Если ваши глаза сейчас бегут по этим строкам – значит, вы тоже попали под влияние волны популярности вебтунов!
Так, например, платформа Naver Webtoon за последние пять лет увеличила свою аудиторию в колоссальные 4 раза! Если в 2017 году платформой пользовалось около 46 миллионов человек, то в 2023 году это число уже переваливает за 180 миллионов.
Аналогичный рост происходит и у других платформ. Kakao Entertainment завоёвывает всё больше сердец в Америке (Tapas) и Японии (Kakao Piccoma), занимая первые строчки в рейтингах популярных приложений для чтения историй в AppStore и Google Play.
Вебтуны также оказываются среди номинантов престижных премий, выходя за рамки простых “историй в картинках”. Lore Olympus, нарисованный новозеландской художницей Rachel Smythe для Canvas Webtoon (а позднее перешедший в Naver Originals), получил Премию Айснера – своеобразный “Оскар” в мире комиксов. Это первый вебтун, удостоенный данной награды!
Но и это не всё…
Ведь фильмы и дорамы, основанные на вебтунах, мгновенно взлетают на первые строчки рейтингов, в том числе и на популярной стриминговой платформе Netflix!
Оригинальная дорама Naver Webtoon «Милый дом» до сих пор возглавляет чарты более чем 8 стран мира, а новинка «Мы все мертвы» занимала 1 место в рейтинге 10 дней подряд. Для такой крупной платформы это удивительный результат!
Кроме того, сейчас всё сообщество фанатов вебтунов замерло в ожидании выхода анимационного сериала по «Поднятие уровня в одиночку» - культового экшена про слабака, ставшего сильнейшим воином в мире, превратившимся в игру. Эту историю, к слову, можно прочитать на Мой комикс :)
Наверняка вы и сами заметили, как за последние несколько лет соотношение манги и веб-манхвы на ресурсах, дающих доступ к японским, южнокорейским и китайским комиксам, сместилось в пользу вебтунов с их яркими, динамичными, длинными страничками. Это происходит повсеместно! Вебтуны действительно захватывают мир…
Но как они к этому пришли? Давайте разбираться!
Само собой, южнокорейские комиксы не сразу стали “длинными” и цветными. Для того, чтобы обрести свою современную форму, манхва пришлось преодолеть огромный путь.
Комиксы в стране появились в 1900-х годах, и между японскими и южнокорейскими комиксами на тот момент не было существенных отличий. Изначально манхва, как и манга, была чёрно-белой, и служила либо инструментом пропаганды, либо развлечением для маленьких детей. Тенденция заимствования визуальной эстетики продолжилась до конца ХХ века.
Ближе к 1990-м годам истории в южнокорейских комиксах стали приобретать современные формы, и появились более-менее знакомые нам романтические и повседневные сюжеты. В конце концов, благодаря близким читателю темам, манхва отозвалась в сердцах южнокорейской аудитории!
А потом, в начале ХХI века, появились первые вебтуны – в некоторой степени “благодаря” кризису индустрии книжной печати.
Современные вебтуны
От обычной манхва веб-комиксы отличались тем, что их авторы изначально не предполагали печати своих творений. Нарисованные ими комиксы изначально создавались для глобальной сети. В новом, неизведанном для себя пространстве, веб-художники много экспериментировали с формой, всё дальше уходя от стандартного “постраничного” расположения фреймов.
Страницы, имитируя веб-сайты, стали вытягиваться, тем самым добавляя дополнительной динамики от пролистывания полотна. Скролл как бы оживлял события внутри фреймов, и время между ними становилось более текучим в линейном направлении – в отличие от традиционно горизонтальных комиксов, где время концентрировалось внутри отдельных страниц.
В свою очередь, многообразие художественных инструментов в диджитал-среде позволило художникам развивать визуальную эстетику своих творений. Если первые веб-комиксы были нарисованы простейшими кистями в пэинте и в первых версиях фотошопа, то сейчас у авторов есть широкий арсенал специализированных графических редакторов. В них можно играться с кистями, текстурами, фильтрами, а некоторые из них (например, Clip Studio Paint и MediBang) имеют встроенный функционал для создания веб-комиксов.
Так постепенно оформился современный вид вебтунов!
А прижился он по нескольким очень простым причинам…
Во-первых, уже упомянутая графика, цепляющая глаз. Кто из нас не залипал на безумной красоты фреймы и персонажей? Правильно, никто!
Во-вторых, это истории. Где-то трогательные и чувственные, где-то жуткие и мрачные. Вебтуны рисуются в самых разных жанрах тысячами авторов – и у каждого есть свой неизменно интересный рассказ, достойный вашего внимания.
В-третьих, это формат. И здесь всё благодаря переходу людей на смартфоны! Вебтуны удобны для чтения в дороге, ведь их длинные страницы листаются движением одного пальца одной руки. А ещё страницы вебтунов прекрасно умещаются по ширине небольших экранов, и читатель постепенно погружается в историю, фрейм за фреймом.
И, разумеется, не обошлось и без развития платформ для публикации вебтунов – но с этого мы, собственно, и начали свой сегодняшний рассказ 😺
Пожалуй, вот основные причины заслуженно грандиозной популярности вебтунов, которая обязательно продолжит свой рост в ближайшие годы!
У вас есть любимый вебтун? Делитесь в комментариях!
А если вы ещё не нашли его – заглядывайте на платформу Мой комикс, где публикуются лицензионные переводы вебтунов на русский язык 👀
🧡 Сайт