Найти в Дзене
Контур.Школа

Комплаенс как инструмент для участия в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ

Оглавление

В этой статье:

  • Что такое комплаенс
  • Каким образом комплаенс может помочь деятельности компании
  • Для чего нужен комплаенс в компании
  • Элементы комплаенса
  • С чего начать внедрение комплаенса

(function () {if (typeof Kontur == 'undefined')return;const counters = Kontur.Counters;if (counters == undefined)return;counters.registerPageEvent('event-pub-content-headers-show');const items = document.querySelectorAll('[data-summary-item]');items.forEach((item) => {item.addEventListener('click', function (e) {counters.registerPageEvent('event-pub-content-headers-click');});});}());

Что такое комплаенс

Комплаенс — система внутреннего обеспечения соответствия требованиям законодательства, совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом организации, направленных на соблюдение требований законодательства, предупреждение его нарушения, а также на создание механизмов анализа, выявления и оценки рисков опасных сфер деятельности, обеспечение комплексной защиты организации.

Во фразе «комплаенс представляет собой совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом организации» отражена форма закрепления этих мер — чаще всего они закрепляются внутренними документами организации.

Цель комплаенса — «соблюдение требований законодательства, предупреждение его нарушения», то есть он направлен на то, чтобы компания внутри своих процессов знала, какие у нее есть риски, и старалась их снижать.

Крупные компании на российском рынке давно и успешно работают с комплаенсом. Это дает им возможность, вступая в договорные отношения, требовать от своих контрагентов обязательного соблюдения требований законодательства.

Каким образом комплаенс может помочь деятельности компании

Как правило, компании сталкиваются с последствиями отсутствия комплаенса уже на ранних этапах участия в госзакупках. Известно, что при столкновении с рисками принимать меры для того, чтобы избежать их, уже поздно.

Ниже эксперт Контур.Школы рассказывает о том, как в принципе не допускать подобных ситуаций.

Для чего нужен комплаенс в компании

Для соблюдения законодательства.

Для предупреждения нарушений. Путем комплаенса закрепляются все необходимые требования того, каким образом сотрудники и компания должны вести себя на рынке. Знание этих правил позволяет предупреждать нарушения.

Для выявления и минимизации рисков привлечения к ответственности. В кодексе административных нарушений есть ст. 2.1, которая указывает, что при установлении вины компании рассматривается вопрос о том, была ли у нее возможность предупредить возникновение последствий такого нарушения, были ли приняты все меры для этого. Если компания подтвердит, что она разрабатывала политики, обучала сотрудников, создавала условия для соблюдения ими законодательства и контролировала этот процесс, но по каким-то причинам сотрудник нарушил законодательство, велика вероятность, что вины компании в этом нет. Ответственность вменяется не самой компании, а конкретному лицу, которое допустило нарушение. Таким образом, снижается риск привлечения компании к административной ответственности.

Для обеспечения безопасности руководства. Руководство отвечает за все действия своих сотрудников. Претензии чаще всего передают компании и руководству. Здесь может сыграть свою роль комплаенс: с правилами работы компании знакомятся все сотрудники компании под подпись, так как это локальный акт и сотрудники о нем знают, предупреждены об ответственности и правилах работы. Если встает вопрос о нарушении со стороны сотрудника, то здесь есть конкретное ответственное лицо, которое знает свои обязанности, но по какой-то причине их не исполняет. Когда возникает вероятность уголовной ответственности, встает вопрос об эксцессе исполнителя — вине конкретного исполнителя, а не всего руководства компании, тем самым можно попробовать снять ответственность с руководства, использовать это в качестве еще одного аргумента защиты руководства компании.

Для сохранения коммерческой тайны и безопасности персональных данных. Принятие внутренних документов, в том числе о коммерческой тайне, которая направлена на защиту всей информации компании, — одно из важных составляющих комплаенса. Кроме того, предусмотрены меры по сохранению информации. Такая тщательная работа с информацией снижает риск ее передачи третьим лицам, например при увольнении сотрудников, так как они предупреждены об ответственности и знают о возможных негативных последствиях.

Для снижения количества проверок. Существует постановление Правительства РФ, в котором указано, что наличие в компании в течение года действующего механизма комплаенса, а также отсутствие у компании в течение трех лет нарушений антимонопольного законодательства либо законодательства, которое связано с привлечением к административной ответственности по отдельным статьям, способно повлиять на снижение уровня риска компании и, следовательно, снизить количество проводимых проверок.

Для улучшения имиджа и деловой репутации компании. Информация о действующих системах комплаенса, о приверженности к соблюдениям требований законодательства обычно размещается на сайте компании, включается в договоры. Крупные контрагенты, которые беспокоятся о своей репутации и положении на рынке, интересуются такими вопросами.

Для формирования этической культуры как всего бизнеса, так и отдельных сотрудников.

Обучение по 44‑ФЗ, 223‑ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Элементы комплаенса

Выявлены пять элементов комплаенса, каждый из которых важен и необходим для эффективной работы компании.

Тон сверху. Позиция руководства, его приверженность комплаенсу, то есть не просто слова о соблюдении требований законодательства, но и соответствующая политика компании.

Выявление и оценка рисков. Анализируется деятельность компании, устанавливаются наиболее рисковые сферы, где могут возникнуть проблемы.

Минимизация рисков. Может быть принята различными способами в зависимости от того, какие риски были выявлены: насколько это крупная компания, какие у нее масштабы деятельности, насколько необходимо принятие внутренних документов, организация горячей линии, проведение внутренних проверок, установка системы проведения таких проверок — тут все определяется индивидуально. Если у компании нет серьезных рисков, то их минимизация должна быть соответствующей — перегружать компанию не надо.

Обучение и информирование. Чтобы все сотрудники не просто расписались, что они ознакомлены с системой комплаенса, но и понимали, для чего им все это надо, почему они должны это соблюдать, каким именно образом придерживаться правил, и могли в любой момент обратиться к руководству за советом, как им действовать в той или иной ситуации.

Мониторинг и аудит. Комплаенс должен отслеживаться, должны фиксироваться результаты его использования и проводиться аудит. Это позволит обновлять информацию о возникновении новых рисков, понимать, эффективны ли принимаемые меры или нет, не упустить возможность что-то поменять в случае необходимости.

В конце статьи вы найдете алгоритм анализа внутренних процессов компании на предмет рисков и необходимости внедрения комплаенса.

С чего начать внедрение комплаенса

Решение о внедрении комплаенса принимается после тщательного анализа всех возможных рисков, с которыми сталкивается или может столкнуться компания. Все комплаенс-риски можно разделить по сфере деятельности. Каждая из них имеет свою специфику и особенности, отражающиеся, в свою очередь, на возникающих у компании рисках. Для банковской сферы, например, комплаенс давно носит обязательный характер, так как за банками ведется особый контроль со стороны Центробанка. Именно он устанавливает рекомендации и правила, которые прочие финансовые институты обязаны строго соблюдать.

По отраслям права комплаенс-риски различаются на налоговые, уголовно-правовые, информационные, трудовые, санкционные и прочие. Кроме того, есть два основных комплаенса:

  • антимонопольный — действует не так давно (с начала этого года), предусмотрен Законом о защите конкуренции;
  • антикоррупционный — давно действует, опирается на специальное законодательство.

Правовая основа антикоррупционного комплаенса: Закон о противодействии коррупции № 273-ФЗ.

Правовая основа антимонопольного комплаенса: Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618, Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р, Закон об антимонопольном комплаенсе (вступил в силу 12.03.2020). Изменения, которые были внесены в Закон о защите конкуренции. Сейчас они активно реализуются. Для того чтобы все это работало в полную силу, установлен порядок согласования антимонопольного комплаенса с ФАС.