Найти тему
LADA

ВАЗ-2101: 20 фактов о первой модели LADA

ВАЗ-2101 — в нашей истории. В день рождения модели вспоминаем ее биографию.

Этот автомобиль неспроста называют легендарным: он перевернул всю отечественную автоиндустрию, прочно вошел в культуру и показал всему миру, как можно доработать иномарку для наших суровых условий. Сейчас эту машину кличут слегка фамильярным прозвищем «копейка», но в годы своей славы она была показателем высокого статуса владельца. Впрочем, копейка рубль бережет. ВАЗ-2101 живет и сегодня и 19 апреля отмечает 53 года с момента старта производства. Вспоминаем самое интересное из карьеры первой модели LADA!

1) Факт известный: «Жигули» созданы на базе FIAT-124 (Автомобиль года в Европе — 1967), но прототип был глубоко переработан, в него было внесено свыше 800 конструкторских изменений: усилен кузов, изменена кинематика шасси, установлен двигатель иной конструкции…

Испытания «Фиатов» были весьма жесткими…
Испытания «Фиатов» были весьма жесткими…

2) А вот факт менее известный: ВАЗ-2101 стала комфортнее и динамичнее итальянского седана. Журналисты, которые сравнивали автомобили на ходу, отмечали: двигатель «Фиата» шустрее раскручивается, зато двигатель «Жигулей» лучше тянет и более уверенно разгоняет автомобиль. Подвеска у ВАЗ-2101 тоже более комфортная. Да и по уровню безопасности «Жигули» были повыше: у них двухконтурная система тормозов. Пусть у «Фиата» есть задние дисковые тормоза, но в те годы барабанные были примерно на том же уровне по эффективности, а по ресурсу — гораздо, гораздо выше.

3) Первые ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года. С конвейера сошли 6 автомобилей синего и красного цвета, символизируя флаг РСФСР. Первая сборка была непростым занятием. По воспоминаниям участников, все компоненты автомобиля были наперечет: если ты уронил гайку, ты не можешь просто взять другую, ты должен найти ту, что уронил.

Парадных фото первой сборки нет. Зато есть реконструкция этого события спустя 10 лет
Парадных фото первой сборки нет. Зато есть реконструкция этого события спустя 10 лет

4) Первые «Жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна, это 22 апреля 1970 года — столетие В.И. Ленина. Нормальная практика для тех времен! При этом генеральный директор ВАЗа В.Н. Поляков строго запретил устраивать из первой сборки шоу: и без того плановые сроки освоения несколько сместились — и цена ошибки, провала или какого-то сбоя была бы высока. Даже заводская газета не написала об этом ни строчки, исполняя приказ главы предприятия. Да и сама сборка велась ночью, с 18 на 19 апреля, а 19 апреля 1970 года было воскресеньем!

«Ленин с нами!» — типичный лозунг тех лет. Да и сам ВАЗ официально назывался «Автозавод имени 50-летия СССР»
«Ленин с нами!» — типичный лозунг тех лет. Да и сам ВАЗ официально назывался «Автозавод имени 50-летия СССР»

5) Самые первые собранные ВАЗ-2101 не сохранились. Более того, самый ранний сохранившийся экземпляр, найденный для заводского музея, обозначен 38-м номером кузова. Логично, что до старта товарного производства было собрано несколько десятков предсерийных машин. Вот только где они? Сохранились ли? Это вопрос для будущих исследований.

Каждая линия конвейера рассчитана на сход одного автомобиля в минуту
Каждая линия конвейера рассчитана на сход одного автомобиля в минуту

6) Продажи «Жигулей» начались в августе 1970 года. Через 19 лет раритетный автомобиль вновь стал собственностью АВТОВАЗа, но в качестве музейного экспоната. Его владелец пересел за руль нового автомобиля ВАЗ-2109, подаренного предприятием.

Вишневая ВАЗ-2101 – первая проданная
Вишневая ВАЗ-2101 – первая проданная

7) Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. В августе 1970 года выпускалось уже по 70 машин в смену. Всего в 1970 году было собрано около 23 тысяч машин.

8) На экспорт первая партия автомобилей была отправлена уже в 1971 году— в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и низкую цену.

9) В 1971 году ВАЗ-2101 появился не только на мировом рынке, но и на гоночных трассах. Его дебют в ралли «Балтика» был удостоен специального приза «За мужество и волю к победе». В европейском ралли «Тур Европы» 1971 года советская команда на автомобилях ВАЗ-2101 выиграла серебряный кубок.

Реплика той самой гоночной машины с «Тура Европы». Автомобиль полностью в рабочем состоянии
Реплика той самой гоночной машины с «Тура Европы». Автомобиль полностью в рабочем состоянии

10) На первую модель «Жигулей» устанавливали разные моторы: объемом 1,2 и 1,3 л. А самым мощным — 120 л.с. — был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена опытно-промышленная партия таких машин.

11) Распространение динамичных «Жигулей» изменило даже российские правила дорожного движения! В 1980 году впервые в России была ограничена скорость на трассе (до 90 км/час).

Волжская ГЭС и Волжский автозавод: локомотивы индустрии региона
Волжская ГЭС и Волжский автозавод: локомотивы индустрии региона

12) Слово «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA. Но только в 2004 году было принято решение о распространении бренда «LADA» на всю автомобильную продукцию АВТОВАЗа.

13) ВАЗ-2101 — не только первая и самая массовая LADA. ВАЗ-2101 — самый массовый автомобиль за всю историю российского автостроения. За 18 лет было выпущено 4,8 миллиона всех модификаций первой модели «Жигулей». Соперничать с ВАЗ-2101 может только ВАЗ-2106 с ее тиражом 4,2 миллиона.

«Жигули» прекрасно смотрелись и в городах, и на просторах страны
«Жигули» прекрасно смотрелись и в городах, и на просторах страны

14) В 2000 году ВАЗ-2101 по итогам опроса журнала «За рулем» назван «Российским автомобилем ХХ столетия». Более 80 тысяч человек приняли участие в голосовании по определению лучшего российского автомобиля XX века. За ВАЗ-2101 проголосовали 24,5% участников референдума. Еще одна LADA — десятой модели — заняла третье место в этом голосовании (а второе место заняла ГАЗ-21). В редакции журнала пришли к выводу: россияне проголосовали за «десятку», так сказать, авансом, так как модель только недавно вышла в продажу. Прогноз стал реальностью, и ближайшие семь лет LADA 110 была флагманом АВТОВАЗа, пока ее не сменила Priora, тоже ставшая в те годы абсолютным бестселлером российского рынка.

Из рабочей лошадки «Жигули» превратились в объект реставрации. На фото — автопарад в честь дня рождения АВТОВАЗа
Из рабочей лошадки «Жигули» превратились в объект реставрации. На фото — автопарад в честь дня рождения АВТОВАЗа

15) Около 175 000 ВАЗ-2101 до сих пор стоят на учете в России (по данным агентства «АВТОСТАТ»). Многие и сегодня ездят: учат молодежь вождению, становятся объектами реставрации и демонстрируют мастерства владельца. В отличие от многих других ретроавтомобилей, «Жигули» вполне надежны и пригодны для повседневной езды. Более того, даже с позиции современного автомобилиста могут оставить о себе приятное впечатление. По-настоящему комфортное и энергоемкое шасси, теплая печка, отличная обзорность, хороший баланс массы и тяговитого мотора, простота и надежность — эти качества актуальны и сегодня, спустя более чем полвека после старта производства «Жигулей».

А этот экземпляр — почти без пробега. ВАЗ-2101 под номером 100 000 сразу после сборки отправился в заводской музей
А этот экземпляр — почти без пробега. ВАЗ-2101 под номером 100 000 сразу после сборки отправился в заводской музей

16) В фильме «Особо опасен» за руль ВАЗ-2101 села Анджелина Джоли. Это породило множество шуток и каламбуров, что после этого советская классика снова войдет в моду. Это оказалось правдой, по крайней мере отчасти: в России ВАЗ-2101 стал полноправным участником автомобильных ретрофестивалей.
В голливудском фильме фигурируют «Жигули» бежевого цвета, а похожий автомобиль, только чуть более темный, есть в музейном фонде АВТОВАЗа. Интересно, что эта машина практически без пробега: это 100-тысячный автомобиль ВАЗа, сразу после сборки он отправился в музей. И, как выяснилось, его сразу собирали как музейный экспонат. Как мы об этом узнали? Когда музейную машину решили подреставрировать, на внутренних панелях салона и даже под капотом обнаружились автографы сборщиков! Они явно хотели войти в историю.

17) На ВАЗ-2101 пройдено кругосветное путешествие. Филип Фогел и Петр Явурек из чешского города Честице стартовали весной 2017 года и за 10 месяцев проехали 50 тысяч километров. Автомобиль 1975 года достойно выдержал путешествие. Слова путешественников:

«“Жигулик” был верным другом, он никогда нас не оставлял! Несколько раз, правда, мы злились на него, когда он не хотел ехать на высоте или в жаре. Но все препятствия мы втроем прошли достойно и вместе вернулись обратно.

Мы научились находить решение в самых неожиданных ситуациях, общаться с людьми и понимать их, даже если не говоришь на местном языке. Мы также научились скромности и осознали, что в жизни можно довольствоваться малым».

18) Есть миф, что первые «Жигули» оснащались «фиатовскими» двигателями. Но это не так. Двигатель «Фиат-124» совсем другой: с нижним расположением распределительного вала. Действительно, первые автомобили комплектовались моторами, которые поступали из Италии (причем собирали их там российские рабочие, в рамках стажировки). По воспоминаниям ветеранов ВАЗа, автомобилей с импортными (но именно «жигулевскими»!) моторами было собрано не более тысячи. А между тем, уже с 30 июля 1970 года завод начал выпускать собственные двигатели для конвейерной сборки автомобилей.

Установка двигателей на главном конвейере
Установка двигателей на главном конвейере

19) ВАЗ-2101 — сверхприбыльный автомобиль. Стоимость, в которую обходилось производство автомобиля ВАЗ-2101, около 1600 рублей, стоимость для рядового покупателя — 5500. Во времена СССР автомобилями торговало государство, оно и регулировало цены. Спрос был очень высоким, люди годами стояли в очередях за машиной, а подержанный автомобиль стоил дороже нового. Все это давало возможность установить цену на новый ВАЗ-2101 в три-четыре раза выше его себестоимости. Ни одному капиталисту не снилась прибыль в 400%! Считается, что три года производства автомобилей окупили затраты государства на строительство Волжского автозавода. При таких ценах — неудивительно!

20) ВАЗ-2101 снабжались «кривым стартером», но запустить мотор при помощи этого рычага практически невозможно: двигатель слишком высокооборотный. Да и не для этого «кривой»! В инструкции к ВАЗ-2101 про него сказано: «При температуре окружающего воздуха ниже -25°С для облегчения пуска двигателя до включения стартера проверните несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой». После чего следовало заводить мотор как обычно, электростартером. А вот у «Фиата-124» «кривого стартера» не было, про морозы ниже 25 градусов его создатели явно не думали!