Продолжаем говорить про игры. Понять и принять логику развития ребенка можно лишь с помощью детского языка – языка игры. Это универсальный язык, на котором все умеют общаться, и который понимают дети разных возрастов. Проблема может возникнуть из-за того, что этот язык забывают взрослые.
Играть надо с настроением. Успешность «втягивания» детей в мир игры во многом зависит от поведения взрослого в этот момент. Естественное и эмоционально окрашенное поведение взрослого как играющего партнера – гарантия возникновения у ребенка желания играть.
Не нагружайте игру «дидактическими» функциями. Не стоит детей учить играть, руководить, регламентировать, отводить каждому свое место, предписывать действия, оценивать и т.п. Игра не должна «прорабатывать» знания. Сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы - важнейший критерий настоящей игры. Свободная игра – самая привлекательная для детей деятельность.
Учитывайте возраст ребенка. С малышами лучше проигрывать какие-то эпизоды знакомых вам сказок с помощью имеющихся под рукой игрушек или домашних бытовых предметов. Например, «Встретились на лесной дорожке большая ложка и маленькая. Вот и говорит одна ложка другой». Предоставляйте при этом возможность своему ребенку также производить с игрушками и предметами ответные действия, сопровождая их словами. Между вами будут происходить интересные и смешные диалоги, полезные в развитии у ребенка навыков общения и творчества. С 5 лет можно втягивать детей в своеобразные игры-придумывания. По мере взросления будет увеличиваться доля самостоятельной игры.
Выделяйте время для игры с ребенком. Подключайтесь к «живому» процессу игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Совместные игры стимулируют дошкольников к творчеству и, что немаловажно, поднимают авторитет взрослого в глазах детей.
Давайте играть!
Автор — Лидия Ермакова, методист детского сада