Не будет преувеличением сказать, что имя Александра Птушко вписано золотыми буквами в историю не только отечественного, но и мирового искусства. Александр Лукич был первопроходцем в разных сферах художественного кино и мультипликации, а его режиссерские работы отмечены престижными наградами.
Кинорежиссер, сценарист, оператор, художник-мультипликатор, режиссер комбинированных съемок – далеко не весь перечень профессий, которыми владел легендарный мастер. Нередко его прикрепляли к более молодым коллегам в качестве художественного руководителя.
Предлагаем вспомнить самые знаменитые фильмы из режиссерской фильмографии Александра Птушко.
Новый Гулливер (1935)
Сценарий написан на основе первой части романа Джонатана Свифта "Путешествия Гулливера" – "Путешествие в Лилипутию". Фильм Александра Птушко считается первой в мире полнометражной кинолентой, созданной средствами объемной (кукольной) мультипликации. В картине было задействовано полторы тысячи кукол.
Золотой ключик (1939)
Фильм снят по мотивам пьесы Алексея Толстого, который выступил в качестве одного из сценаристов. Буратино, Мальвину и других кукольных персонажей создали с помощью покадровой трехмерной анимации (снимали непосредственно кукол) и переодетых актеров. Во втором случае использовали технику перспективного совмещения, чтобы в кадре герои-куклы выглядели меньше героев-людей.
Каменный цветок (1946)
В основу сценария положены сказы Павла Бажова из сборника "Малахитовая шкатулка": "Медной горы хозяйка", "Горный мастер", "Каменный цветок" и "Две ящерки". Птушко впервые в Советском Союзе снял полнометражный фильм на цветной многослойной пленке, позволяющей создавать изображение в натуральных цветах. На Каннском фестивале фильм был удостоен приза "За лучшее цветовое решение".
Садко (1952)
Фильм снят по мотивам онежских былин. В сценарий были включены также фрагменты оперы Николая Римского-Корсакова "Садко". Для съемок сцен подводного царства Александр Птушко впервые применил метод "блуждающей маски", разработанный оператором Борисом Горбачевым для цветного кино. Эта техника комбинированных съемок позволяет совмещать движущиеся предметы, контуры которых постоянно изменяются. На Венецианском кинофестивале кинолента "Садко" получила "Серебряного льва" и была показана во многих странах мира, включая США.
Илья Муромец (1956)
В основе фильма – русские народные былины о богатыре Илье Муромце. "В нашей группе даже висел специальный плакат: "Помни о знаках эпохи!" Это значит, что в любом пейзаже мы искали такие детали, которые приблизили бы его к былинным описаниям", – рассказывал Птушко. Если каких-то важных деталей натуре не доставало, их создавали с помощью реквизита: группа возила с собой бутафорские камни и валуны необычных форм и даже причудливые деревья. "Илья Муромец" стал первым советским широкоэкранным фильмом со стереофоническим звуком.
Сампо (1958)
"Сампо" – советско-финская картина, снятая по мотивам карело-финского эпоса "Калевала". Это было первое сотрудничество с кинематографистами из капиталистической страны за 13 послевоенных лет.
Алые паруса (1961)
Фильм "Алые паруса", снятый Птушко, стал первой звуковой, полнометражной киноверсией повести-феерии Александра Грина. Роль трехмачтового судна "Секрет" "сыграли" два корабля – баркентина "Альфа" и парусник "Товарищ". Для парусов был закуплен настоящий алый шелк, но поначалу камера не смогла передать натуральный оттенок. Птушко уже собирался раскрашивать паруса вручную на пленке, но нашлись более чувствительные фильтры для кинокамеры, и все получилось.
Сказка о потерянном времени (1964)
Фильм снят по мотивам одноименного произведения Евгения Шварца, написанного в 1940 году. Это единственная сказка Александра Птушко, снятая на современном материале. Идея картины принадлежала режиссеру Тамаре Лисициан. Однако на этапе подготовки руководство "Мосфильма" передало производство Птушко.
Сказка о царе Салтане (1966)
Цветной широкоформатный фильм снят по мотивам одноименной сказки Александра Сергеевича Пушкина. Было использовано множество технических приемов. В частности для съемки превращения Гвидона в шмеля использовались "стоп-камера" и замена реального актера на рисунок. С помощью "стоп-камеры" сняли убегающий воротник боярина. Его "сыграла" выдра по кличке Сережа. После кадра с шикарным воротником камеру останавливали, затем дрессировщик подзывал питомца, тот соскакивал с плеч боярина, а камера включалась и фиксировала побег "воротника".
Руслан и Людмила (1972)
Сценарий написан по мотивам поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Список специальных конструкций, потребовавшихся для построения декораций отдельных сцен, включал более ста наименований. Для создания реквизита к группе прикрепили двух скульпторов, к которым присоединился и сам режиссер, в перерывах между съемками создававший оригинальные скульптуры для сказочного интерьера. Фильм "Руслан и Людмила" стал последней режиссерской работой Александра Птушко.
Друзья, не пропустите 19 апреля, в день рождения Александра Птушко, его знаменитые фильмы – "Алые паруса", "Сказка о потерянном времени", "Илья Муромец". А также картину "Друг мой, Колька!", на съемках которого Александр Лукич выступил художественным руководителем. Ссылка на программу телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция" здесь. Читайте и другие статьи:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.