Что характеризует современное кино? Оно склонно критиковать и насмехаться над элитами, рассказывать истории о лузерах, вызывать страх экологической катастрофы и развития компьютерных технологий. А еще?
А еще одной из самых главных черт сегодняшнего кино стало его оперирование с концепцией неопределенности. Мы живем в эпоху перемен, давным-давно нам заявили, что теперь важны не знания (ведь их легко найти в интернете). Современный успешный человек должен уметь принимать решения в условиях неопределенности, находить, отбирать и уметь анализировать информацию в интернет потоках так, чтобы отделять ложь от правды.
Неопределенность и непредсказуемость - это главная содержательная характеристика современного успешного кино.
Вспомните успешные сериалы последних лет - "Игра престолов", "Во все тяжкие", "Карточный домик", "Ходячие мертвецы", "1899", "Разделение" и множество других. Что их всех объединяет? Они не предлагают нам стройно разворачиваемую историю с последовательно раскрываемыми событиями и персонажами. Вовсе нет. Современные зрители жаждут наблюдать за героями, которые постоянно оказываются на перепутье, постоянно сталкиваются с непредсказуемыми обстоятельствами.
Сюжеты восхищающих современного зрителя проектов - это не линия. Это неизменное пребывание героев в точке бифуркации. Множество вариантов развития событий сосуществует в абсолютно равных пропорциях. А зрители упиваются возможностью удивляться непредсказуемым поступкам героев, обхитривших обстоятельства.
Более того, сегодняшние герои кино - это люди, которым нельзя доверять. В любой момент может оказаться, что за личиной добряка скрывается злодей. И наблюдение за тем, как неожиданно с героев срываются маски - одна из главных забав современного кинозрителя.
В 2022 г. на экраны практически одновременно вышло 2 фэнтезийных проекта - "Властелин колец: Кольца власти" и "Дом дракона". Первый собрал кучу гневных отзывов, а второй получил положительные оценки. И можно много говорить о том, что "Властелин колец" не понравился зрителям из-за разноцветных персонажей. Но куда более значимой проблемой проекта "Властелин колец: Кольца власти" стала его существенная определенность.
Зрители конечно могут долго смотреть как Галадриэль дрейфует между добром и злом, но как-то уж слишком размеренно и линейно разворачиваемая история обещает слишком мало сюрпризов. А сама эльфийка, как и большая часть героев сериала, являются однозначными представителями добра или зла.
Что будет в итоге с Таргариенами из "Дома дракона" зрители тоже знают. Но создатели этого проекта умело заигрывают с неопределенностью. Любой герой может оказаться исчадием ада или умереть в любой момент. В любой момент обстоятельства могут резко измениться. А повествование перекинется от известных нам героев к совершенно новым. Шоураннеры обещают нам неожиданности и периодически эти обещания исполняют.
За пределами мира сериалов, тенденция точно такая же. "Дайте нам побольше непредсказуемостей и мы полюбим ваш фильм" - говорят зрители. И кинематографисты их все чаще слышат. "Все везде и сразу", "Меню", "Нет", "Вавилон" пытаются заигрывать со зрителем именно с помощью неопределенных обстоятельств, неожиданных сюжетных поворотов и героев, которым нельзя доверять. В 2021 г. "Человек-паук: Нет пути домой" стал самым кассовым фильмом года всего лишь удивив наблюдающих за зрелищным приключенческим фильмом, непредсказуемым появлением на экране сразу трех Человеков-пауков из трех разных серий фильмов.
Можно возразить и указать на то, что в 2022 г. наоборот лидером бокс офиса стал жутко предсказуемый и стереотипный "Топ Ган: Мэверик". Да, ностальгия и стремление к безопасным историям крайне востребованы. Это является составной частью зрительской любви к неопределенности.
Мы все будто сели на маятник и чтобы испытать эмоции от просмотра фильмов постоянно колеблемся от одной максимальной точки к другой. Зрители готовы любить кино либо если оно предельно ностальгичное и знакомое, либо если оно предельно непредсказуемое и удивляющее.