Патенты — это своеобразная точка опоры, которая способствует передаче технологий. Без эксклюзивности, которую обеспечивает патент, у компаний нет стимула инвестировать в научные разработки. Сильная позиция в области интеллектуальной собственности дает конкурентное преимущество любому бизнесу.
В начале марта Роспатент опубликовал свой ежегодный отчет. Лидерами по количеству заявок на изобретения стали три российских университета: Томский НИМЦ, НИМЦ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. Академика С.Н.Федорова», и Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ.
Но практика и российская, и международная показывает, что количество патентов на изобретения большую роль для университета не играет, и между одобрением заявки и запуском технологии в производство (если до этого когда-либо доходит) могут пройти десятилетия. Печальная статистика утверждает, что более 95% научных патентов собирают пыль в столах на кафедрах. Существуют теоретические пути повышения монетизации научных разработок, но, как правило, сам изобретатель технологии часто остается за скобками. Разовая премия и упоминание в документации — это лучшее, на что приходится рассчитывать многим научным сотрудникам. Может ли измениться ситуация в этой области в лучшую сторону? Как взаимодействовать науке и бизнесу?
Теория в кривом зеркале
Как правило, научный сотрудник работает в организации и там проводит исследования, разрабатывает технологии. Но так как эти результаты принадлежат работодателю, их достаточно сложно монетизировать самому ученому. Максимум, на что может рассчитывать ученый — это премия. Лучшим вариантом является монетизация своих исследований посредством создания собственного бизнеса, а именно, стартапа. Эта практика широко распространена в западных странах и постепенно становится популярна у нас.
Тем не менее, в университетской практике не все авторы становятся патентообладателями. Не за всеми учёными, придумавшими изобретения, закрепляются даже просто авторские права. Учёному, который работает в наукоёмкой компании, где «рождаются» патенты, могут даже не сказать, что он является автором патента. Хорошо ещё, если запишут в «коллектив авторов» — бывает, что и этого не происходит. В России, к сожалению, такое происходит в большинстве случаев.
В идеальной ситуации в идеальном университете учёному в рамках трудового договора даётся служебное задание, согласно которому изобретатель должен разработать что-нибудь важное и полезное. И если результатом этой работы станет патентоспособная интеллектуальная собственность, то, во-первых, учёный получает право быть автором патента, а во-вторых, на определённых условиях (получить фиксированный платёж или договориться о роялти) передать право патентообладателя компании или институту. Условия сотрудничества следует оговаривать заранее в рамках договорных отношений либо с работодателем, либо с партнёрами или учреждениями, на базе которых ведётся научная деятельность.
В идеальном мире можно сказать, что патент является ценной бумагой сам по себе, если даже не ведет к коммерциализации изобретения. Патентование изобретения, в идеале, — это неотъемлемая часть миссии исследовательского университета, независимо от дальнейшей судьбы этого изобретения (или патента). Патент служит научному сообществу, описывая изобретение подробно, что дает возможность любому специалисту в определенной области воспроизвести его.
Стартап как форма индивидуального бренда
Путь к стартапу начинается на научном рабочем месте. Ученый, работая в организации, набирается опыта и часть решений, как правило, оставляет для себя. Когда он понимает, что какие-то идеи становятся перспективными и могут найти применение в бизнесе, он может рискнуть покинуть компанию, создать свою фирму, запатентовать идею и подавать запросы на начальные гранты, которые, как правило, выдаются для подтверждения концепции или создания прототипа.
Важно, конечно, следить, чтобы идея не пересекалась с технологиями покинутого работодателя (или не была у него позаимствована). Эти идеи разграничиваются договором с работодателем о неразглашении коммерческой тайны и принадлежности всех разработок сотрудника компании, но на практике доказать принадлежность идеи ученого той или иной организации (а не самому ученому) достаточно сложно.
Если этап начальных грантов успешно пройден, начинается оптимизация и улучшение технологии и оборудования. После чего можно подавать на гранты, выдаваемые на создание полномасштабного образца. Он более сложный, поскольку требует тестирование образца в реальных условиях на объектах потенциального заказчика. Для последнего это делается бесплатно. Данный этап относительно просто реализуется в западных странах, потому что в них достаточно развит малый и средний бизнес. Для России это новое поле деятельности, где ученый часто сталкивается с унаследованной из СССР бюрократией, но и здесь, при должном упорстве, можно преуспеть.
Главное — это не наделать типичных ошибок начинающего предпринимателя. Например, не все разработки всегда находят своих потребителей. Основная ошибка ученых (и не только начинающих), которые пытаются создать свой стартап, — это отталкиваться не от потребностей рынка или прямого заказчика, а от интересующих его лично научных проблем. Кроме того, ученые часто патентуют изобретения про запас, чтобы застолбить себе место. Это популярная и правильная практика, но об ее особенностях будет рассказано в другом материале.
Капитальные проблемы научного стартапа
После организации собственного предприятия, ученый попадает на самый, видимо, сложный этап, от которого зависит дальнейшая жизнь стартапа и его карьера как специалиста — привлечение спонсоров для дальнейшего развития. Инвесторам не нужны интересные патенты, им нужны доказательства потенциала технологии. Венчурные инвестиции привлекает не более 1% предпринимателей даже после доказательства жизненности бизнес-стратегии.
Теоретики советуют не оглядываться на требования венчурного капитала, брать пример с создателей «единорогов» (так часто называют компанию-стартап, получившую рыночную оценку стоимости в размере свыше $1 млрд) для коммерциализации стартапа, смещать фокус со стратегий, требующих больших капиталовложений, на стратегии, требующих больших финансов. В стратегическом поведении внутри компании-разработчика очень важно, по их мнению, установление атмосферы соревнования, результатом которого является вознаграждение за реализацию потенциала. Разработчик получает премию за коммерческий успех патента, а не только за саму разработку.
Также на этом этапе предпринимателю часто не советуют тратить время и деньги на патентование, которое, по мнению многих «экспертов», может только помешать сосредоточиться на работе. Т.е. вы больше уделяете внимания и средств защите лишь теоретической схемы, зачатку будущего продукта, который может и не выстрелить.
Они убеждены, что прежде всего необходимо создать свой продукт, добиться продаж, заставить крупные компании завидовать вам, и только потом получать патент. Главная ценность в реализации идеи, а не в ее наличии, как ни защищай голую идею патентом. И приводят реальные цифры о 97% никогда не реализуемых поданных патентных заявках.
Также советчики часто говорят о мифе кражи технологий. Они указывают на то, что многие предприниматели настолько боятся кражи своей идеи, что никогда с ней ни с кем не делятся. Крадут, по их мнению, только успешные продукты, а не непроверенные идеи. Нечистые на руку конкуренты будут, скорее всего, ждать, пока вы добьетесь массового успеха, выйдете на глобальный рынок, и только тогда будут предпринимать попытки копировать. И только тогда, по их мнению, можно задумываться о защите своей интеллектуальной собственности. Тем не менее, их ошибка лежит на поверхности — они забывают упомянуть, что патентование занимает определенное время, за которое и ситуация на рынке, и расстановка сил может измениться. А стартапы часто быстро развиваются и у руководителей просто не доходят руки до оформления прав на интеллектуальную собственность.
Как быть изобретателю
Идеальным, естественно, является сбалансированный подход. Необходимо развивать технологическую часть своего изобретения, строить коммерчески оправданное предприятие, и не забывать о защите своей интеллектуальной собственности. По сути все сводится к необходимости связать университеты с рынком и ускорить инновационный процесс.
Промежуточными звеньями между изобретателем и рынком могут быть (и должны быть, пуст в идеализированной схеме) заинтересованные стороны, лидеры в своих сферах. Помимо самого университета, обладающего знанием и исследованиями, необходим технологический лидер, компания с передовым технологическим мышлением, занимающаяся только технологическим решением, которая в связке с университетом создает продукт с добавленной стоимостью. Далее требуется рыночный лидер, обладающий долей рынка в интересующем сегменте и доступом к клиентской базе.
Все три ингредиента способны создать среду для научного и рыночного взаимодействия, которое способствует выводу продукта к потребителю. А в то время, пока происходит поиск общего языка для всех трех составляющих, можно параллельно заниматься оформлением защиты интеллектуальной собственности. Не секрет, что процесс подачи заявки, ее проверки и оформления патента занимает довольно продолжительное время — в некоторых случаях несколько лет. Своевременное получение защиты оградит уже работающую технологию от недобросовестных посягательств на этапе популяризации продукта (если он действительно так хорош, что вы взялись за его разработку и защиту) и вывода его к потребителю.
Помимо того, что наличие патента защищает продукт, сам патент способен стать нематериальным активом компании, повышая ее стоимость, ценность и привлекательность в глазах потенциальных инвесторов. Есть масса примеров, когда патентный портфель компании удерживал ее на плаву в годы самых суровых финансовых испытаний (недавние переговоры BlackBerry о продаже ее патентов, сильный портфель Sony). Нематериальные активы, помимо всего прочего, благодаря своей гибкости, дают возможность достаточно просто осуществить оптимизацию структуры активов предприятия и добиться увеличения текущих активов.
Наука прежде всего
Чаще всего для разработки и продажи технологий университеты создают малые инновационные предприятия. Это, как правило, отдельные юридические лица, в капитале которых есть доля самого университета и его сотрудников, физических лиц. Еще один вариант работы — это создание совместных предприятий вузов и бизнеса.
С другой стороны, если говорить сугубо о научной стороне изобретения, то сегодня можно отметить следующую тенденцию: университеты один за другим отказываются рассматривать коммерциализацию технологий как критерий ценности научного сотрудника. Другими критериями являются навыки преподавания и наличие исследований. При назначении на должность коммерциализация, безусловно, учитывается, но первым делом оценивается образование, а не тот факт, что преподаватель сделал открытие, которое можно продать.
Эксперты отмечают, что патентование или лицензирование технологии не отменяет трех критериев продвижения по службе и получения статуса, которыми являются преподавание, научные исследования и общественная работа, а скорее дополняет их. Стремление к чистому знанию имеет не меньшее значение, чем коммерциализация продукта, полезного для человечества. Есть те, кто никогда не изобретет и не коммерциализирует продукт, и они не менее академики, чем те, кто основал с десяток стартапов.
Полезные ссылки:
(Это бесплатно, после регистрации доступно больше возможностей