ВАЗ-2101 — в нашей истории. В день рождения модели вспоминаем ее биографию.
Этот автомобиль неспроста называют легендарным: он перевернул всю отечественную автоиндустрию, прочно вошел в культуру и показал всему миру, как можно доработать иномарку для наших суровых условий. Сейчас эту машину кличут слегка фамильярным прозвищем «копейка», но в годы своей славы она была показателем высокого статуса владельца. Впрочем, копейка рубль бережет. ВАЗ-2101 живет и сегодня и 19 апреля отмечает 53 года с момента старта производства. Вспоминаем самое интересное из карьеры первой модели LADA!
1) Факт известный: «Жигули» созданы на базе FIAT-124 (Автомобиль года в Европе — 1967), но прототип был глубоко переработан, в него было внесено свыше 800 конструкторских изменений: усилен кузов, изменена кинематика шасси, установлен двигатель иной конструкции…
2) А вот факт менее известный: ВАЗ-2101 стала комфортнее и динамичнее итальянского седана. Журналисты, которые сравнивали автомобили на ходу, отмечали: двигатель «Фиата» шустрее раскручивается, зато двигатель «Жигулей» лучше тянет и более уверенно разгоняет автомобиль. Подвеска у ВАЗ-2101 тоже более комфортная. Да и по уровню безопасности «Жигули» были повыше: у них двухконтурная система тормозов. Пусть у «Фиата» есть задние дисковые тормоза, но в те годы барабанные были примерно на том же уровне по эффективности, а по ресурсу — гораздо, гораздо выше.
3) Первые ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года. С конвейера сошли 6 автомобилей синего и красного цвета, символизируя флаг РСФСР. Первая сборка была непростым занятием. По воспоминаниям участников, все компоненты автомобиля были наперечет: если ты уронил гайку, ты не можешь просто взять другую, ты должен найти ту, что уронил.
4) Первые «Жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна, это 22 апреля 1970 года — столетие В.И. Ленина. Нормальная практика для тех времен! При этом генеральный директор ВАЗа В.Н. Поляков строго запретил устраивать из первой сборки шоу: и без того плановые сроки освоения несколько сместились — и цена ошибки, провала или какого-то сбоя была бы высока. Даже заводская газета не написала об этом ни строчки, исполняя приказ главы предприятия. Да и сама сборка велась ночью, с 18 на 19 апреля, а 19 апреля 1970 года было воскресеньем!
5) Самые первые собранные ВАЗ-2101 не сохранились. Более того, самый ранний сохранившийся экземпляр, найденный для заводского музея, обозначен 38-м номером кузова. Логично, что до старта товарного производства было собрано несколько десятков предсерийных машин. Вот только где они? Сохранились ли? Это вопрос для будущих исследований.
6) Продажи «Жигулей» начались в августе 1970 года. Через 19 лет раритетный автомобиль вновь стал собственностью АВТОВАЗа, но в качестве музейного экспоната. Его владелец пересел за руль нового автомобиля ВАЗ-2109, подаренного предприятием.
7) Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. В августе 1970 года выпускалось уже по 70 машин в смену. Всего в 1970 году было собрано около 23 тысяч машин.
8) На экспорт первая партия автомобилей была отправлена уже в 1971 году— в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и низкую цену.
9) В 1971 году ВАЗ-2101 появился не только на мировом рынке, но и на гоночных трассах. Его дебют в ралли «Балтика» был удостоен специального приза «За мужество и волю к победе». В европейском ралли «Тур Европы» 1971 года советская команда на автомобилях ВАЗ-2101 выиграла серебряный кубок.
10) На первую модель «Жигулей» устанавливали разные моторы: объемом 1,2 и 1,3 л. А самым мощным — 120 л.с. — был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена опытно-промышленная партия таких машин.
11) Распространение динамичных «Жигулей» изменило даже российские правила дорожного движения! В 1980 году впервые в России была ограничена скорость на трассе (до 90 км/час).
12) Слово «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA. Но только в 2004 году было принято решение о распространении бренда «LADA» на всю автомобильную продукцию АВТОВАЗа.
13) ВАЗ-2101 — не только первая и самая массовая LADA. ВАЗ-2101 — самый массовый автомобиль за всю историю российского автостроения. За 18 лет было выпущено 4,8 миллиона всех модификаций первой модели «Жигулей». Соперничать с ВАЗ-2101 может только ВАЗ-2106 с ее тиражом 4,2 миллиона.
14) В 2000 году ВАЗ-2101 по итогам опроса журнала «За рулем» назван «Российским автомобилем ХХ столетия». Более 80 тысяч человек приняли участие в голосовании по определению лучшего российского автомобиля XX века. За ВАЗ-2101 проголосовали 24,5% участников референдума. Еще одна LADA — десятой модели — заняла третье место в этом голосовании (а второе место заняла ГАЗ-21). В редакции журнала пришли к выводу: россияне проголосовали за «десятку», так сказать, авансом, так как модель только недавно вышла в продажу. Прогноз стал реальностью, и ближайшие семь лет LADA 110 была флагманом АВТОВАЗа, пока ее не сменила Priora, тоже ставшая в те годы абсолютным бестселлером российского рынка.
15) Около 175 000 ВАЗ-2101 до сих пор стоят на учете в России (по данным агентства «АВТОСТАТ»). Многие и сегодня ездят: учат молодежь вождению, становятся объектами реставрации и демонстрируют мастерства владельца. В отличие от многих других ретроавтомобилей, «Жигули» вполне надежны и пригодны для повседневной езды. Более того, даже с позиции современного автомобилиста могут оставить о себе приятное впечатление. По-настоящему комфортное и энергоемкое шасси, теплая печка, отличная обзорность, хороший баланс массы и тяговитого мотора, простота и надежность — эти качества актуальны и сегодня, спустя более чем полвека после старта производства «Жигулей».
16) В фильме «Особо опасен» за руль ВАЗ-2101 села Анджелина Джоли. Это породило множество шуток и каламбуров, что после этого советская классика снова войдет в моду. Это оказалось правдой, по крайней мере отчасти: в России ВАЗ-2101 стал полноправным участником автомобильных ретрофестивалей.
В голливудском фильме фигурируют «Жигули» бежевого цвета, а похожий автомобиль, только чуть более темный, есть в музейном фонде АВТОВАЗа. Интересно, что эта машина практически без пробега: это 100-тысячный автомобиль ВАЗа, сразу после сборки он отправился в музей. И, как выяснилось, его сразу собирали как музейный экспонат. Как мы об этом узнали? Когда музейную машину решили подреставрировать, на внутренних панелях салона и даже под капотом обнаружились автографы сборщиков! Они явно хотели войти в историю.
17) На ВАЗ-2101 пройдено кругосветное путешествие. Филип Фогел и Петр Явурек из чешского города Честице стартовали весной 2017 года и за 10 месяцев проехали 50 тысяч километров. Автомобиль 1975 года достойно выдержал путешествие. Слова путешественников:
«“Жигулик” был верным другом, он никогда нас не оставлял! Несколько раз, правда, мы злились на него, когда он не хотел ехать на высоте или в жаре. Но все препятствия мы втроем прошли достойно и вместе вернулись обратно.
Мы научились находить решение в самых неожиданных ситуациях, общаться с людьми и понимать их, даже если не говоришь на местном языке. Мы также научились скромности и осознали, что в жизни можно довольствоваться малым».
18) Есть миф, что первые «Жигули» оснащались «фиатовскими» двигателями. Но это не так. Двигатель «Фиат-124» совсем другой: с нижним расположением распределительного вала. Действительно, первые автомобили комплектовались моторами, которые поступали из Италии (причем собирали их там российские рабочие, в рамках стажировки). По воспоминаниям ветеранов ВАЗа, автомобилей с импортными (но именно «жигулевскими»!) моторами было собрано не более тысячи. А между тем, уже с 30 июля 1970 года завод начал выпускать собственные двигатели для конвейерной сборки автомобилей.
19) ВАЗ-2101 — сверхприбыльный автомобиль. Стоимость, в которую обходилось производство автомобиля ВАЗ-2101, около 1600 рублей, стоимость для рядового покупателя — 5500. Во времена СССР автомобилями торговало государство, оно и регулировало цены. Спрос был очень высоким, люди годами стояли в очередях за машиной, а подержанный автомобиль стоил дороже нового. Все это давало возможность установить цену на новый ВАЗ-2101 в три-четыре раза выше его себестоимости. Ни одному капиталисту не снилась прибыль в 400%! Считается, что три года производства автомобилей окупили затраты государства на строительство Волжского автозавода. При таких ценах — неудивительно!
20) ВАЗ-2101 снабжались «кривым стартером», но запустить мотор при помощи этого рычага практически невозможно: двигатель слишком высокооборотный. Да и не для этого «кривой»! В инструкции к ВАЗ-2101 про него сказано: «При температуре окружающего воздуха ниже -25°С для облегчения пуска двигателя до включения стартера проверните несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой». После чего следовало заводить мотор как обычно, электростартером. А вот у «Фиата-124» «кривого стартера» не было, про морозы ниже 25 градусов его создатели явно не думали!