📌 Закят аль-Фитр
Передается со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом):
«Посланник Аллаха ﷺ вменил постящимся в обязанность закят аль-фитр, как очищение за пустословие и сквернословие [которые могли иметь место у постящегося во время его поста], а также, чтобы накормить бедняков [дабы они радовались на праздник так же, как это делают обеспеченные люди].
Закят аль-фитр того, кто отдаст его до праздничного намаза, будет принят и считается действительным. Для того же, кто даст его после намаза, это будет считаться обычным пожертвованием из числа добровольных пожертвований (садака)»
📚 Сахих аль-Джами 3570
📌 Часто задаваемые вопросы о закяте фитр — фетвы имамов Ибн База, Альбани, Усаймина #1
Фетвы шейхов Ибн База, Альбани и Усаймина (да помилует их Аллах) относительно закята фитр:
❔ Постановление относительно закята фитр
❕ Имам Ибн Баз:
“Закят фитр является обязательной Сунной, и его следует давать до праздника”.
“Фатава нур аля дарб”
❕ Имам Усаймин:
“Закят фитр — это обязательное пожертвование. Доводом на это является хадис Ибн Умара:
«Пророк ﷺ вменил в обязанность выплату закята фитр за каждого мужчину и женщину, свободного и раба, взрослого и ребёнка из числа мусульман в размере одного са [мера сыпучих тел, которая равняется примерно 2,5 кг] фиников или пшеницы» (Бухари)”.
“Шарх мумти”, 6/150
❔ В чем мудрость выдачи закята фитр
❕ Имам Усаймин:
“Передается со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом):
«Посланник Аллаха ﷺ вменил постящимся в обязанность закят фитр как очищение за пустословие и сквернословие [которые могли иметь место у постящегося во время его поста — шарх шейха Усаймина], а также чтобы накормить бедняков [дабы они радовались на праздник так же, как это делают обеспеченные люди — шарх шейха Усаймина]» (Абу Давуд. Шейх Альбани назвал хадис хорошим)”.
“Фатава харам маккий”, 1407 г.х.
❔ Кому дается закят фитр
❕ Имам Альбани:
“Слова Пророка ﷺ, переданные Ибн Аббасом: «чтобы накормить бедняков» указывают на то, что его дозволено давать лишь бедным. Таково мнение шейхуль-ислама Ибн Таймии. Поэтому Ибн Кайим сказал в своей книге “аз-Зад”: «В соответствии с Сунной Пророка ﷺ, это пожертвование дозволено раздавать исключительно беднякам».
“Тамам аль-минна”
❔ Может ли отец дать закят фитр своей замужней дочери
❕ Имам Ибн Баз:
“Нельзя давать закят фитр дочери. Если ее муж является бедным, то можно отдать ему, но только если он бедный. Что же касается дочери, или дочери дочери, дочери сына [т.е. внучек], бабушки, отца и других прямых родственников [т.е. те, которые происходят от него или от которых произошёл он], то им закят фитр не полагается. Можно также отдать своей сестре, тете, или дяде, если они бедные. То есть тем, кто не живет с ним в одном доме”.
“Фатава нур аля дарб”
📌 Часто задаваемые вопросы о закяте фитр — фетвы имамов Ибн База, Альбани, Усаймина #2
Фетвы шейхов Ибн База, Альбани и Усаймина (да помилует их Аллах) относительно закята фитр:
❔ Когда следует давать закят фитр
❕ Имам Ибн Баз:
“В соответствии с Сунной его следует раздать незадолго до праздничного намаза, если есть на то возможность. Можно также отдать за день или два до праздника, как это делали некоторые сподвижники. Нафи передал, что Ибн Умар сказал: «Пророк ﷺ приказал нам раздать закят фитр до того, как люди выйдут на праздничную молитву». Далее Нафи сказал: «Сам же Ибн Умар раздавал его за день или за два [до праздника]« (Абу Давуд)”.
“Фатава нур аля дарб”
При этом, не дозволено давать закят фитр после праздничного намаза. В таком случае эта милостыня не будет принята как закят фитр. Доводом на это является хадис, переданный от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал: «Закят фитр того, кто отдаст его до праздничного намаза, будет принят. Для того же, кто даст его после намаза, это будет считаться обычным пожертвованием из числа добровольных пожертвований (садака)» (Абу Давуд. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).
“Фатава харам маккий”, 1413 г.х.
❔ В каком размере следует давать закят фитр?
❕ Имам Ибн Баз:
“Закят фитр следует давать в размере одного са Пророка ﷺ, что равно четырём полным пригоршням обеих рук нормального взрослого человека. Таково определение са в словаре”.
“Маджму фатава”, 14 том
❕ Имам Ибн Баз:
“Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы давали закят фитр во время Пророка ﷺ в размере одного са еды, или са фиников, или пшеницы, или же изюма». В другой версии хадиса: «или са творога» (Бухари, Муслим).
Обязательным является выплата закята размером в са любого вида продукта. Са — это четыре полные пригоршни обеих ладоней, что равняется в весовой мере примерно трем килограммам. Если мусульманин даст са риса или любого другого продукта питания, распространенного в его стране, то этого будет достаточно”.
“Маджаля аль-бухус аль-исламия”, 17/79-80
❔ Можно ли давать закят фитр в денежной валюте
❕ Имам Ибн Баз:
“Давать закят фитр в денежной валюте неправильно, и сделавший это не получит награды, в соответствии со словами Пророка ﷺ: «Деяние [поклонение] того, кто сделает его без нашего на то указания, будет отклонено», т.е. не будет принято от него. В “Сахихе” Бухари и других достоверных источниках передается, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк ﷺ вменил в обязанность выдачу закята фитр в размере одного са фиников или пшеницы».
«Вменил в обязанность», — т.е. сделал абсолютно обязательным. Именно этого мнения придерживался имам Малик”.
“Фатава нур аля дарб”
Имам Усаймин:
“Мнение имама Малика о том, что закят фитр раздается в виде продуктов, а не выплачивается деньгами, является верным. Такого же мнения придерживались имамы Ахмад и Шафии. Данное мнение является верным, потому что Сунна указывает на это”.
“Маджму фатава ва расаиль”
Подготовил: Рамин Муталлим.