Найти тему
IQ Media

Экономные, но притягательные: какими должны быть современные города мира

Фото: iStock
Фото: iStock

Сегодня города всё ещё развиваются по модели ХХ века, которая преобладает в промышленно развитых странах и ориентирована на ограниченный прирост населения. Однако она не подходит для экспоненциально растущих городов в развивающихся странах. Да и в развитых — тоже теряет актуальность.

Как переосмыслить городское планирование — рассказывают зарубежные исследователи в статье, опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики».


Экономные, но притягательные

Одновременное воздействие на структуру города, строительные технологии и поведение людей позволит серьезно сократить выброс парниковых газов. Так, продуманное планирование городских пространств поможет наполовину сократить выброс диоксида углерода, отмечают эксперты.

Если горожане примут стиль жизни с низким потреблением углеродоемкой продукции, это позволит дополнительно уменьшить энергопотребление в 2,5 раза. Сочетание всех этих факторов будет иметь мультипликативный эффект. Город будет «есть» существенно меньше энергии.

«Концентрированная» застройка

Под плотностью городской застройки понимается общая площадь зданий в границах наружных стен в том или ином городском районе. При этом важно учитывать транспорт и дороги, за счёт которых плотность застройки уменьшается.

Высокая плотность застройки ограничивает площадь земель, занимаемых городом. А значит — сохраняет соседние сельскохозяйственные угодья и сокращает расстояние, разделяющее дом и работу, дом и магазины и пр. Поэтому ограничение разрастания городов часто критически важно. Хотя бы для того, чтобы обеспечивать горожан сельхозпродукцией с близлежащих территорий.

Разносторонность против «монопрофильности»

Многофункциональными называют районы, где можно жить и работать, отдыхать и посещать магазины.

Многофункциональность района/города позволяет снизить маятниковые миграции, связанные с поездками на работу из пригородов. А значит, в воздухе будет меньше парниковых выбросов, а на дорогах — меньше пробок.

Подробнее — в материале IQ.HSE