жанр: русский рок, брит-поп, поп-рок, рокапопс
главные композиции: Девочка, Утекай, Владивосток 2000, Кот кота (Вот и вся любовь), Забавы, Делай меня точно
В некотором роде один из феноменов взлёта популярности новой волны русского рока второй половины 90-х годов. Впоследствии эта рок-музыка фактически интегрировалась в поп-культуру и стала её частью. Именно тогда Илья Лагутенко придумал необходимое обозначение такой музыки в будущем - "рокапопс". Пусть и так, но первые альбомы этой волны новых рокеров ещё были совсем не "попсой", а также звучали отнюдь не как стандартный старый советский русский рок, они вполне себе соответствовали иностранным рок-трендам. Беда реальности и везение рокеров состояло в том, что эти рок-тренды не были в нашей стране массово популярны, а рокеры масштабно пользовались незнанием публики, успешно интегрируя в нашу музыку иностранное и малоизвестное звучание. "Морская" во многом стала в этом смысле самым ярким примером, будучи записанной в Лондоне по сути в самом натуральном "британском" саунде. Этот альбом я люблю с самого его выхода, заценив его ещё ребёнком в том же 97 году и затерев его до дыр в своём кассетном плеере.
Да, ничто и не скрывало того, что "Морская" принесла в Россию вместе с двумя альбомами Сплина того времени самое натуральное звучание брит-попа 90-х, который, правда, в мире уже пошёл на спад в популярности. Но у нас об этом толком знать не знали. Сплин "подшлифовали" в звучании и имидже чётко под группу Oasis, а Мумий Тролль - чётко под группу Blur. Феноменальное преображение группы-неудачника из Владивостока в одного из самых узнаваемых коллективов страны заслуживало только аплодисментов.
Илья Лагутенко и компания половину песен с альбома ещё записывала в синти-поп-постпанк-звучании во Владивостоке в середине 80-х годов на любительских студиях и не добилась ровным счётом ничего, после чего расстроенный Лагутенко плюнул на музыку и ездил работать в Китай и Великобританию. Случайная встреча со старым другом по владивостокскому варианту Мумий Тролля, продюсером Бурлаковым в одно из посещений России спустя 10 лет реанимировала группу, а дебютный альбом записали в Лондоне с английскими звукорежиссёрами и с на 60% английским составом музыкантов. Даже бэк-вокалистки были английскими и подпевали на альбоме с акцентом. Результат вышел прямым попаданием в точку. Что в России было известно о группе Blur в массовой популярности? Да разве что вышедшая в тот же 97 год несвойственная им гранж-песня Song 2, а потому об истинном брит-поп-звучании английских рокеров никто и знать не знал. Чем и воспользовались Бурлаков и звукорежиссёры.
На голос Лагутенко, у меня такое ощущение, даже были наложены те же самые эффекты, что и на вокал Дэймана Элбарна в лучших альбомах Blur. Чёткие отсылы к их музыке, к их ритмам и аранжировкам, зачастую даже прям под копирку можно услышать в таких песнях, как Морская болезнь, Кот кота (Вот и вся любовь), Вдруг ушли поезда, Роза Люксембург. Я лично просто прусь от таких чётких пробитловских аранжировок, когда играет "полмаккартниевская" бас-гитарная линия, её дублирует гитара, а сверху идёт оттяжечка второй гитары на слабую долю на одной ноте - и именно такая "вкуснятина" лежала во многом в основе музыки Blur. И фактически целиком перекочевала в вышеуказанные песни Мумий Тролля.
Расчёт на хитовость вышел на пластинке в песнях с более простыми аранжировками и более приближенными к ретро-форматному рок-звучанию (понятно, что заточено это было под ухо среденестатистического русского слушателя, я не спорю, в этом альбоме применялась не только западная аранжировка, но и западные методы музыкального маркетинга): Девочка и в главной заезженной по ТВ и радио теме Утекай. Я помню, что в детстве был поначалу малость напуган клипом на эту песню, в котором Лагутенко в течение всего видео обстригает девушку налысо и который массово крутился по всем каналам, включая центральные. Но сама песня возымела свой "вирусный" эффект, и я прям потребовал родителей купить мне этот альбом.
Однако при всём вроде бы примитивизме этих отдельных песен по звучанию они умудряются полностью вписаться в музыкальную концепцию пластинки. Ну, а ещё одна главная громкая композиция с альбома Владивосток 2000 выделяется на фоне остального материала чёткой пост-гранж-стилистикой. Возможно, именно её успех сподвигнет группу перейти на следующем, тоже мощном альбоме "Икра" к более жёсткому пост-гранж-звучанию.
В общем, этот альбом у меня лично в ТОПе любимейших и, наверное, единственный из той когорты новых русских рокеров, который я люблю целиком. Да, конечно, здесь во многом сыграла роль хитрость и умелый маркетинг вкупе с игрой на музыкальной необразованности русской публики... Но, чёрт возьми, я же тоже тогда был необразованным в музыкальном плане ребёнком и купился на этот ход. И очень рад на самом деле, что купился. Даже сейчас, зная, из чего слепили альбом. Всё равно при всех заимствованиях в основе альбома лежит индивидуальная мелодика авторства Лагутенко, а его манера вокала стала настоящим уникальным брендом. Жалко, что после второго тоже отличного альбома Мумий Тролль ушли в выбранный своим путём полноценный "рокапопс". После всяких "Невест" я потерял интерес к этой группе.
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.