«Яндекс» активизировался в сегменте «умного дома» и представил сразу пять датчиков, работающих по протоколу Zigbee. Это датчик открытия окон и дверей, датчик движения и освещения, датчик температуры и влажности, датчик протечки, а также «тревожную кнопку». Каждый стоит 1990 рублей. На их основе можно собрать систему охранной сигнализации с автоматизацией сценариев и управлением другими бытовыми приборами.
Датчики подключаются к отдельно приобретаемому Zigbee-шлюзу, который, в свою очередь, имеет выход в интернет. Шлюз также оснащается ИК-портом и может управлять бытовой техникой, расположенной в помещении. Например, по показаниям датчика температуры можно включать кондиционер или конвектор. А вот с датчиками открытия, движения и протечки ситуация неоднозначная: допустим, они уведомят вас о событии. Но что делать дальше? Без передачи информации на пульт вневедомственной охраны пользы немного – вы же не можете телепортироваться домой и изгнать грабителей? Так что тут «Яндекс» пока проигрывает другим аналогичным решениям, имеющимся на рынке и предлагающим не только оборудование, но и комплексный сервис с ежемесячной абонентской платой.
То же самое и с протечкой: хорошо, ты узнал о том, что заливаешь соседей, находясь в нескольких часах езды от дома. Что дальше? Пока ты едешь, уже всё равно зальёшь, а управляющая компания перекроет стояк значительно быстрее. Тут нужны краны с электроприводом, которые перекрываются по команде датчика протечки, а их, опять же, не предлагают: а нужно предлагать, причём с установкой, потому что сам никто в водопровод не полезет.
Zigbee-шлюз может быть встроен и в умную колонку: в частности, он имеется в новой «Станции Макс». Колонка довольно дорогая – 29990 рублей; для сравнения, шлюз «Хаб» стоит 4990 рублей.
Рынок устройств для «умного дома» стремительно растёт, по данным «МегаФона», их продажи увеличились за год на 52% за счёт снижения средней цены устройств на 35%. Самой быстрорастущей категорией стали смарт-розетки. Продажи устройств для экономии электричества увеличились на 86% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На втором месте находятся интеллектуальные системы освещения, их продажи были выше на 40%. Сегмент датчиков вырос на 17%. Больше всего продаж приходится на умные лампы: их доля составляет 60% в штучном выражении, лидер продаж в этом сегменте – лампочка «Яндекса», появившаяся на рынке в конце 2022 года.