Найти тему

Настольные игры вместо психологов

Оглавление

Почему важно играть в настольные игры всей семьей

Индустрия настольных игр переживает небывалый взлет популярности, хотя еще пару десятилетий назад казалось, что компьютерные аналоги вот-вот отправят настолки на свалку истории. Психологи уверяют, что правильно подобранные игры обладают мощным развивающим эффектом, особенно если играть в них всей семьей.

О том, что происходит, когда за игровым столом собираются дети, родители, бабушки и дедушки, мы поговорили с детским психологом Екатериной Лошинской.

О популярности настольных игр

“Дочки-матери”, “В магазин”, в шахматы с дедушкой и лото с бабушкой, подвижные игры с друзьями: как много их было раньше во дворах! Это была целая культура, школа жизни и спортивная тренировка одновременно. Потом на смену пришли компьютерные игры, и казалось, что возврата к старому нет. Но дети сели на ледянки и ватрушки, встали на самокаты и скейтборды - и вот уже прогулка стала альтернативой компьютерной игре, в детских садах и школах стали больше уделять внимания ролевым играм. Но совсем удивительная метаморфоза произошла с настольными играми.

В чем причина такого успеха? Нам кажется, что бурная компьютеризация и развитие средств коммуникации привело к тому, что люди стали терять навык живого общения. Многие важные вопросы обсуждаются в соцсетях или по телефону, и когда люди собираются вместе вживую, им часто бывает уже просто нечего обсуждать - и тут на помощь приходят настольные игры.

Детям же часто бывает легче и удобнее не придумывать собственные игры “с нуля”, а взять настольную игру в качестве посредника в коммуникации. Особенно это касается игр с простыми правилами, которые не надо долго объяснять, и в них легко играют даже дети, говорящие на разных языках.

Еще одна сторона такой популярности - распространение игровых методов в обучении, особенно в дошкольных учреждениях. Настольные игры - хороший способ повысить мотивацию детей, особенно когда традиционные способы “сиди, слушай, запоминай, будь внимательным, повторяй за учителем” работают слабо.

Наконец, в настольные игры активно приходят психологические подходы. К примеру, разработчики с удовольствием применяют в новых играх психологические тесты и тренажёры, которые в свое время создавались для оценки и тренировки памяти, внимания, эрудиции и других способностей. Это, конечно, дополнительно привлекает родителей, стремящихся развивать способности своих детей.

Что настольная игра дает ребенку?

Любая игра, не только настольная, - это естественный вид активности, в которой ребенок познает мир. На каждом этапе развития ребенка игры имеют свое незаменимое развивающее и, соответственно, коррекционное значение.

Используя настольные игры, вы тренируете:

· все виды памяти, внимания и мышления;

· терпение;

· усидчивость;

· речь.

Любая групповая игра тренирует способность:

· взаимодействовать с партнером;

· предвидеть действие соперника;

· контролировать свои эмоции;

· адекватно реагировать на выигрыш и проигрыш;

· оказать поддержку и сопереживать;

· отвечать за свои поступки.

Создаются предпосылки для формирования адекватной самооценки. С помощью игр можно расширять словарный запас и кругозор, развивать познавательную активность.

Почему важно играть в настольные игры в семейном кругу?

Это отличный способ для родителей провести досуг со своими детьми, и в то же время ненавязчиво решать вопросы воспитания и развития. Да и взрослые играя с детьми могут почерпнуть для себя немало полезного.

Родители учатся общаться с ребенком на его уровне

Для многих родителей игра с ребенком - непростая задача. Нужно научиться объяснять правила теми словами, которые ребенку будут понятны, опираясь не на свой багаж знаний, а на детский уровень. Если ребенок не понимает вас, вам придется начать искать способы, как объяснить ему доходчивее, и это побудит задуматься о причинах того, почему ребенок не понимает ваши объяснения. Наверняка вы научитесь говорить медленнее, задавать ребенку вопросы, приводить примеры, показывать что-то для наглядности. То есть, вы лучше узнаете своего ребенка, его возможности и, может быть, вам станет понятнее, почему он не хочет ходить в детский сад или не слушает учителя на уроке, да и в бытовых вопросах вам будет легче найти общий язык.

Родители и дети узнают друг друга с неожиданных сторон

Родители бывают очень удивлены, когда маленькие дети (4-7 лет) легко обыгрывают их в некоторые игры, особенно в те, где активно задействована скорость реакции. Например, в таких играх, как “Доббль” или “Барабашка” малыши часто бывают успешнее чем родители, а подростки точно обыграют маму в “Сет”. Однако родители могут быть очень разочарованы и тем, насколько “неспортивно” их дети могут себя вести в ситуации неуспеха.

Родители учат ребёнка разбираться в правилах игры

Овладение умением соблюдать правила игры является значительным фактором формирования произвольности поведения ребенка в детском возрасте. При строгом соблюдении правил поведения во время игры тренируются такие качества как стрессоустойчивость и самоконтроль, дети учатся терпению и способности стройно и понятно объяснять свои мысли (пересказывая правила). И здесь трудно переоценить роль родителей.

Родители готовят ребенка к игре в компании сверстников

Хорошая настольная игра незаметно для играющих тренирует важные навыки социального взаимодействия. Учит корректно, в рамках правил конкурировать с соперником, справляться с эмоциями как в процессе игры, так и после её окончания, конструктивно относиться к проигрышу, принимать поздравления с выигрышем, уметь радоваться, не задевая при этом чувства проигравших, а при необходимости оказывать поддержку тому, кому в этот раз не повезло.

Подают пример поведения во время игры

Особая ответственность здесь лежит на взрослом – ему необходимо одновременно быть достойным примером для подражания и деликатным наставником. Время, проведённое за игрой, ни для кого не пройдёт даром, родители лучше узнают не только своих детей, но и друг друга, а дети отработают навыки правильного поведения, которые пригодятся им на любых занятиях и в свободное от учёбы время. За игровым столом дети научатся контролировать себя и взвешенно принимать решения в неожиданных, нестандартных, новых ситуациях, которых предостаточно и в дошкольном возрасте, и тем более в школьном.

Родители помогают решению учебных задач, используя игровую ситуацию

Возьмите любой учебный навык - и вы найдете игровую механику, которая поможет развить его. Счет, грамотность, тематические знания, пространственное мышление - этот список можно продолжать бесконечно. Например, во многих играх ребёнок адаптируется к условиям постоянно меняющейся задачи. Этот полезный навык переключения внимания (без «застревания» на пройденном или неудавшимся) будет важен в условиях быстро меняющихся заданий в школе, таких например, как математические диктанты.

Родители в игровой ситуации создают условия для решения психологических вопросов

Настольные игры — повод обсудить эмоции, независимо от того, выиграл ребенок или проиграл. Здесь тоже очень важна роль родителя, которому нужно суметь подготовить ребенка к возможному проигрышу, продумать какие-то способы моральной (а может быть и материальной) поддержки проигравшего. С помощью игры можно повысить самооценку ребенка или научить его справляться с некоторыми страхами.

Еще одним важным положительным примером психологического влияния настольных игр на развитие ребёнка является свобода принятия решения и ответственность за это, что, в свою очередь, воспринимается ребёнком как проявление уважения к его мнению, к его свободе волеизъявления.

Существуют игры, которые в силу своей механики и стилистики обладают мягким психотерапевтическим эффектом. Это, например, кооперативные игры (команда против игры), а также многие другие, где эффект сюжета игры преобладает над конечным результатом проигрыша или выигрыша.

В качестве примера можно привести кооперативные химические настольные игры Sciencely. Это не только способ весело провести время, всей семьей выполняя дома несложные химические реакции на пути к победе, но и ненавязчивый способ познакомить ребенка с аналитической химией и снизить тревожность в отношении сложных и малопонятных школьных предметов.

В эту же категорию можно отнести научные наборы Sciencely по биологии, физике, химии и медицине. Хоть это и не совсем настольные игры, но квестовая механика и оригинальные сюжеты делают их не менее азартными и тоже позволяют выполнять опыты всей семьей.

Что ребенку дает игра в семейные настольные игры?

Помимо развития различных навыков, способностей, расширения кругозора и словарного запаса, ребенок, играя с родителями:

  • чувствует, что это время безраздельно и бескорыстно принадлежит ему;
  • снижает уровень своей тревожности;
  • повышает свою самооценку;
  • повышает авторитет родителей в своих глазах;
  • повышает свой уровень доверия к родителям.

Создаются предпосылки к доверительным отношениям в семье, которые облегчают любых кризисных ситуаций.

-2

Существуют игры, которые в силу своей механики и стилистики обладают мягким психотерапевтическим эффектом. Это, например, кооперативные игры (команда против игры). В качестве примера можно привести кооперативные химические настольные игры Sciencely. Всей семьей выполняя дома несложные химические реакции на пути к победе, можно ненавязчиво познакомить ребенка с аналитической химией и снизить тревожность в отношении сложных и малопонятных школьных предметов. В эту же категорию можно отнести научные наборы Sciencely по биологии, физике, химии и медицине. Хоть это и не совсем настольные игры, но квестовая механика и оригинальные сюжеты делают их не менее азартными и тоже позволяют выполнять опыты всей семьей.

В подготовке материала использованы результаты наблюдений детских психологов Лошинской Е.А. и Кнышевой Е.Р., а также логопедов Горбачевой А.П. и Гринцовой Е.Я.