Я уже писала о том, что проблема современного образования настолько зашла в тупик, что решить её даже радикальными мерами будет не просто. Тому много причин. Главные из них:
1) Безобразные учебники и наличие всевозможных решебников, которые направлены не на усвоение материала, а на элементарное списывание готовых решений. Ученику нет смысла учить, решать, запоминать, думать – все есть в готовом ответе. Мы не развиваем детей, а отупляем.
2) Учителя в школах завалены делами, не связанными с их профессиональной деятельностью. Учителя вынуждены не к урокам качественно готовиться, а выполнять указания сверху. Поэтому весь обучающий процесс сводится к тому, чтобы натаскивать учеников на сдачу ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.
3) Всевозможные ВПР – это такой хлам, что и во сне страшно увидеть. Как можно пройденный материал в конкретной школе и конкретном классе проверить единым на всю страну заданием? Скажем, в этой школе установленный программой материал еще не изучен, потому что учительница месяц болела, а заменить некем было. В соседней школе данный материал не успели усвоить, потому что вообще учителя не было полгода. Что делать администрации школы, если отменить или перенести ВПР она не имеет права? Либо отправлять наверх заведомо двоечные результаты, либо посылать «липу». Кому это нужно? Никто не знает. Только сам учитель может качественно проверить степень усвоения того или иного материала. Надо проверить качество работы конкретного учителя? Эту проблему вполне может решить администрация школы.
4)Безмерное нашествие на школу смартфонов, которые в полном смысле слова сводят учащихся и их наставников с ума. Ну какой нормальный ребенок будет слушать объяснение учителя, если у него в руках смартфон с интересными играми, картинками и прочей всякой дрянью, которая забавляет и отупляет? Часто слышишь отмазку, что ученики приносят на урок смартфоны, чтобы получить полезную информацию или ответ на какой-то вопрос. Щас! Свои вопросы ученики должны задавать учителю, а ответы получать в своей голове.
Еще слышишь утверждения (в основном, от родителей), что смартфон нужен, чтобы следить за передвижениями ребенка. Во-первых, для этих целей вполне подходит кнопочный телефон, во-вторых, если дитяти нужно скрыться от всевидящего родительского ока, то он обязательно найдет лазейку. Когда всяких смартфонов не было, детей воспитывали так, что не нужно было следить за каждым их шагом.
5) Влияние окружающей информационной среды. Когда во времена оные общество боролось за счастье наших детей с влиянием дворовой и уличной среды, то с этой проблемой можно было справиться даже на местном уровне, потому что реальные противники были у всех на виду. Средства, методы и уловки дворового хулиганья тоже были всем известны. Информационный же противник безлик, беспощаден и бесконечен: «Имя ему легион». Средств в борьбе за наши души у него тьма, а цель одна – деньги и власть. Без твердой воли государства и без широкой поддержки всего общества в противостоянии с этим монстром учительству не справиться.
6)Имидж учителя, как я уже говорила в предыдущей статье, упал ниже плинтуса. Эта причина в большой степени выплывает из предыдущих пяти. Ну, и, конечно, отчасти, сами учителя в той или иной степени подрывают свой авторитет в глазах своих учеников и их родителей.
О том, как это порой происходит, я напишу в следующей статье. Читайте и подписывайтесь!