974 подписчика

Уфимский электротранспорт. Где лучше делать соединительную линию?

636 прочитали

Пожалуй, одна из жарких последнего времени.

Фото: Артём Коновалов
Фото: Артём Коновалов

Но прежде, чем идти по этому вопросу, нужно напомнить историю.

Итак, ранее существовала линия по проспекту Октября, которая проходила по всей его длине. Но в 2000-х годы было принято решение о демонтаже путей под предлогом борьбы с заторами. Тогда в 2004 г. был демонтирован участок от Аграрного университета до Госцирка. А в 2008 г. был произведён демонтаж линии полностью. При этом разрыв сетей на северную и южную произошло в августе 2008 г., а окончательный демонтаж - в сентябре 2008 г.

Схема трамвайной сети Уфы в 2009 г.. Автор: Максим Гольбрайхт
Схема трамвайной сети Уфы в 2009 г.. Автор: Максим Гольбрайхт

И спустя какое-то время пошли обещания о соединении сетей в единую.

В предыдущей статье про уфимский электротранспорт был оставлен комментарий.

Пожалуй, одна из жарких последнего времени.   Но прежде, чем идти по этому вопросу, нужно напомнить историю. Итак, ранее существовала линия по проспекту Октября, которая проходила по всей его длине.-3

У этого есть доля истины, ибо каждый раз данный вопрос вызывает жаркие дискуссии. Есть те, кто поддерживает развитие трамваев, а есть и те, кто категорически против.

На данный момент рассматривается три варианта строительства по следующим улицам:

1. ул. Рихарда Зорге - ул. Блюхера

2. проспект Октября

3. ул. Комсомольская - ул. Российская

На скриншоте показаны три параллельных улицы, про которые и пойдёт речь.
На скриншоте показаны три параллельных улицы, про которые и пойдёт речь.

Попробуем разобрать каждую из улиц отдельно.

1. Улица Рихарда Зорге - улица Блюхера

Данные улицы находятся слева от проспекта. На части ул. Рихарда Зорге до сих пор жива трамвайная линия.

Фото: matsur_04_photo. На фото изображён перекрёсток, где возможно соединение линии по ул. Зорге
Фото: matsur_04_photo. На фото изображён перекрёсток, где возможно соединение линии по ул. Зорге

Итак, предполагается прокладка по оси улиц. То есть, прохождение по бывшей вертолётной площадке (ныне застроенной многоэтажками), парку им. М. Гафури, вдоль жилых домов и лесополосы.

В 2013 г. здесь было предложено строительство линии скоростного трамвая на эстакаде, при этом, по самой улице Блюхера предлагалось не идти, а уйти вбок - в лесопосадку, огибая дома. Затем выход к депо через платформу "1629 км." (ныне Городской дворец культуры). Проект был раскритикован местными жителями и был приостановлен.

Из плюсов данного варианта можно лишь отметить тот факт, что не будет дополнительной нагрузки на проспект Октября.

А вот минусов данного варианта больше. Итак, на большей части невозможно построить выделенку. То есть, трамвай поедет только вместе с автомобилями на одной дороге. И в любой момент трамвай может встать из-за элементарных ДТП.

Фото: Артур Янбухтин. Наглядно заметна ширина улица Блюхера
Фото: Артур Янбухтин. Наглядно заметна ширина улица Блюхера

У этого варианта есть ещё один минус - это ширина улицы. По сути, в случае строительства линии будет трамвай у подъезда. Далеко не всем это понравится.

Кроме того, у данного варианта проблема окончания. По факту, линия придётся выводить на тот же проспект Октября, ибо в других случаях требуется снос домов. А через район железной дороги имеется подстанция района, которую явно не дадут снести.

Конечно, можно попробовать повилять между домами и подстанцией, но опять-таки есть другой нюанс. На данной улице потенциально низкий пассажиропоток. Здесь нет таких сильных точек притяжения. Есть центральный парк, городская больница № 18, но это не такие точки притяжения. Можно немного опереться на местных жителей, но снова их будет не так много. Для большинства пассажиров трамвай не подходит по причине того, что он им не по пути. Он не отвезёт на большинство заводов, не проходит через социальные объекты.

Поэтому ул. Рихарда Зорге - ул. Блюхера не стоит считать лучшим вариантом.

2. Улица Комсомольская - улица Российская

Фото автора. Троллейбус следует по ул. Российской
Фото автора. Троллейбус следует по ул. Российской

Второй вариант находится справа от проспекта. В 2006 г. планировалось строительство линии трамвая по данному участку. Именно тогда же пошла речь о скором закрытии линии по проспекту Октября.

Кроме того, в 2013 г. здесь планировалась вторая ветка скоростного трамвая.

Итак, на этом участке можно построить выделенную линию на большей части пути (частично пожертвовав некоторыми объектами, в основном, торговыми).

А вот по бульвару Саид-Галеева придётся убрать стоянку вдоль бордюра и пускать линию по дороге, ибо там расположен кинотеатр "Искра".

А вот за "Искрой" можно построить хорошую конечную.

Ширина ул. Комсомольская и Российская позволяет также рассмотреть вариант и совмещенного полотна.

Фото: Клауд. Трамвай приближается к перекрёстку улиц Трамвайная и Российская.
Фото: Клауд. Трамвай приближается к перекрёстку улиц Трамвайная и Российская.

Один из главных нюансов строительства линии - это перекрёсток с ул. Трамвайной. Дело в том, что данный перекрёсток находится под уклоном, а строительство стрелок, тем более, без использования автоматики, не внушает доверия. Например, в некоторых городах есть такие стрелки, но перевод их вручную не допускается.

В данном случае проблему можно решить за счет постройки автоматической стрелки. Но тут не стоит забывать, что её уже не пустишь на самотёк, как всю ситуацию.

Другой вариант - строительство эстакады. Но эта мера значительно удорожит строительство.

Фото: ESDI
Фото: ESDI

Кроме того, при строительстве могут быть вопросы у энергетиков, ибо есть пересечения с ЛЭП. Но тут в качестве аргумента можно представить действующую троллейбусную линию.

Что касается пассажиропотока, то здесь потенциальный пассажиропоток выше. И не только за счёт более высоких домов (на Блюхера доминируют 5-этажные дома, здесь же 9-этажные). Здесь есть несколько неплохих точек притяжения - БТИ, Главархитектура, рынки "Урал" и "Ильинский", а также другие объекты. Но опять-таки, трамвай здесь мало затронет основные маршрутки.

Но у данной линии больше потенциала, ведь в последующем от неё можно сделать ответвления в другие стороны. Например, соединить её с кольцом "Санаторий "Зелёная Роща". Или провести линию параллельно проспекту до района Дома Печати, благо на том "аэродроме", как назвали улицу Комсомольскую урбанисты, есть задел под трамвайные пути.

Кроме того, строительство линии позволит разрешить вопрос с "феноменом Комсы" - на данной улицы почти нет общественного транспорта, несмотря на большой потенциальный пассажиропоток. Уж сколько пытались запустить маршрутов, так ничего и не вышло. До реконструкции улицы ходила маршрутка № 202, но в последнее время только по будням. Недавно пытались возобновить, но долго не продержалась.

Но вот участок соединительной линии если и пройдёт, то по той части, где есть ОТ в виде троллейбуса № 16, автобуса № 39 и маршруток № 222 и 224. Последняя будет больше дублировать трамвай на этом участке.

3. Проспект Октября

Фото автора. Вид на северную часть проспекта Октября. Здесь убрали трамвай в 2008 г.
Фото автора. Вид на северную часть проспекта Октября. Здесь убрали трамвай в 2008 г.

Как было сказано ранее, трамвай окончательно убрали отсюда в 2008 г. Но периодически всплывает вопрос о восстановлении данной линии. Тем более, есть документ, по которому линия официально законсервирована в ожидании ремонта.

По факту, на проспекте открыты все дороги, множество точек притяжения. Но у проспекта есть один минус - перекрытия в праздники.

Проспект всегда бодрствует. Тут практически невозможно увидеть тишину. Даже ночью постоянное движение.

Восстановление трамвая и его улучшение может стать сильным аргументом в конкуренции за пассажира. Уфа давно нуждается в магистральном транспорте, но его всё никак не доведут до ума.

Метрополитен городу не светит - строительство будет слишком дорогим из-за особенностей почвы. Железная дорога у нас проложена не очень удачно, поэтому электрички выпали из борьбы. Конечно, у них есть свой пассажир, но для большинства электричка не по пути.

Из автобуса можно создать магистральный транспорт, но тут требуется множество ресурсов. Да и требуется много работы со смежными ведомствами. В Уфе количество выделенных полос для ОТ можно пересчитать по пальцам, а без них создать нормальный магистральный автобус довольно проблематично. Можно взять за основу маршрут № 226, который идеально подходит на звание магистрального. На проспекте он едет по выделенке, а вот на многих участках попадает в заторы.

Тоже самое о троллейбусе. Тем более, наиболее лучше будет использование машин с увеличенным автономным ходом.

Остаётся трамвай. Те же урбанисты предлагают вариант в виде сужения проспекта Октября за счёт трамвайных путей и сохранением выделенной полосы для автобусов и троллейбусов. Но урбанисты - те люди, которые считают, что город должен быть без машин. Но это не самый лучший вариант - оставлять лишь две полосы для движения. По факту, усугубится ситуация на дорогах. И та же Блюхера и Российская уже не справятся с потоком.

Фото: Алексей 57. Лиговский проспект Санкт-Петербурга
Фото: Алексей 57. Лиговский проспект Санкт-Петербурга

Довольно интересное решение воплотили в Санкт-Петербурге. Здесь сделана автобусно-трамвайная выделенка. При желании можно сделать и троллейбус. При этом, проспект может стоять, а общественный транспорт спокойно ехать. Это же решение можно применить и на проспекте Октября в Уфе. Но главная проблема тут - это перегруженность проспекта маршрутами. На участке между ГДК и Госцирком проходит 29 маршрутов. Часть из них дублируют друг друга, можно что-то изменить или убрать, но это мало решит проблему. Если все маршруты загнать в одну полосу, а туда добавить ещё пару маршрутов трамвая, но всё это дело просто встанет. Увы, мы через это проходили, когда шли проверки автобусов. Тогда один перегон автобусы и троллейбусы ехали по 10-15 минут вместо положенных 2 минут.

Главный вопрос в том, как сделать лучше, но и не сделать хуже.

А есть ли альтернативы?

Уфа - довольно интересна своим рельефом. Множество холмов и неровностей создают интересный образ. Есть хорошее место по Уфимскому шоссе - ул. Сипайловской и ул. Менделеева. Но есть проблема - пересечение с железнодорожными путями. И дело даже не особо в них, а в стрелке, которая находится прямо у перекрёстка УФимское шоссе - ул. Трамвайная. Далее - ЛЭП по ул. Сипайловская, затяжной подъём в сторону Менделеева. И кроме того, тогда трамвай не охватит такой крупный микрорайон, как Сипайлово. А если гнать трамвай через микрорайон, то у нас будет место под названием Агидель. Пожалуй, там нет пробок только ночью.

Фото автора. Вид на левобережье р. Уфы
Фото автора. Вид на левобережье р. Уфы

Есть вариант с левобережьем Уфимки. Конечно, там пока ничего не сделано, но в этом и вся суть. На данный момент трамваю там делать нечего. Возить дачников? А смысл в таком трамвае? Тем более, нет мостов для перехода на левый берег.

Получается, что на данный момент альтернативы проспекту Октября особо и нет. Но опять-таки, восстановление путей на проспекте создаст дополнительные проблемы. Городу давно требуется строительство новых дорог, новых мостов и путепроводов. Строительство ещё двух мостов через железную дорогу и соединительных улиц значительно проспект Октября от лишнего трафика. Строительство моста в створе ул Интернациональной поможет убрать трафик, который следует с Черниковки в западную сторону города.

Личное мнение по поводу соединительной линии:
Строить нужно две линии - одна по проспекту, вторая по Российской и Комсомольской. Тем самым будет создана возможность быстрого переключения вагонов в случае проблем. Кроме того, сеть трамвая можно изменить так, чтобы 10 и 18й маршрут можно было закольцевать между собой, а 5ку направить до Гастелло.

И тут дело даже не в трамвае, а в подходе к развитию всей транспортной системы города. А в Уфе требуется множество решений и денег. Когда-то всё было пущено на самотёк, но это постоянно даёт о себе знать.

Материал создан при поддержке канала  "Уфимский транспорт"  и группы  "Уфимский электротранспорт".

Благодарю за внимание!