Найти тему
Фонд «Нотайвори»

🤔Сложная личность Маяковского

Добрый день, дорогие друзья! Зачастую бывает, что воспоминания о великих деятелях искусства сопровождаются множеством легенд и надуманных суждений. Сегодня мы с вами разберёмся, какой личностью был классик советской литературы Владимир Владимирович Маяковский.

Как правило, большая часть людей неоднократно слышала, что В.В. Маяковский был вспыльчив, не сдержан и даже агрессивен. Основанием для подобных суждений служили публичные выступления поэта. Предполагалось, что его личность соответствует образу бунтаря в жёлтой кофте, борца за новое искусство, бросающего вызов мировому порядку и даже Богу, оратора, высмеявшего буржуазию и идейных противников. Таким он представал на диспутах, митингах и поэтических вечерах: «грубый гунн» из собственного стихотворения «Нате!». Однако современники, знавшие Маяковского лично, говорили о нём как о человеке заботливом, вежливом, тихом и даже нежном. Русский писатель Юрий Олеша в «Книге прощания» писал: «Действительно, в пылу диспута, стоя на эстраде, в расправе с пошлостью, он казался таким (ред. грубым, высокомерным). Его реплики, которые мы помним до сих пор, были уничтожающими. Но те, кто знал его ближе, скажут, что он был учтив, даже застенчив». Внешность поэта подкрепляла сложившийся публичный образ. Бенедикт Лившиц упомянул в мемуарах «Полутораглазый стрелец: Воспоминания», что на публике Маяковский выглядел словно «член сицилийской мафии», однако на самом деле был «вдумчивый, стыдливо-сдержанный, осторожно — из предельной честности — выбиравший каждое выражение».

Возможно, из-за ложных представлений и сложились истории о том, что Маяковский ненавидел детей, презиралА.С. Пушкина и русскую классику, дрался с С.А. Есениным. Однако, всё это – заблуждения. У Маяковского была любимая дочь, хоть и видел он её лишь однажды. 15 июня 1926 года в Нью-Йорке родилась Елена Владимировна Маяковская (Хелен Патрисия Томпсон). После расставания поэт продолжал переписываться с матерью своей дочери. В одном из писем были следующие строки: «Две милые, две родные Элли! Я по Вас уже весь изоскучился. Мечтаю приехать к Вам еще хотя б на неделю. Целую Вам все восемь лап. Ваш Вол». Сложно представить, что человек, видевший в детях будущее страны, написавший много детских стихов, мог их не любить. 

​Маяковского обвиняли в юношеском нигилизме и излишнем эпатаже футуризма. А в манифесте футуристов были следующие строки: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода современности».Говоря об отношении поэта к русской классике, важно отметить, что протест Маяковского был направлен не на личности деятелей литературы и русскую классику, а на их канонизацию. Марина Цветаева поясняла: «крик не против Пушкина, а против его памятника», кроме того, писала Борису Пастернаку: «Думаю, что от Пушкина прямая кончается вилкой, вилами, один конец — ты, другой — Маяковский». Да и сам Маяковский выражал свою позицию в стихотворении «Юбилейное»: «Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему,при жизни — думаю —тоже бушевали. Африканец!».

​Противостояние Маяковского и Есенина не имело ничего общего с физической дракой, являясь здоровой поэтической конкуренцией, взаимной ревностью к славе, основанной на молчаливом уважении. Из воспоминаний Лили Брик: «При жизни Есенина Маяковский полемизировал с ним, но они знали друг другу цену. Не высказывали же свое хорошее отношение — из принципиальных соображений». В 1923 году Есенин и Маяковский сблизились, а встречи стали «элегические, без малейших раздоров». Смерть Есенина огорчила Маяковского «обыкновенно, по-человечески», он писал: «У народа, у языкотворца, умер звонкий забулдыга подмастерье».

​Достоверно известно, что Маяковский страдал мизофобией – боязнью бактерий из-за смерти отца от заражения крови. Поэтому был крайне брезглив: не касалсяперил, брался за дверную ручку платком, стаканы долго рассматривал и протирал, пивной бокал держал левой рукой, дабы не прикасаться к местам, где бывали чужие губы. Кроме того, поэт был заядлым игроманом, но играл не ради выигрыша, а для чувства победы, удачи и самоутверждения.

​Если вы – любитель искусства, настоятельно рекомендуем углубляться в изучение личности и характера любимых писателей, художников, композиторов. Это поспособствует большему погружению в произведения и лучшему пониманию мотивов и посылов.