Есть ли смысл? Методика определения
К сожалению, большинство людей серьёзно задумывается о цели жизни лишь из-за личного кризиса или мировоззренческого тупика, когда поставленная цель была достигнута, но стало ясно, что она оказалось тщетной, временной и не принесла всеобъемлющего счастья. [1]
Зададимся вопросом о том, как верно определить смысл своей жизни.
Что мы знаем?
1) Человек является творением, мы были сотворены премудрым Творцом.
2) Человек является вершиной творения, имея разум, совесть и свободную волю.
3) Душа человека обладает духовной жаждой, ищущей смысл своего существования.
4) Смерть и несовершенство не дают покоя мыслящему человеку.
Как узнать Кто есть Творец и в чём состоит Его воля по отношению к высшему творению?
Выбрать Того, кто наиболее (читай: единственно) соответствует критерию Идеала.
Узнать Его заповеди человечеству.
Сравним православное христианство с иными религиями и конфессиями (см. таблицу) и убедимся, что альтернативы Христу просто не существует.
Сам Бог даёт нам ответ на вопрос о смысле жизни: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Отец Небесный создал нас для вечного блаженства, источником блаженства в Его Царстве является Он Сам. По словам блаженного Августина: Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.
Путь к Богу – исполнение Его заповедей (формально их насчитывают девятнадцать). Исполняя волю Бога, мы благотворим себе, ведь Бог и так находится на высоте блаженства. Принимая даруемый нам Богом смысл жизни, уподобляясь Богу, мы реализуем себя как человека, и это развитие, богоуподобление не имеет предела, ни на земле, ни в вечности. Человек может принять волю Творца или отвергнуть её, однако, если соблюдение Божественной воли для человека полезно, то отвержение чревато пагубными последствиями. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь» (Втор. 30:19).
Недавно один учёный трагически закончил земную жизнь, наложив на себя руки; в предсмертной записке он написал: «Я не верю в ад, я ухожу в никуда». Уничтожает ли наше неверие сам объект, существование которого мы отрицаем? Очевидно, что нет. Можно сколь угодно убеждать себя в отсутствии дождя, но надёжнее взять в дорогу зонтик.
Кроме того, не будем забывать, что наш мир – это произведение, у которого есть Композитор или Поэт. Недаром в Символе веры за русским словом «Творец» стоит греческое «ποιητής» – пойэтес (букв. творец, создатель, изобретатель, поэт). И Творец ведёт этот мир к детально «продуманному» эпилогу. Исключить себя из него невозможно, но услышать призыв Творца к полноте бытия и правильно откликнуться на него – самое разумное решение. Либо ты становишься участником Спасительного Промысла и восходишь при помощи Божьей к предназначенной для тебя цели – достичь вечной блаженной жизни в Царстве святых, либо становишься игрушкой демонических сил, жертвой их злобы и коварства.
Можно рассматривать состояние человека в аду как противоположность райскому блаженству. Если Бог – источник блаженства, радости, святости, то вне Его – неудовлетворённость, тоска, муки совести и неудовлетворённые страсти. И всё это усиливается ведением о блаженном состоянии праведников.
При этом необходимо различать смысл (цель) жизни и жизненные цели, которые отличаются, как стратегическая и тактические задачи. Многим известно расхожее выражение, что главное в жизни –вырастить сына, построить дом и посадить дерево . Это хорошие тактические задачи, но ошибочные как жизнеполагающие. Сын в течение нескольких десятилетий точно умрёт, дом рано или поздно снесут, а дерево засохнет. Поэтому истинный, божественный смысл – вне этого изменчивого мира.
Если рассуждать экономическими категориями, то инвестировать свою жизнь в тленное, временное – безрассудно, бессмертную душу может удовлетворить лишь бесконечная радость. Следует инвестировать жизнь в «долгосрочные активы» – святые добродетели, духовно-нравственное совершенство, единство с Богом и Его угодниками.
Человек призван стать богом по причастности к Богу. Как принц является принцем не сам по себе, а в силу того, что является сыном короля и не отказывается от этого дара и ответственности за него, так и человек становится богом по благодати, когда признаёт Вседержителя своим Отцом и не отказывается от исполнения сыновнего долга.
Обратим внимание, что неверный смысл жизни не обязательно плохой (греховный) сам по себе, он плох в первую очередь тем, что занял неподобающее место в иерархической системе ценностей человека.
Обобщённо можно выделить 3 группы кумиров: социум в целом, отдельные люди или сам человек.
Не сотвори себе кумира. 7 ложных путей
Ложная цель в жизни – это нарушение заповеди «Не сотвори себе кумира». Сегодня кумир – это не обязательно рукотворное изображение идола, спектр идолопоклонства стал значительно шире. В ряде случаев роль идолов или кумиров могут играть даже те вещи, предметы, объекты, за которыми её не сразу и разглядишь. Рассмотрим главные формы идолопоклонства.
I. Смысл жизни в детях
Особенно ярко недостаток такого воззрения проявляется в рамках представлений о том, что, умирая, человек «уходит» навсегда. Что же за смысл в тех, кто вслед за тобой исчезнет из этого мира в течение нескольких десятков лет? А если детей не будет, то, получается, что человек станет бессмысленным существом?
Представление о том, что смысл жизни некоторых людей состоит в размножении, в том, чтобы являться лишь средством для счастья других, нельзя назвать не только универсальным, но и человечным. С одной стороны, оно лишает смысла жизни одиноких и бездетных, с другой – лишает человека его высочайшего статуса в сотворённом мире. Каждый человек создан для того, чтобы стать богом по причастности к Богу, кастовость здесь не применима, Бог не создавал людей 1-го, 2-го и 3-го сортов.
Для человека, хоть многодетного, хоть бездетного, жизненно важно самому возрасти возрастом духовным, достичь вечной блаженной жизни в Царстве святых. Что же касается родительских обязанностей, то важно не просто растить и воспитывать своих чад, но растить и воспитывать так, чтобы это соответствовало их высшему предназначению.
II. Смысл жизни в счастливой жизни будущих поколений
Примером может явиться утопическая попытка построения коммунизма в ряде стран.
Здесь опять же человек становится лишь средством, винтиком в достижении некой «высшей» воображаемой цели, а не высшим творением.
III. В том, чтобы оставить что-то после себя потомкам (научные открытия, шедевры искусства)
Часто говорят о благодарной памяти потомков. Вы замечаете благодарность детей своим родителям? Увы, это редкость даже среди самых близких людей.
То, за что мы можем ожидать благодарности, зачастую совершенно не интересно и не нужно будущим поколениям. Вы часто благодарно вспоминаете конструктора паровой машины? Если взять классиков мировой культуры, то многих ли из них вспомнит молодёжь? Даже талантливые фильмы прошлого столетия непонятны и неинтересны потомкам.
IV. В работе
Как метко заметил один мыслитель, это смысл жизни лошади. Кто-то может возразить – ведь не все люди зарабатывают на хлеб тяжёлым, монотонным трудом. А учитель, врач? Да, любой богоугодный труд полезен, если он не занимает место Творца в иерархии ценностей человека. По словам того же блаженного Августина, «Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём».
Если же человек видит главный смысл своей жизни в работе, в создании того или иного продукта (научного, производственного, литературного и т.д.), то он становится лишь средством для других людей, умаляется его собственное человеческое достоинство как высшего создания Божьего.
V. В достижении бессмертия
Ещё недавно это было сюжетом фантастических произведений, но сегодня нас уже не удивляют заморозка трупов и исследования по восстановлению тела человека, попытки сохранения его сознания в ином «теле».
Мы сомневаемся в успехе таких экспериментов, они не дадут не только счастья, но и бессмертия. По прогнозам ученых, средняя продолжительность жизни, если исключить старение и болезни и оставить только несчастные случаи, должна составить примерно 1300 лет. [2]
Блаженная вечность может быть только с источником истинной любви – Богом. Всё, что вне Бога, помноженное на вечность, даёт ад.
VI. В удовольствиях
По словам старца Амфилохия: Когда в твоем сердце нет Христа, в нём будут вместо Него деньги, имущество или люди. Единственно, ради чего стоит жить, – ради того, что не уходит со смертью, иначе земная жизнь – это мираж.
Тем не менее, люди ищут смысл жизни во власти, деньгах, житейской славе, во влюблённости, во временной радости, которую часто именуют счастьем. Однако мы видим, что «богатые тоже плачут»: болеют, спиваются, страдают от душевных травм, бросают семьи, погибают в поиске всё новых удовольствий.
Эрнест Хэмингуэй говорил: «Дайте человеку необходимое – и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами – он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью – он начнёт вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное – он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает, – он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел».
Один человек находился в тюрьме, был одинок, очень угнетён – и тут его посетило такое живое чувство Присутствия Божия, и это было такое блаженство, что он стал молиться: «О, пусть продолжатся эти тюремные дни – только Ты не отойди от меня!». Отсюда и поговорка: «С Богом и в тюрьме рай; без Бога и во дворце ад».
VII. В бегстве от смысла
1) После смерти разберёмся [а если будет поздно?];
2) В нескончаемом поиске смысла [апостол Павел характеризует таких людей как «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим. 3:7)];
3) Смысл жизни – во временной земной жизни [неверие Творцу];
4) У каждого свой смысл жизни [постановка себя на место Творца];
5) В отрицании какого-либо смысла жизни [животное существование].
Вы серьёзно в это верите?
Нежелание двигаться к цели бывает вызвано и непониманием возвышенных истин, о которых свидетельствует Церковь, особенно усвоенных в наивной «фольклорной» обработке. Например, представление о том, что Рай – это прогулки по саду и неограниченное вкушение аппетитных яблок. Рассмотрим две краткие иллюстрации церковного понимания загробной участи верных Богу людей.
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).
Преп. Серафим Саровский говорил: «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввёл меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил моё желание и прошение. Вот я был восхищён в эти обители…. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику ещё: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением... Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания... Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце».
Примечания:
1. Существуют такие понятия, как экзистенциальный кризис (ужас), кризис среднего возраста, аномия.
2. Иеромонах Георгий (Соколов), «Станет ли зло бессмертным?»