиями и организациями. В нём рубль использовался в качестве счётной единицы с целью бухгалтерского учёта, но фактически все транзакции происходили путём взаимозачёта (очень упрощённо - завод получил 1000 тонн руды и 1000 тонн угля, а взамен отгрузил 100 тракторов и выдал зарплату работникам, сведя баланс к нулевому). То есть, по сути, внутри этой системы расходовались не деньги, а природные ресурсы и трудовая сила, а деньги при этом, согласно хорошо известному афоризму, "перекладывались из одного государственного кармана в другой".
- "Внутренний" контур, предназначенный исключительно для расчётов государства с гражданами за их труд и между самими гражданами. Фактически работники получали за свой труд в пользу государства некие условные единицы в виде банкнот, которые они могли потратить на приобретение производившихся государством же благ по своему выбору. В конечно итоге эти деньги тоже возвращались государству, в идеале - в полном объёме (на деле процент наличности, остававшейся на руках у населения, постоянно рос - и это было проблемой). По сути, этот контур представлял собой частный случай второго, поскольку выдача зарплаты работникам может рассматриваться как одна из форм взаимозачёта. Но вывести деньги из него напрямую в "нал" было невозможно - как и частнику купить что-то непосредственно у производителя по оптовой цене.
Сразу говорю - я сейчас никак не касаюсь темы того, как всё это отражалось в советской политической экономии (совсем не так) и что об этом пишут сегодня (много, но редко по делу); если я начну здесь рассуждать о проблематике основной и прибавочной стоимости при социализме, трудовой теории стоимости, воспроизводстве рабочей силы через общественные фонды потребления, межотраслевом балансе и т.п. вещах - то статья быстро превратится в экономический трактат (что она и пыталась сделать многократно).
Суть же сказанного выше - в том, что прямой перевод советских цен в понятные нам современные денежные единицы хотя и возможен чисто математически, но с практической точки зрения ничего не показывает, потому что он касается валюты - а абсолютное большинство советских людей получало и тратило не валюту.
Так как эти контуры экономики между собой не пересекались, никто не утруждал себя выравниванием покупательной способности циркулировавшего в них рубля - это было бы попросту бессмысленно. Более того - расхождение номиналов цен в них было в какой-то мере неизбежно, поскольку эти системы распределения выполняли различные общественные функции. Например, при продаже автомобиля частным лицам через автомагазины нужно было балансировать между доступностью цены и длиной очереди на него - чем ниже цена, тем больше платёжеспособный спрос.
Отсюда происходит, в частности, так удивляющий современных людей феномен совершенно различных цен на товары для физических и юридических лиц. Например, пишут, что по прейскуранту 1973 года ВАЗ-2101 для организации стоил 2300 руб., а для "частника" - 5 750 руб. Проблема в том, что общего у этих двух цифр - только то, что в качестве единицы измерения используются рубли. Вот только - рубли никак друг с другом не пересекающиеся и друг в друга не переводимые.
И уж тем более оптовые цены автомобилей, по которым их приобретали юридические лица, никак не "показывают реальную себестоимость производства автомобилей", как это иногда приходится читать. Это вообще странное утверждение; себестоимость считалась совершенно отдельно на основе трудовой теории стоимости - то есть, по затратам труда, аккумулирующимся от момента добычи сырья и до выпуска готового изделия. А закупочные и отпускные цены на продукцию - как оптовые, так и розничные - назначались Госпланом в общем-то произвольным образом, исходя из весьма разнообразных соображений, и могли быть как выше, так и ниже себестоимости - в зависимости от текущих потребностей экономики и т.п.
Но для нас особенный интерес представляет другой случай разных цен в разных рублях, являющийся следствием существования одного из немногочисленных исключений из оговоренного выше правила об отсутствии прямого контакта между различными "контурами" советской финансовой системы.
Цены в валютных рублях были совершенно другими
Единственное место пересечения валютного контура экономики с обычным потребительским рынком - это осуществлявшаяся в очень ограниченных масштабах продажа населению автомобилей (и прочих дефицитных товаров) через систему Внешпосылторга (это те самые "Берёзки" и всё такое прочее) за валютные рубли, которые маскировались под обозначениями вроде "сертификаты Внешпосылторга" или (с середины 1970-х) "чеки Внешторгбанка" и могли быть получены взамен сданной государству легально заработанной за рубежом валюты по официальному курсу.
Как и следовало бы ожидать - цены в этой, фактически, параллельной валюте (таких параллельных рублей было на самом деле ещё больше - для моряков дальнего плавания, для работников рудников на Шпицбергене, и т.д. и т.п.) были ощутимо ниже, чем в обычных "деревянных" рублях. И их уже можно смело переводить в доллары по официальному курсу, и даже получать при этом хоть сколько-то вменяемые цифры.
Правда, и здесь есть свои нюансы. В доступных мне каталогах Внешпосылторга цены приведены в сертификатах "с синей полосой" - то есть, выдававшихся взамен валют стран СЭВ (таких же "фантиков", как и наши) и потому наименее ценных. Если верить Википедии, то их соотношение с полноценными сертификатами без полосы, выдававшимися взамен долларов и прочих свободно конвертируемых валют, составляло 4,6:1. Иными словами - все приведённые в каталоге цены нам по идее надо делить на 4,6.
С каталогом Внешпосылторга 1975 года можно ознакомиться по ссылке. В нём, в частности:
- "Запорожец" ЗАЗ-968 АЭ стоит 4050 рублей "синими" чеками, что соответствует 880 валютным рублям = $1 222 по среднему значению оф. курса в том году (72 коп. за доллар) = $6 855 сегодня = 561 287 р.руб. в 2023 году.
- "Жигули" ВАЗ-2101 - 5605 руб. "синими" чеками = 1219 валютных рублей = $1693 в 1975 = $9 498 в 2023 = 777 696 руб. в 2023;
- "Волга" ГАЗ-24 - 9193 руб. "синими" чеками = 2000 валютных рублей = $2777 в 1975 = $15580 в 2023 = 1 275 690 руб. в 2023.
Как видите, по номиналу цены намного ниже, чем обычные розничные: соответственно, 3500 руб., 5 750 руб. и 8 480 руб. Но учитывая, что легально перевести обычные рубли в валютные было невозможно (а нелегально - было чревато при попытке их отоварить; зато их можно было официально вложить в приобретение недвижимости через ЖСК или ГСК), разговоры о "ценовом неравенстве" - не более, чем демагогия. Для начала нужно, как минимум, доказать, что накопить за рубежом, скажем, 4000 рублей в "голубых" чеках на новый "Запорожец" из "Берёзки" было проще, чем 3500 руб. внутри страны на его покупку в обычном автомагазине - тем более с учётом того, что обычные рубли на автомобиль можно было копить неограниченно долго, а возможность заработать валютные как правило была весьма ограничена по времени и как правило выпадала только раз в жизни.
Вообще, к этой системе можно относиться о разному, но в логичности ей не откажешь: работаешь за рубежом и напрямую приносишь стране валюту - получаешь возможность приобрести товары, приобретаемые страной также за валюту, или дефицитные товары дешевле и без ожидания. Вероятно, не особо справедливо с точки зрения "обделённых" - но вполне соответствовало интересам страны и общества в целом. Справедливость - вообще странная штука, о ней у каждого своё представление: кто-то скажет, что лучшее должно доставаться лучшим, кто-то - что богатейшим, кто-то - что наиболее нуждающимся в нём... недовольные и "обделённые" системой были всегда и будут при любой модели распределения.
Кстати, по поводу очередей - раз уж зашла речь за них. Если верить статистике, то в середине 1970-х значительная часть (несколько менее половины) легковых автомобилей в СССР должна была реализовываться "частникам" без очереди, через прямое распределение по предприятиям и организациям - а не через автомагазины с очередью, где машину мог купить любой желающий "с улицы", но на менее приятных условиях [ранее здесь была ошибка - изначально из-за странного разбиения на разряды прочитал 1 млн. как 100 тыс., а 200 тыс. как 20 000; сути сказанного это принципиально не меняет - если лишние ноли вообще не опечатка в таблице]:
Да, при прямой форме распределения не было особого выбора - что твоей организации выделили, то и берёшь (или же, что выбило начальство - то и распределили). Однако ассортимент нашего автопрома 1970-х был таков, что большинство автомобилей можно считать условно взаимозаменяемыми; да так оно и было на практике - например, в некоторых регионах даже при выигрыше в лотерею "Жигулей" фактически выдавался считавшийся эквивалентным по потребительским качествам "Москвич-412", так как "Жигулям" в отдалённых частях страны было невозможно обеспечить квалифицированное обслуживание и ремонт.
К этому надо добавить ещё один, неофициальный, способ приобретения - покупку нового автомобиля без очереди с рук по рыночной стоимости (балансной, основанной на балансе спроса и предложения), которая, естественно, была в два и более раза выше твёрдой государственной - зато отсекала всех неплатёжеспособных. Это не поощрялось, но и не преследовалось с особой строгостью - видимо, таким образом отчасти "разряжалось" недовольство очередями.
В общем - считать переводом из валютных рублей в доллары интересно и увлекательно, но тоже довольно бесполезно, поскольку, как уже указывалось, способ приобретения автомобиля за валюту для СССР был довольно экзотичен. А главное - это ничего нам не говорит о том, что мы на самом деле хотим узнать - насколько легко или тяжело было заработать такую сумму. Слишком уж индивидуален был каждый случай заработка за границей в те годы...
Единственное, что, судя по всему, позволяет нам этот расчёт - так это развенчать миф о том, что якобы за рубежом советские автомобили продавались в несколько раз дешевле, чем на внутреннем рынке.
Например, в ФРГ Lada 1200 (ВАЗ-2101) стоила в 1980 году DM 8100. По курсу дойч-марки с долларом, что по тогдашнему курсу (1,713 марки за доллар) примерно соответствовало $4700. Это, внезапно, даже намного больше, чем такая же машина обходилась при покупке в рублях за чеки (как мы это выше рассчитали - $1693, правда в 1975 году, но даже с поправкой на инфляцию марки за 5 лет вывод принципиально не меняется).
В каталоге Внешпосылторга 1980 года ВАЗ-2101 числится за 5 690 рублей в чеках. Но что это за чеки и как они соотносились с валютой, за которую они выдавались - мне неведомо.
Перевод через покупательную способность тоже мало что показывает
Уф, наконец-то закончили с первым способом. Правда, не получив сколь либо удовлетворительного решения нашей проблемы - но ведь есть ещё и второй способ, вероятно он даст искомое ?..
В своё время мною для этого был предложена (естественно, не утверждаю, что впервые) такая методика:
- Берём среднюю зарплату за соответствующий год (здесь), и находим стоимость автомобиля в средних зарплатах того года;
- Берём среднюю зарплату на текущий момент и умножаем на полученное число.
Снова возьмем те примеры, с которыми мы уже работали:
- В 1961 году стоимость ЗАЗ-965 составляла 1800 с. руб. при средней зарплате в 77,1 руб. в месяц - или примерно 23,5 средние зарплаты;
По итогам 2021 года [т.е. до известных событий, исказивших картину рынка труда] средняя зарплата составила 57 244 рубля, соответственно цена горбатого "Запорожца", взятая "в средних зарплатах", должна быть эквивалентна 1 345 234 руб. в 2021 году.
- В 1979 году "Москвич-2140" стоил 7 600 с. руб. при средней зарплате 168,4 руб. в месяц - или 45 средних зарплат.
В 2021 году это было бы эквивалентно 2 575 980 руб.
И так далее. Вроде бы всё просто и наглядно: вне зависимости от строя люди получают на руки деньги и покупают на них вещи, чистая математика.
Увы, здесь есть свои проблемы. И первая из них, как меня в своё время совершенно верно поправили - это то, что сравнение по средней зарплате в данном случае принципиально некорректно: слишком велика разница в уровне неравенства ! Одно дело - советская "вилка" зарплат, в которой разница в базовом размере оплаты труда между условными грузчиком и министром составляла не более 5...6 раз, и совсем другое - сегодняшняя ситуация, когда нормой является разброс в десятки раз - даже если смотреть только зарплаты наёмных работников, а не доходы предпринимателей (которые у нас вообще, кстати говоря, не учтены - как и самозанятых, а их становится всё больше).
Поэтому есть мнение, что намного правильнее было бы взять для сравнения с советской средней зарплатой не современную среднюю зарплату, а медианную, лучше характеризующую доходы "обычного человека" при рынке. И да - я таки хитрый поц, потому что медианная зарплата намного ниже средней и составляла в том же 2021 году 35 370 руб.
Пересчитываем:
- В 1961 году стоимость ЗАЗ-965 составляла 1800 с. руб. при средней зарплате в 77,1 руб. в месяц - или примерно 23,5 средние зарплаты;
В 2021 году это было бы эквивалентно 831 195 руб.
- В 1979 году "Москвич-2140" стоил 7 600 с. руб. при средней зарплате 168,4 руб. в месяц - или 45 средних зарплат.
В 2021 году это было бы эквивалентно 1 591 650 руб.
При желании это ещё и в современные доллары можно перевести, а далее по калькулятору инфляции - даже в доллары 1961 и 1979 годов. Получится что-то вроде $1260 для "Запорожца" в долларах 1961 года и $5840 для "Москвича" в долларах 1979 года. Кстати, нормальные такие цены - сравнимые со штатовскими (например, Ford Pinto в 1979 году стоил от $4078). Но это уже скорее чистой воды математика без особого смысла - я специально выхожу за границы разумного, чтобы показать тщетность самой затеи в принципе )
Является ли это сравнение показательным ? Ну, вообще говоря - нет... даже если забыть о том, что зарплату мы взяли "чистыми", без учёта премий, налогов и т.п.
Дело в том, что, во-первых, смотреть на уровень зарплат не имеет особого смысла без его соотнесения с общим уровнем цен, который в разных местах и эпохах был совершенно различным, причём ещё и по разным группам товаров и услуг. А во-вторых - структура доходов и расходов населения в социалистических и капиталистических странах в принципе отличалась абсолютно радикально; в частности - само по себе понятие получаемой работником на руки заработной платы имело совершенно различное значение.
Зарплата - это только часть того, что получал за свой труд в пользу государства советский человек !.. И, судя по всему, лишь малая часть. В отличие от капстран, в которых - особенно в период "классического" капитализма, без существенного вторичного перераспределения благ - получаемая на руки оплата составляла по сути всё, на что наёмный работник вообще мог рассчитывать. И на эти деньги он должен был оплачивать все потребляемые им товары и услуги по коммерческим, рыночным ценам.
У нас же, помимо суммы в рублях, получаемой непосредственно на руки, существовало огромное количество прямых и замаскированных социальных выплат и льгот, часть из которых вообще невозможно как-либо учесть. Собственно, именно это и позволяло говорить об отсутствии в советском обществе отчуждения (в марксистском понимании термина) - изъятая государством у работника созданная его трудом прибавочная стоимость в основном ему же в том или ином виде и возвращалась - пусть даже порой и в такой абстрактной форме, как обеспечение развития страны в будущем через научно-технический прогресс и расширение инфраструктуры, практические последствия которого по-настоящему увидели бы только его дети и внуки.
Как, например, можно учесть при этом, что, копя на автомобиль, человек проживал в квартире по социальному найму, оплата которого обходилась буквально копейки - в то время, как в капстранах расходы на ренту или выплату ипотечного кредита на жильё были одними из главных в семейном бюджете ?.. Столовался в столовой и приобретал продукты по твёрдой госцене, а не намного более высокой коммерческой, которая была на рынке (в буквальном смысле этого слова) ?..
И так далее, и тому подобное: образование, медицина, культура, отдых, спорт, пенсии (а не страховые выплаты по старости, оплаченные из твоей же зарплаты) - про всё это уже без меня написано множество раз: основные жизненно важные и необходимые культурные блага получались в СССР или условно-бесплатно, или за установленную государством символическую оплату. Многие категории работников и служащих жили на практически полном гособеспечении и имели возможность откладывать на тот же автомобиль чуть ли не всю зарплату, что абсолютно недостижимо для капстран, где покупка автомобиля "на последние" - это безумие (если только это не покупка для заработка денег - но в СССР автомобиль для частника почти никогда и не был средством производства).
А можно ли заложить в этот расчёт понятие "уверенности в завтрашнем дне", как раз и позволяющей планировать на много лет вперёд, не откладывая деньги в "кубышку" на чёрный день и не опасаясь конвульсий рынка труда, финансовых кризисов, резких скачков стоимости жизни и т.п. ? В конце концов, что для конкретного человека важнее, когда он пытается накопить на автомобиль - чтобы это происходило быстрее по времени, но с большим риском, или практически полное его отсутствие, когда жизнь распланирована на годы и даже десятилетия вперёд, а деньги постоянно не съедает инфляция, и их можно безболезненно откладывать ?.. На этот вопрос не существует однозначного ответа - он тесно завязан на особенности психологии людей того или иного общества.
Невозможно в принципе оценить и влияние на потребительское поведение отсутствие в СССР, или во всяком случае - на несколько порядков меньший градус, "прессинга" со стороны общества, толкающего человека на покупку автомобиля не исходя из своих объективных потребностей или финансовых возможностей, а из соображений престижа - грубо говоря, просто чтобы не выглядеть "лузером". Равно как и прочие факторы, влияющие на желание человека стать автовладельцем: развитие общественного транспорта и его доступность, разницу в планировке городов (в идеале жильё у работы у нас - субурбания и маятниковые миграции у них, делающие несколько автомобилей в одной семье среднего достатка не привилегией, а печальной необходимостью), и так далее.
С другой стороны - а как учесть разницу в способе приобретения автомобиля ? Те же потери - пусть и не материальные, а нервные - из-за необходимости годами стоять в очереди. Существование практики прямого распределения и продажи автомобилей без очереди за чеки, недоступные человеку "с улицы". Наличие "серого" и "чёрного" рынка автомобилей - и тому подобное.
Или то, что в те же Штатах уже в пятидесятые годы автомобили приобретались практически исключительно в кредит, и для рядового покупателя их цена выражалась уже не в общей стоимости, а в размере ежемесячного платежа по займу ?.. В то время, как в СССР кредитования покупки автомобиля вообще не существовало, по очевидным причинам (с кредитом или рассрочкой очереди растянулись бы ещё на много-много лет из-за снижения "порога входа" при том же количестве поступающих в продажу автомобилей), и машина приобреталась обычно по приведённой на показанном выше плакате финансовой схеме (хотя в принципе было можно воспользоваться "кассой взаимопомощи" по месту работы или взять в долг у "частников").
Мне лично кажется, что все эти "качественные" факторы намного более адекватно позволяют решить поставленную в самом начале этой статьи задачу, чем любые чисто "количественные" оценки, основанные на изучении не автомобиля, а лишь его денежного эквивалента. А точнее - полностью обесценивают этот подход, поскольку здесь мы говорим именно про качественную разницу, а не чисто количественные отличия.
В качестве вывода скажу следующее: на мой взгляд все эти и подобные им попытки подсчётов доказывают лишь одно - то, что, как сказал кто-то из великих, математика подобно жёрнову просто перемалывает то, что под неё засыпаешь. И любители пересчитывать цены, действовавшие в одной социально-экономической системе, в имеющие принципиально иное значение эквиваленты стоимости, принятые в принципиально иных системах, "перемолов" своим математическим "жёрновом" кучу цифр, получают просто кучу других цифр...
Вероятно, впрочем, что расчёт по второй методике (через зарплату) таки дал бы полезные результаты при сравнении розничных цен на автомобили в СССР и других странах со схожей социально-экономической моделью - ПНР, ЧССР, БНР, ГДР и так далее. Что ж... может быть, когда нибудь, если найду хорошие источники по теме...