В рассказе "Праздник строя и песни" кое-что придумано, но отталкивался я от своего реального "праздника строя и песни" в третьем классе. Недавно вспомнилась вдруг песня, упомянутая в рассказе - начинающаяся со слов "Белая армия, черный барон…" Погуглил, нашел полный текст. Оказалось, что третий куплет мы не пели:
Мы раздуваем пожар мировой,
Церкви и тюрьмы сравняем с землёй!
Ведь от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней!
Да, на могилевской окраине начала 1980-х эти слова звучали бы несколько странно. Но и то, что пели, не совсем укладывалось в позднесоветскую идеологию:
И все должны мы
Неудержимо
Идти в последний смертный бой!
Культ смерти в "эпоху застоя" не пропагандировался, как и в принципе милитаризм. Об участии советских войск в войне в Афганистане по телевизору и в газетах почти не говорили. Даже "праздники строя и песни" были скорей соревнованием в показухе: какой класс придумает лучшие костюмы, какой класс лучше пройдет по спортзалу строем. А "патриотическая составляющая" уходила на задний план, на нее всем было наплевать.
На фото, которое нашлось в интернете, - тот же самый год, и такие же буденновки и полоски, нашитые на рубашки, но класс явно постарше.
Владимир КОЗЛОВ