Найти в Дзене
Пахомов Петр

Сор из афонской избы

Монастырь Филофей Отношения у греков и русских всегда были сложные. А на Афоне особенно. Много негативных фактов можно прочитать в книге Павла Троицкого "Русские афонские монахи". Причина всех этих нестроений - борьба за первенство в православном мире. Греки не могли смириться с потерей главного места в этом мире. И не только в нем, до сих пор они мечтают о завоевании Константинополя, воссатановления Византийской империи и возвращении времен Александра Македонского, Константина Великого. И не могут слышать о пророчестве старца Филофея о Третьем Риме. Это и не просто филетизм, но и даже своего рода неоязычество. Все совершается по воле Божией. Волею Божией пала и Древняя Русь, и Российская империя. Но греки не хотят принять и падение Византии, и умирание греческого мира. И это сильно мешает греческому православию занять место, достойное этой древней Поместной Церкви. Позиция афонского монашества, отказавшегося принять и григорианский, и новоюлианский календарь, и прекратившего поминовен

Монастырь Филофей

Отношения у греков и русских всегда были сложные. А на Афоне особенно. Много негативных фактов можно прочитать в книге Павла Троицкого "Русские афонские монахи". Причина всех этих нестроений - борьба за первенство в православном мире. Греки не могли смириться с потерей главного места в этом мире. И не только в нем, до сих пор они мечтают о завоевании Константинополя, воссатановления Византийской империи и возвращении времен Александра Македонского, Константина Великого. И не могут слышать о пророчестве старца Филофея о Третьем Риме. Это и не просто филетизм, но и даже своего рода неоязычество. Все совершается по воле Божией. Волею Божией пала и Древняя Русь, и Российская империя. Но греки не хотят принять и падение Византии, и умирание греческого мира. И это сильно мешает греческому православию занять место, достойное этой древней Поместной Церкви. Позиция афонского монашества, отказавшегося принять и григорианский, и новоюлианский календарь, и прекратившего поминовение константинопольских патриархов: Афиногора, Димитрия и Варфоломея (пусть уже незначительной частью монашества), напомнило о временах святителя Василия, святителя Афанасия, святителя Григория и других, явивших православной церкви примеры стояний за истину. Но все время это шло рядом с мечтой о главенстве в православной церкве с теориями подобными пентархии. Поэтому самое лучшее греческое афонское монашество очень осторожно реагирует на события на Украине. И все же последователи архимандрита Ефрема не могут не реагировать.

"Игумены некоторых афонских монастырей отказываются сослужить тем, кто признал ПЦУ. Фанариоты говорят о расколе и обвиняют РПЦ. Кто же виноват на самом деле? На Святой Горе Афон снова кипят страсти и снова – из-за ПЦУ. Сейчас «украинский вопрос» опять стал одним из самых актуальных на Святой Горе. Причем не столько из-за войны России против Украины, сколько из-за войны ПЦУ против УПЦ. Что же конкретно случилось? А случилось то, что во время праздничного богослужения на Благовещение Пресвятой Богородицы в монастыре Филофей игумены нескольких обителей Афона отказались служить вместе с представителями тех монастырей, которые признали ПЦУ. Так, после всенощного бдения игумен монастыря Филофей архимандрит Никодим подозвал к себе делегата и представителя монастыря Пантократор иеродиакона Нифона и иеромонаха Виссариона и сказал им, что они не могут остаться на торжественную архиерейскую литургию на следующий день. «Я не считаю вас еретиками, но монастыри признали вас как тех, кто сослужил с раскольниками! Поэтому вы не можете оставаться и литургисать с нами», – сказал им отец Никодим... Позже стало известно, что, кроме архимандрита Никодима, с представителями Ксенофонта и Пантократора отказался служить и архимандрит Иосиф – игумен монастыря Ксиропотам. Этой же позиции придерживаются и игумены других монастырей – Зографа, Хиландара, Каракалла и Пантелеимона. Другими словами, если раньше афониты, выступающие против ПЦУ, еще хоть как-то пытались сохранить видимость единства (например, отказывались сослужить с теми, кто признал ПЦУ, оправдываясь ковидом), то теперь они решили заявить о своей позиции открыто". Это цитата из статьи Константина Шемлюка, члена Союза православных журналистов. Нам остается поверить Шемлюку, тем более что внешне вполне достоверно. Хотя подтверждения не удалось получить даже у русских келлиотов монастыря, видно, потому что игумен не хочет выносить сор из избы. Будем, надеяться, что сор будут выносить, единсто веры окажется сильнее национальных предрассудков.