Найти тему

"А со своими демонами каждый договаривается сам...": "Игра в Джарт", Глория Му

Эту книгу я прочитала месяц назад, но впечатления о ней сразу в слова не складывались, не хотели, они предпочли в начале пожить только в голове, затем снова, как в процессе чтения, до сердца добраться, разные струны души задеть. Все ли из них? Не знаю. Не помню. И не хочу знать и помнить, потому что вполне хватает и того, что осталось на сейчас, месяц спустя. Этого много.

Репродукция иллюстрации Алекса Клепнёва - https://www.behance.net/gallery/94110491/A-Game-of-Jart?locale=zh_CN
Репродукция иллюстрации Алекса Клепнёва - https://www.behance.net/gallery/94110491/A-Game-of-Jart?locale=zh_CN

Эта книга нашла меня сама. Встал вопрос о выставке иллюстраций к ней, а потом предложили почитать и «поиграть», попробовать понять, а смогу ли научиться такой сложной и одновременно простой «Игре в Джарт». И я её открывала для себя. С каждой страницей постигала тайны и взаимосвязи целой вселенной, имя которой… Любовь.

Фэнтези? Сказка? Притча? Всё сразу. И язык такой волшебный, завораживающий, затягивающий в каждую из трёх историй с головой, раскрашивающий всё в полутонах, так как нет явного и точного, когда связано с такими вещами, как предсказание, предназначение и чувства. Здесь история переплелась с мифологией и восточными сказками. Здесь Запад и Восток встретились, противоборствуя, как всегда, но и пытаясь понять что-то друг в друге. Здесь отсылки к событиям прошлого и древним сказаниям соединились воедино с оригинальными сюжетными ходами, причем и в самих главных героях.

Обложки изданий, иллюстрации Алекса Клепнёва
Обложки изданий, иллюстрации Алекса Клепнёва

«Аятори» - первый рассказ, написанный в восточных мотивах, сразу напомнивший волшебные сказки Персии и Турции, а там и Поднебесная промелькнула, махнув лисьим хвостом. Игра, где ниточки складываются в узор, которому нужно придумать название. Какое же название можно придумать для того узора, который сплела судьба для маленького, но гордого Кочевника? Наплел шаман чего-то. Тому, кто пережил войну и рабство, кто потерял так много. Тому, кому предначертано было найти бобра, да вот только попался он лисице. И чем же закончился тот бой? Нюсха Муу, победила ли любовь? Не расскажет. И спутница его, Птица чудесная, не расскажет.

«Он не знал, как объяснить, как сказать ей, что бояться не надо. Нельзя.
Что все, к чему только стоит стремиться, за что стоит бороться, лежит по ту сторону страха. Страх – оковы души, ярмо, тяжкий гнет. Страх стирает краски и всю радость жизни.
Если бы он в свое время испугался угроз и побоев, то никогда бы не смог вернуться домой. Не решился бы принять из рук вздорного старца чудесную Птицу, не узнал бы, что такое любовь.
Страх – первый враг, которого любому надо бы одолеть, вот и все.»

"Кочевник" и "Гаруда", репродукции иллюстраций для коллажа взяты с https://jartgallery.art/gameofjart
"Кочевник" и "Гаруда", репродукции иллюстраций для коллажа взяты с https://jartgallery.art/gameofjart

Зато свой рассказ начнёт трактирщик. Да, кажется, что все три части не связаны между собой, но всё же соприкосновения есть. Прежде всего это тема любви. А также герои. Они передают друг другу словесную эстафету, от одного к другому тянется нить, от судьбы к судьбе, ведь они тоже связаны, мимолетным знакомством или общим куском жизни. «Последнее солнце» - рассказ Минотавра о том, какой путь он прошёл в этом мире. Выслушать его и понять, почему в итоге выбор такой, почему ратные подвиги, где равных ему не было, где, произнеся лишь имя его, можно было выиграть сражение, ибо повергало оно врагов в панику и неудержимый страх, променял в итоге на скромный трактир, где бывший ужас путникам сам прислуживает. Греческий миф и французское Средневековье сошлись в этой истории, где орден рыцарей сражался против неверных с помощью силы из сказания древнего. Много воды утекло с тех пор. И что же? Рыцарь в алом плаще решил вернуть на путь истинный? Назад в орден, к сражениям и славе вновь? А зачем это тому, кто познал больше? Что познал? Любовь. Бог, которого Астерий покинул снова зовёт его? Есть только одно теперь, что прозванный Гневом Бога не забудет никогда: только она и её слова. И никакой Алый не сможет заставить изменить решение. Да что там Алый, сам Гроссмейстер бы не смог. Послушайте рассказ и вспомните о ней вместе с Астерием.

- …я видела волны далеких морей и пески пустыни. Дворцы из яшмы и порфира, и хижины – ты не поверишь! – из навоза. Я видела людей с кожей черной, как ночь, и бледной, как лунный свет. Обычаи их разнятся, как и облик, и, кажется, не найти двух похожих, ведь даже рожденные близнецами отличаются и привычками, и нравом. Есть лишь одно, что является общим для всех.
- Что же это? – спросил он.
- Жажда крови. Черные ли, белые, или желтолицые, они не умеют жить в мире. Как думаешь, почему люди веками убивают друг друга – из ненависти, или ради любви - и не могут обойтись без войн?
- Я не знаю. Я не человек, - так он тогда ей ответил.

"Тауран" и "Морской единорог", репродукции иллюстраций для коллажа взяты с https://jartgallery.art/gameofjart
"Тауран" и "Морской единорог", репродукции иллюстраций для коллажа взяты с https://jartgallery.art/gameofjart

«Дорога до мечты», теперь пусть сам Гроссмейстер предстанет перед нами. Окунёмся в его рассказ, где отсылки к Артуриане обнаружатся, где образы Рыцарей Круглого стола и Озерной девы всплывут в памяти, но здесь будет иная история. Гроссмейстер с каменным сердцем, что заморозил чувства свои ради ордена и его величия, ради побед и чести. Но что за чудо-девица встретилась на пути? Девушка-альбинос? Ведьма? Или ангел? Магия её непобедима, слова её острее любого меча. Сплошная загадка, а не девица. И многомудрый юнец, будто впитавший с вином из орденских погребов всю память и умения своих предшественников, пасует перед чувством. Что там с сердцем каменным твоим, а, Тески?

- Молчи, - буркнул Гроссмейстер, прижимая ее к себе, - Не хочу слышать ни о каких других.
Девица его вдруг и сама прижалась к нему затылком, заговорила печально:
- От судьбы не уйдешь. И все бы ничего, можно ведь и привыкнуть за тысячу лет, но тогда, на мгновение, я подумала вдруг, что свободна. Дело сделано, и заклятие спало, и отворять врата смерти отныне станут иные орудия, а во мне более миру нет нужды. И я могу уйти, куда хочу. Понимаешь? Куда сама захочу.
- Не уйдешь, - эхом отозвался рыцарь, вдыхая ее запах, все еще немного птичий. Соколиный пух. Кровь. Гарь. Конский пот. Железо.
Его любовь пахла войной. И чему тут удивляться?
Война была его судьбой, и прежде давал он обеты одной войне.

 "Моргуаз" и "Конь", репродукции иллюстраций для коллажа взяты с https://jartgallery.art/gameofjart
"Моргуаз" и "Конь", репродукции иллюстраций для коллажа взяты с https://jartgallery.art/gameofjart

Прекрасное фэнтези. Несмотря на все отсылки к разным литературным произведениям и историческим событиям, к мифам и легендам разных народов, эта история самобытна и не похожа на другие эксперименты с жанрами и переписыванием старых историй на новый лад. Нет. Тут совсем иное. Новая мудрая сказка в трёх актах, написанная изумительно красивым слогом.

Ну и, конечно, иллюстрации. Поразительно прекрасные иллюстрации Алекса Клепнёва. Это тот самый случай, когда художник уловил само настроение произведения, его ауру ощутил и понял суть игры в Джарт:

"Игра в джарт – это танец с невидимыми и непознанными силами мира, и удача здесь так же важна, как и мастерство. Поле для игры отождествляется с путем души, преодолением ею всех препятствий и опасностей, а линии «же отождествляются с судьбой. Каждый танцор проходит все клетки, следуя линиям, как любое существо проживает жизнь свою, сообразуясь с линией судьбы. Но здесь, в точках пересечения, танцор, используя дар свободы выбора, может переменить свою судьбу, соединив ее с другою. Видишь? Если посмотреть внимательно, линии ветвятся, как на ладони, и только дураки следуют прямым путем, никуда не сворачивая и ничего вокруг не замечая."

Спасибо Юле за то, что моё знакомство с книгой Глории Му и с графикой Алекса Клепнёва состоялось. Жаль, что на выставку в галерее JART я тогда не попала, но думаю, что она не в последний раз была.

Рекомендую любителям качественного, красивого фэнтези с мифологическими узорами.