Найти тему
2РС

История создания подшипниковых заводов СССР: ГПЗ-5

Как уже писали ранее, с началом войны в 1941 году Московский государственный подшипниковый завод №1 подвергся немецким обстрелам. Производство было эвакуировано в разные города России. У ГПЗ-1 появились филиалы в Саратове, Самаре, Екатеринбурге и Томске. В этой статье расскажем про Томский государственный подшипниковый завод, который получил 5-й номер.

Военное время

В начале осени 1941 года в Томск прибыл из Москвы первый эшелон с производственным оборудованием. Разместить производство было решено на территории бывших Красных казарм, но сначала туда нужно было проложить железнодорожную ветку, чтобы доставить на будущий завод тяжелые станки. Более легкое и малогабаритное оборудование постепенно перевозили на одном-единственном автомобиле.

Уже к концу осени производство было налажено, и 21 ноября 1941 года на Томском ГПЗ-5 собрали первый подшипник, а до конца года их выпустили 40 тысяч штук.

Запуском томского филиала занимался А. А. Громов, который до октября 1941 года был главным инженером московского ГПЗ-1. Развивать новое производство на севере приехало 140 семей из Москвы. Рабочих рук не хватало, к станкам вставали подростки 14-16 лет, совмещая рабочие смены на заводе по 12 часов с учёбой в школах и училищах.

Завод развивался, к 1943 году были построены кузнечный, роликовый, шариковый и транспортный цеха. За год завод выпускал более 2 млн штук подшипников, которые использовались в военной промышленности – для самолётов, танков, артиллерийских орудий. За годы войны на ГПЗ-5 было выпущено более 9,5 миллионов подшипников.

После войны

После войны ГПЗ-5 стал специализироваться на выпуске подшипников для сельского хозяйства, автомобилестроения, точных приборов и железнодорожного транспорта. Выпуск продукции для оборонной промышленности со временем был прекращен. На томском заводе изготавливали как миниатюрные подшипники диаметром 6 мм и весом 3 г, так и крупные экземпляры диаметром 40 см и весом более 40 кг.

Для производства приборных подшипников требовалось создать новое подразделение с технологией, совершенно не свойственной профилю завода. Подходящих условий и самого оборудования для производства мелких подшипников - не было. Требовалось сконструировать и изготовить оборудование, а также построить новые производственные корпуса.

Строительство новых корпусов для изготовления специальных высокоточных малогабаритных подшипников началось в 1959 году на улице Ивановского. В конце 1963 года производственные линии были готовы к запуску. Новый завод был введен в эксплуатацию в начале 1964 года, как отдельный филиал ГПЗ-5 – Томский завод приборных подшипников (ЗПП ГПЗ-5).

Силами ГПЗ-5 строились общежития и многоквартирные дома для работников завода. Предприятие развивало инфраструктуру в жилых микрорайонах – были построены Дворец науки и культуры, спортивный комплекс, школы и детские сады, крытый рынок. У завода был собственный машиностроительный техникум.

-2

Подшипники томского производства поставлялись в 31 страну мира, в том числе в Европу и страны Азиатско-тихоокеанского региона. Одним из крупнейших потребителей продукции ГПЗ-5 был Китай, который в 60-70-х годах отставал от СССР в развитии промышленных технологий. В середине 80-х в Китае были введены экономические реформы, которые к концу века позволили им полностью отказаться от экспорта томских подшипников.

Времена перестройки

В начале 1990-х предприятие ГПЗ-5 было приватизировано и реорганизовано в ОАО «Ролтом». Тяжелое экономическое состоянии в стране и существенное снижение заказов на экспорт продукции погрузили предприятие в тяжелый кризис. В 2009 году завод был признан банкротом. В 2010 году предприятие остановилось.

Томский завод-филиал приборных подшипников во время перестройки был реорганизован в ООО «Завод приборных подшипников» и продолжает свою работу до сих пор.

-3