Петров был незаконнорожденным. Чужие люди в Петербургском воспитательном доме дали ему имя в сентябре 1834 года. Через два месяца "числившийся под N 3754 мальчик Николай Петров по предъявленному доказательству, что он сын здешней мещанки, девицы Дарьи Селуяновой", был отдан матери.
Нет сведений о его детстве и юности, о его первых учителях. Но когда Петров 23-х лет от роду начал заниматься в Академии художеств, он уже имел некоторую подготовку. Он поступил в Академию в 1857 году. Его способности вскоре же привлекли к нему внимание. В 1858 и 1859 гг Петров получил серебряные медали "по уважению отличных успехов". Большую серебряную медаль Петров получил в 1860 году за картину "Три мужика", написанную на сюжет басни Крылова.
"Не то чтоб очень пьян..." - живая и неринужденная вещь. Молодой оборванец-пьянчуга поёт, смеётся и приплясывает, едва держась на ногах, приваливаясь к гранитному парапету набережной Невы. Беспечная веселость пьяницы хорошо передана Петровым. Удачная композиция листа помогает сразу схватить суть происходящего. Фигура пьяного энергично выдвинута вперед, ничто не отвлекает от основного содержания сцены, хотя художник и наметил сзади фигуру шарманщика, мачты стоящих на Неве парусников, шпиль Петропавловского собора.
Искусствовед А.Н.Савинов считает, что картина "Смотрины невесты" производит впечатление ученического произведения, хотя и старательно исполненного: "Слабость картины ("не совсем удачною" её признала Академия) заключается в том, что он иллюстрировал ею вряд ли для него увлекательные сведения об обычаях и обрядах смотрин. Надуманностью веет от высокой горницы, напоминающей театральные постановки тех лет, и от заполняющих горницу скамей и столов, покрытые скатертями, также похожих на театральный реквизит. Театральны и опрятны крестьяне, лишь внешне и слабо связанные один с другим. Патриархальная чинность нравов, показное благолепие быта, богатство и просторность избы кажутся даже более условными, чем неловкие, словно вымученные жесты и движения участников смотрин, как бы имитируюших веселье, а не испытывающих его.
Петров вероятно не представлял себе существенных особенностей крестьнской жизни".
При этом Савинов считает, что нельзя поставить в вину Петрову, ещё ученику Академии, несовершенство живописного решения картины.
Но как только Петров касался знакомого ему быта бедных слоев городской жизни, положение решительно менялось. Это видно по картине "Сватовство чиновника к дочери портного". И.Е.Репин, перечисляя "прекрасные, свежие русские картины" этих лет, первой назвал картину Петрова.
Петров сумел создать в картине содержательное целое: каждый из участников сцены естественно входит в изображение, у каждого имеется своя роль, свой характер.
Прежде всего бросается в глаза долговязый чиновник, высокопарно изъясняющий портному свои чувства к его дочери.
Покорная и печальная стоит рядом молодая, обаятельная дочь портного. Нетрудно угадать её будущую безрадостную судьбу. Удивлён и заинтересован разглагольствованием чиновника её отец, приподнимающийся со своего портняжного верстака. Сидящий в углу за ним мастер, молодой человек с приятным лицом огорчён, всем своим видом давая понять о своих сердечных чувствах к девушке. Двое мальчиков являются свидетелями объяснения. Они одного возраста, но каждый по-своему воспринимает происходящее. Один, стоящий перед чиновником, пристально и задумчиво разглядывает нежданного жениха. Другой, пораженный невиданным явлением, забыл о горячем утюге в своей руке, теперь, бросив его, дует на обожженные пальцы, не отрывая глаз от речистого гостя. Каждый вносит нечто новое в сценку, делает её живее.
Все детали здесь убедительны и правдивы. Возможно Петров писал комнату с натуры. Все, что находится в комнате, достоверно и характерно, вплоть до клетки с певчей птичкой, подвешанной над головой портного. Комната производит впечатление обжитой людьми, уютной. В картине мы видим сочетание сатиричности с симпатией в оценке изображенных людей, которое делает картину такой жизненной.
Профессиональные достоинства картины: уверенная передача глубины помещения, правдиво переданным довольно сложным освещением.
Картина была одной из лучших на выставке 1862 г. в Академии художеств.
В ноябре 1863 года Петров оказался в числе тринадцати "протестантов", покинувших стены Академии. Через год, "во внимание к отличным познаниям его в живописи народных сцен" Петрову было дано звание художника второй степени. Вместе с другими "протестантами" он стал учредителем известной Артели художников.
В 1865 году Петров женился на дочери мастерового. Жизнь его могла сложиться счастливо. Но признание его достоинств совпало с началом трудной полосы в жизни Петрова. Был ли это творческий кризис, были ли это материальные трудности, но молодой художник начал пить.
Эта картина по-настоящему незаурядна. Всё трагично и тяжело: мокрый снег поздней осени липнет к булыжнику мостовой, к тумбе. Пронизывающий ветер рвёт жалкую одежду старика и гонит его по улице. Страдальчески сморщенное лицо, исхудалая фигура, опущенный взгляд подслеповатых глаз - все говорит о скорбной, бесприютной старости, о "собачьей жизни" человека.
Жестокий смысл этого выражения ещё острее подчеркнут изображением возле старика тощей и мокрой бездомной собаки.
Холодный темно-серый тон картины усиливает её эмоциональную выразительность. В подвале дома, мимо которого проходит старик и собака, помещается бакалейная лавочка, а в её окне виднеются каравай белого хлеба, большие банки с вареньем или соленьями - со всем тем, что недоступно беднякам (по мат-м искусствоведа А.Н.Савинова).
🔴 Если статья вам была интересна то прошу вас сообщить мне об этом, поставив лайк. Подписывайтесь на канал, впереди нас ждёт много интересного.