Третья номерная статья проливает свет на некоторые особенности и возможные причины человеческой эволюции:
- Шимпанзе более продвинуты в эволюционном плане, чем люди?
- Как моногамия сделала мужчин менее мужественными?
- Происхождение романтической любви и её возможная связь с педофилией.
Ближайший родственник
Ближайшими родственниками человека из животного мира по праву считаются шимпанзе. Если взглянуть на эволюционное древо, окажется, что именно с шимпанзе род людской делил общих предков дольше всего: сначала нас покинули орангутаны, потом ушли гориллы. Шимпанзе держались до последнего. Но в какой-то момент и эта единая эволюционная линия разделилась на две независимые друг от друга ветви: одну повёл за собой родоначальник современных шимпанзе, другую – родоначальник человечества. Учёные не знают кем был тот легендарный “Адам”, но им известно, что он положил начало целому семейству приматов – гоминидам. Все представители гоминид, кроме Homo Sapiens, на настоящий момент считаются вымершими. У нас не осталось родных братьев и сестёр. Только двоюродные шимпанзе.
Можно подумать, что родоначальник шимпанзе совершил огромную ошибку: он отделился от “Адама” и выбрал дорогу эволюционного застоя. Но это будет ложью и клеветой: последние антропологические данные указывают на то, что общие предки шимпанзе и человека… не были похожи на шимпанзе. Они не передвигались обезьяньим способом. Их тела обладали зачатками прямохождения – того самого признака, который мы, люди, привыкли называть нашим эволюционным приобретением и преимуществом. То же самое может касаться не только строения тела, но и поведения, и общественного устройства. Это значит, что качественные изменения в ходе эволюции произошли вовсе не с нами – это шимпанзе эволюционировали, а мы просто унаследовали уже сформированные кем-то признаки и просто продолжили их развивать.
Нам, людям, следует помнить об этом, когда в следующий раз мы захотим поглумиться над “недоразвитыми по эволюционным меркам” шимпанзе.
Лебединая верность в обезьяньем мире
Теперь, когда мы отстояли достоинство наших двоюродных братьев, самое время вернуться к “Адаму” и его (пока что) не многочисленному потомству. В чём особенности человеческого эволюционного развития?
Антропологи считают, что ключ к пониманию эволюции гоминид – семейные отношения. Судя по всему, развитие наших предков по пути, который привёл к появлению Homo Sapiens, произошло из-за моногамии. Моногамия – это отношения, в которых один мужчина и одна женщина образуют стабильную пару и остаются верными друг другу на долгое время. Мы привыкли, что в современном мире такие отношения подразумеваются сами собой и не вызывает никакого удивления, что и наши предки следовали похожей системе. Но в действительности, моногамия – редкое явление, которого придерживаются лишь 5% млекопитающих.
В животном мире существуют две основные стратегии размножения организмов: первая – много потомства, мало заботы; вторая – много заботы, мало потомства.
Наши предки стали придерживаться второй стратегии. Таким образом, самцы стали проявлять демонстрацию щедрости и показывать самкам какие они заботливые отцы, а именно, приносили самкам пищу. Тяжело нести на себе добытые фрукты, передвигаясь на четырёх конечностях. Унаследованные людьми зачатки двуногости могли совершенствоваться как раз из-за необходимости нести на себе добытые лакомства.
Самки выбирали партнёра по принципу “хороший отец”. А кто может позаботиться о ребёнке лучше прочих? Тот, кто максимально похож на самку. Если он похож на женщину внешне, велика вероятность, что он разделяет и женскую склонность заботиться о потомстве. Так отбор шёл на пользу “женственных” мужчин: у гоминидов постепенно уменьшались клыки и внешние различия между самцами и самками сходили на нет.
Если кому-то из читателей кажется, что человеческие мужчины и женщины совершенно непохожи друг на друга, то сравните между собой самца и самку гориллы. По сравнению с ними, мы – чуть ли не близнецы.
Подобные взаимоотношения между гоминидами привели к стратегии “секс в обмен на еду”. В животном мире самцы обычно интересуются теми самками, которые готовы к беременности (иными словами, теми, кто переживает овуляцию): они определяют это по характерным признакам, вроде запахов или изменения окраса. В противном случае, самцы ищут себе другую пару.
Самкам гоминид, для предотвращения супружеской измены, приходилось скрывать признаки своей овуляции, дабы самец не подозревал о возможности зачатия ребёнка и, таким образом, хотел самку всегда. Почему так? Потому, что отбор начинает работать в сторону тех самцов, кто проявляет влечение к самке в течение всего цикла. Такие самцы увеличивают свои шансы на размножение, поэтому с течением времени уже вся популяция обладает усиленным либидо вне зависимости от наличия или отсутствия признаков овуляции.
Естественный отбор шёл на скрытие признаков овуляции со стороны самок и ослабление обоняния у самцов (благодаря обонянию гоминиды определяли готовность самки к беременности). Но не стоит думать, что сокрытие овуляции – это исключительно женский коварный заговор. Самцы получали с этого свою выгоду: скрытая овуляция повышала шансы на то, что другие самцы не заинтересуются их жёнами, пока мужья находятся на охоте.
Вышеперечисленные факторы привели к тому, что семейная моногамная жизнь, со временем, способствовала снижению агрессии между сородичами. Гоминиды стали более сплочёнными.
Вечный ребёнок
Гоминиды (напоминаю, что в их число входим и мы – люди) очень похожи на детёнышей других обезьян. Вероятно, снижение внутривидовой агрессии привело к ювенилизации, или проще говоря, к инфантильности. Мы гораздо медленнее взрослеем. Наши психические функции развиваются с пониженной скоростью. Благодаря этому нам присущи такие черты, как любознательность, игривость, кооперация и привязанность. Все эти качества проявляют и наши братья-обезьяны, но исключительно в детском возрасте. Взрослая обезьяна теряет их со временем.
Инфантильность могла поддерживать моногамные отношения. К партнёру, который выглядит как ребёнок, с большей долей вероятности возникали нежные чувства. И, нет, это не имеет ничего общего с педофилией. Просто истоки романтической любви исходят из материнского инстинкта и заботы о собственных детях. Это кажется притянутым за уши, но в природе любая сложная система не возникает “из ниоткуда”: она всегда появляется из чего-то уже существующего. Самым вероятным кандидатом на такую систему выступает материнский инстинкт. Юный на вид партнёр мог подстегнуть эти фундаментальные чувства… и развить их во что-то большее. Другими словами, вполне возможно, что инфантильность породила любовь.
The way it ends
Нам следует помнить, что передвижение на двух ногах, уменьшение клыков, изменения в социальной и семейной жизни – всё это можно рассматривать как чисто “обезьяньи дела”. Несмотря на развитие таких, казалось бы, человеческих признаков, доживи эти “человечные” Homo до нашего времени, мы посадили бы их в зоопарк.
И всё же, эволюционная история человека даёт понимание самых разных сторон и причуд нашего поведения. Очень многие явления, связанные с людьми, можно объяснить через призму человеческой эволюции. Даже такие, на первый взгляд, духовные процессы, как любовь и заботу.
Становятся ли эти процессы менее прекрасными только потому, что нам, предположительно, известно их происхождение из животного царства? Я так не думаю. Напротив, это скорее подчёркивает их глубокие корни в эволюции человека.
А что думаешь ты?
______________________________________
Статья 2: Двигатель развития: вторая номерная статья посвящена универсальному закону жизни – естественному отбору.