Что есть готовность к школе (спойлер – не счёт, письмо и чтение!), помогают понять программы дошкольной подготовки образовательного бюро «Лёрнити А101».
Образовательные программы для детей – одно из самых первых направлений работы «Лёрнити А101», которое вместе с учредителем ГК «А101» создаёт в районах застройки доступную и насыщенную событиями социальную среду, делая территорию привлекательной для нынешних и будущих жителей.
Сегодня наша статья о программах бюро для самой многочисленной аудитории жителей – родителей детей-дошкольников, а именно о подготовке к школе. Программы подготовки к школе от Лёрнити спроектированы особым образом и предполагают участие в них и детей, и родителей.
Руководитель дошкольных программ Лёрнити А101 Лилия Пушкова говорит, что чтение, письмо и счёт считаются у родителей показателем готовности к школе только потому, что такая мысль лежит на поверхности, ведь именно этому учат первоклассника. Но оказывается ли готов ребёнок к школе, если он теряет интерес к происходящему на уроке через 15 минут после начала, быстро устаёт и не понимает, как общаться со сверстниками и учителями?
Конечно, признаки, или критерии, готовности к школе совсем другие, и Лилия Пушкова назвала нам три основных.
Один из основных показателей – физиологическая готовность. За ней стоит, к примеру, умение высидеть четыре урока, то иметь силы есть быть включённым и воспринимать новую информацию. Даже очень умный, быстро схватывающий ребёнок, не созревший физиологически, может начать смотреть в окно, разговаривать и ходить, потому что устал.
Ещё один важный критерий – умение удерживаться на задаче, даже если она не самое увлекательное на данный момент занятие для тебя. Это называют произвольным вниманием. Зависание на часы над любимым конструктором или книжками про динозавров не может быть признаком зрелости произвольного внимания, потому что это как раз внимание непроизвольное — то, что захватывает ребёнка в этом возрасте.
Кроме этого, в школе ребёнку понадобятся развитые коммуникативные навыки, ведь ему придётся общаться с большим количеством новых для себя людей, как детей, так и взрослых. И неправильно полагаться в воспитании таких навыков на детский сад, ведь конфликты там могут решить просто разводя детей в разные углы комнаты. А это, как вы уже поняли, совсем не наш вариант.
Самым важным драйвером в развитии всех этих навыков оказывается игра. Хочется написать «самая обыкновенная», но это верно лишь отчасти. Хотите способствовать созреванию произвольного внимания? Играйте в «Тише едешь – дальше будешь» – игру, в которой ребёнок учится управлять своим телом, направляя всё своё внимание на то, чтобы не пошевелиться в момент, когда услышал слово «стоп». Игры по правилам учат следованию различным правилам, которые есть и в жизни, – ждать своей очереди, договариваться, выигрывать или принимать проигрыш, смотреть на ситуацию с разных сторон.
В ролевых играх, где, казалось бы нет никаких правил, есть сюжет и роли, которые ограничивают детскую спонтанность и способность управлять собой в разных ситуациях. Ведь будучи принцессой уже нельзя прыгать и скакать, как все вокруг, можно только важно взирать на всех с трона и благосклонно кивать.
Весной педагоги Лёрнити А101 предлагают жителям районов несколько программ подготовки к школе – «Постановка захвата ручки», «Любимые математические игры», «Домашний оркестр». Все эти программы рассчитаны на совместное посещение ребёнком и родителем.
«Постановка захвата ручки» – на первый взгляд, никак не связана с подготовкой к школе. Однако, по словам нейропсихологов Лёрнити, письмо – чрезвычайно энергоёмкий для ребёнка процесс, особенно на этапе его освоения. Напряжение от неправильного захвата мешает не просто высидеть урок, но и сохранять силы на дальнейшую деятельность. Родитель гораздо быстрее осваивает навыки правильного захвата и может продолжать заниматься с ребёнком до конца лета, тем более что для каждого занимающегося будет составлена индивидуальная программа, ведь запросы и умения на старте у всех разные.
На программе «Любимые математические игры» перекладыванию счётных палочек предпочитают игры, в которых образ числа приобретает наглядные формы. «Фруктовая» игра «Халли Галли» продолжается до тех пор, пока вы собираете по пять фруктов одного наименования, высчитывая их количество на картах других участников и своих. В игре «Спящие королевы» разбудите как можно больше королев, а также сбрасывайте ненужные вам числовые карты, производя несложные арифметические действия.
Игр не две, не три-четыре, и их подбирают в зависимости от интересов участников, поясняя, чем каждая важна для развития математических навыков. Играют в математические ролевые игры, математические игры парного взаимодействия, а настольные математические игры, сыгранные с родителями, продолжаются затем и дома и становятся любимым видом семейного досуга.
И наконец, программа «Дошкольный оркестр», основанная на методике Орф-педагогики, учит сонастраиваться в буквальном и переносном смысле. Родители участвуют в оркестре вместе со своим ребёнком и начинают понимать его на невербальном уровне. Связь становится настолько мощной, что энергетический заряд от неё ребёнок чувствует всегда, а потому вступает в школьную пору без излишней тревоги. Важный момент сепарации от родителей в 1 классе проходит безболезненно, а живой исследовательский интерес превращается в то самое «любить учиться», которое так часто бесследно исчезает с началом школьных лет.
Дошкольные программы Лёрнити А101 сопровождает нейропсихолог, и каждый родитель получает индивидуальную обратную связь о готовности ребёнка к школе и дальнейших собственных шагах на этом пути.
Программы проходят в разных районах ГК «А101», а их жители обладают возможностью заплатить за них гораздо меньше, чем реальная рыночная стоимость, благодаря стремлению застройщика не просто строить дома, а создавать в районах среду для счастливой жизни.