С 2004 по 2009 годы выходил культовый фантастический сериал «Звездный крейсер «Галактика». В этой статье делюсь предположениями о том, почему вселенная собирает новых поклонников даже сейчас, когда эпическое противостояние Сайлонов и последних Людей давно позади.
Немного предыстории. Для меня космоопера была чем-то из детства. Книги Хайнлайна, Гаррисона, и других культовых фантастов, саги о Стэне и Джоне Картере, Звездный Путь, Звездные войны, Космическая Одиссея, сериал Farscape... Список можно продолжать очень долго. Так или иначе, я была уверена, что в этом жанре давным-давно всё сказано, и ничего нового, что не оказалось бы хуже старого, не придумать.
Сериал «Звездный крейсер «Галактика» в свое время прошел мимо меня. Я о нем не слышала, сама в те годы была увлечена совсем другой фантастикой - «Гранью» (Fringe), и впервые узнала о "Галактике" из «Теории большого взрыва». Услышала, не "словила" крутости появления героини сериала в мечтах Говарда - и благополучно забыла. А в 2022 году так вышло, что я посмотрела пилотный эпизод (в формате двухсерийного мини-сериала) - и потом меня было уже не оторвать.
Будущее. Человечество под угрозой вымирания после схватки с Сайлонами - разумными роботами, некоторые модели которых внешне никак не отличаются от людей (а некоторые из них даже уверены, что они и есть люди). Создатели, на пике своего технологического развития, повержены Созданиями, которые должны были помогать их существованию, улучшать, модернизировать - в общем, служить на благо человечества. Восставшие рабы, не знающие ничего, кроме механической жестокости машин - или же новый виток эволюции? И есть ли у обычных, "биологических" людей хоть какие-то шансы выжить, если машины всегда на шаг впереди - и давно внедрены в ряды последних выживших, а главное, их бесконечно много? И главное, достойны ли люди вообще выжить в этом противостоянии?
По сути дела, сериал поднимает ту же тему, что потом взяли за основу в «Бегущем по лезвию: 2049»: больше люди, чем сами люди. Наблюдать за Сайлонами интереснее сразу, а потом, когда мы узнаем о них больше - тем более. Но и вокруг людей много интересных линий. Первая и основная среди них - адмирал Обама и президент Лора Розлин. За взаимоотношениями этих героев интересно наблюдать с начала и до конца.
Сериал очень быстро берет курс в сторону философско-этических и социально-психологических тем. Фантастика, технологии, человекоподобные Сайлоны - это лишь декорации (очень стильные, интригующие, пугающие, атмосферные). Именно это и удерживало меня как зрителя, именно это и цепляло. Все герои неоднозначны, никого нельзя назвать на 100% героем или злодеем, поступки и решения каждого в разных ситуациях спорны и заставляют обращаться к себе с вопросом: а как бы я поступила на его/ее месте? А был ли выбор? Но главное - заслуживает ли кары/прощения человек после того, что он сделал в этой и этой конкретной ситуации? Кто прав - и кому судить о том, что есть правильно, а что нет?
4 сезона "Галактики" - это постоянное опрокидывание столпов, на которых, как тебе кажется, стоят и определенные персонажи, и сам их мир. Постоянные крутые повороты, постоянная смена курса на противоположный, постоянная интрига и тайна, которая раскрывается в самом конце. Не буду врать, местами есть чувство, что создатели перемудрили сами себя - и, например, финальная ветка с личностями последних Пяти Сайлонов (которых остальные модели считают почти божествами) мне понравилась как идея, но не понравилась, как реализация (из этой пятерки только двое, максимум, трое выглядели логичными и увязанными с их изначальной историей).
Очень понравился сезон, где человечество, только-только радостно заселившее Новую Каприку, обустроившееся там и вздохнувшее с облегчением, оказывается под оккупацией Сайлонов. Сопротивление, тоталитарный античеловечный режим, который провозглашается как новая страница отношений людей и Сайлонов, симбиоз, а не издевательское подчинение бывшими рабами своих бывших господ... Мрачный, тёмный, захватывающий, героический сезон - когда бывшие противники становятся друзьями против общего врага (но, конечно, как свойственно человеческой природе, когда ситуация опять станет стабильной, противостояние вспыхнет с новой силой и жестокостью). Трибуналы. Предатели - из благих побуждений. Раскол внутри самих Сайлонов. Очень круто. Вообще внутренние войны Сайлонов, одни и те же модели с абсолютно разным выбором в вопросе людей и будущего их самих - это здорово, смотреть было очень захватывающе. Было сложно предсказать, чем же всё закончится именно в этом направлении, среди них. С людьми было более-менее предсказуемо (не в плохом смысле) и ожидаемо.
Мне, в целом, все понравилось, как я уже и сказала. Меньше всего откликнулась тема с суетой вокруг сайлонского ребенка - с учетом концовки видно, что слишком перемудрили вокруг этого (и вокруг религиозного). А еще наименее интересно было наблюдать за Карой Трейс и Ли Обамой. Поначалу, в ранних сезонах, безбашенность героини, ее нетипичность - так контрастирующая с правильностью Ли, младшего сына великого отца, который больше гордился старшим, радовала свежестью и оригинальностью. Но смотреть из сезона в сезон, как Кара пьянствует, творит дичь, лезет в драки, смеется как психопатка и спит со всеми подряд, откровенно скучно. У Ли развитие интереснее, но слишком предсказуемо и ожидаемо. Плюс, по ощущениям, в этом персонаже маловато характерности (хотя, возможно, так и задумывалось - на контрасте с отцом). Зато адвокат его (хорошо знакомый по сериалу "Сорвиголова") - шедеврален!
Вообще, на мой взгляд, не будет преувеличением сказать, что «Звездный крейсер «Галактика» сделал для своего жанра то же, что «Игра престолов» - для фентези. На момент выхода первого сезона сериала по миру Мартина фентези тоже считалось чем-то из детства. Фентезийные многосерийные сериалы-сказки уже практически не снимались, а после потрясающего "Властелина Колец" бытовало мнение, что лучше в этом жанре не выскажется даже сам Питер Джексон (что, собственно, в дальнейшем его же "Хоббит" и показал). И вдруг - «Игра престолов» и новая волна фентези на любой цвет, вкус, возраст и масштаб, так сказать. Так и «Звездный крейсер «Галактика» - новое дыхание жанра, новое прочтение космооперы. Теперь это не приключенческий дух - это мрачно. Серьезно. Глобально. Реалистично при всей футуристичности. Жизненно при всей вымышленности обстоятельств. Апокалиптично. Постапокалиптично. Киберпанково. Романтично. Весело. Страшно. Захватывающе. Волнующе (в том числе и вплоть до бешенства, да что ж творят эти создатели!).
Сериал закончился много лет назад. За это время в индустрии произошли серьезные изменения. Мы отвыкли от многосезонников по 20+ почти часовых эпизодов в каждом. Мы устаем от таких просмотров, вписываемся в такое с огромным трудом и заранее мужаемся, мысленно закатывая глаза. Но! Несмотря на это все сейчас, в 2020-х «Звездный крейсер «Галактика» смотрится отлично. Это интересный, яркий, самобытный мир, отличные актеры, наблюдать игру которых - истинное удовольствие, а проблематика, которая затрагивается в сериалах (философская, социальная, политическая, этическая) нисколько не утратила актуальность. Наоборот, стала еще острее.
Так что да, и сейчас мир "Галактики" может пополнять ряды своих преданных поклонников. Тех, кто "улетит" и в сериал, и в полнометражный фильм (командир корабля "Пегас" и ее команда - это был очень сильный резонанс с Обамой и уже привычной нам атмосферы "Галактики", резануло так резануло), и даже в приквел о Каприке (который очень сильно раскритикован поклонниками, но все равно, судя по всему, заслуживает просмотра ради составления собственного мнения). Я еще не смотрела продолжения и сиквелы/приквелы - продолжаю растягивать себе удовольствие от послевкусия финала сериала. Но собираюсь с духом и настроением вновь окунуться в этот мир.
Я горячо рекомендую «Звездный крейсер «Галактика» к просмотру каждому, кто считает себя ценителем жанра фантастики (и особенно космической ее составляющей). Для меня это было настоящее открытие, сериал прочно влетел в мои самые любимые за всю зрительскую жизнь, встав практически бок о бок с Fringe (а это мой самый любимый сериал вообще). Важно: начинайте с одноименного мини-сериала 2003 года, это своего рода развернутый пилот. И если начать не с него, то тоже будет неплохо, но не совсем то. Полный список приквелов, сиквелов и спин-оффов сериала можно посмотреть на Кинопоиске (и это очень помогает ориентироваться).
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!