Найти в Дзене
Юниверсал Моторс

Как обслуживать цепь на мотоцикле

Цепь - самый распространенный тип привода у мотоциклов. И не удивительно. Он дешевый, компактный, легкий и при этом выдерживает огромные нагрузки. Единственный минус - это необходимость частого обслуживания. Даже если  вы не катались в дождь и не месили грязь, минимум один раз в пятьсот километров ее нужно почистить и заново смазать. Иначе она погрохочет несколько тысяч километров, а потом феерически порвется, в некоторых случая выломав заодно кусок картера. Есть много видов цепей. Самый простой тип - бессальниковые. Они стоят копейки, но в хлам изнашиваются всего за 7 или 8 тыс. км из-за того, что вода и пыль попадают внутрь втулок. Впрочем, в гонках ресурс не важен, поэтому в таких мотоциклах цепи чаще всего бессальниковые. Все для облегчения. Сальниковая цепь с уплотнениями типа O-ring: cмазка еще на заводе помещена между втулками и штифтами, а чтобы она не вытекала оттуда - стыки закрыты резиновыми кольцами. При не спортивной эксплуатации такая цепь выхаживает порядка тридцати тыс

Цепь - самый распространенный тип привода у мотоциклов. И не удивительно. Он дешевый, компактный, легкий и при этом выдерживает огромные нагрузки. Единственный минус - это необходимость частого обслуживания. Даже если  вы не катались в дождь и не месили грязь, минимум один раз в пятьсот километров ее нужно почистить и заново смазать. Иначе она погрохочет несколько тысяч километров, а потом феерически порвется, в некоторых случая выломав заодно кусок картера.

Есть много видов цепей. Самый простой тип - бессальниковые. Они стоят копейки, но в хлам изнашиваются всего за 7 или 8 тыс. км из-за того, что вода и пыль попадают внутрь втулок. Впрочем, в гонках ресурс не важен, поэтому в таких мотоциклах цепи чаще всего бессальниковые. Все для облегчения.

Сальниковая цепь с уплотнениями типа O-ring: cмазка еще на заводе помещена между втулками и штифтами, а чтобы она не вытекала оттуда - стыки закрыты резиновыми кольцами. При не спортивной эксплуатации такая цепь выхаживает порядка тридцати тысяч километров.

Сальниковая цепь с уплотнительным кольцом круглого сечения - O-Ring
Сальниковая цепь с уплотнительным кольцом круглого сечения - O-Ring

Есть тоже сальниковая цепь, но с уплотнениями типа X-ring. Она чуть дороже предыдущей, но лучше удерживает внутри себя смазку и поэтому обладает большим ресурсом.

Сальниковая цепь с уплотнительным кольцом X-образного сечения - X-Ring
Сальниковая цепь с уплотнительным кольцом X-образного сечения - X-Ring

Цепи с уплотнением типа W-ring еще дороже и еще долговечнее. Производители гордо заявляют, что они в семь и даже в десять раз превосходят цепи типа O-ring. Но на практике все далеко не так сказочно.  Во-первых, несколько неправильных чисток хватит, чтобы убить уплотнения любой цепи. Во-вторых, смазка находится между штифтами и запрессованными в пластины втулками. Но есть еще и внешняя втулка, под которую все также может набиваться грязь. Плюс она работает в контакте со звездами и изнашивается одинаково в не зависимости от того, какая у вас цепь. В-третьих, сами звезды редко когда выхаживают больше 35 тысяч километров, а менять их рекомендуют вместе с цепью. Выводы делайте сами.

Что касается маркировок - 425-ая, 520-ая, 525-ая. Первая цифра - это шаг звена. То есть расстояние между осями в восьмых долях дюйма. Вторая цифра - это расстояние между пластинами внутреннего звена в восьмидесятых долях дюйма. Считается, что чем больше второе число, тем прочнее цепь.

Думаю, многие слышали теорию, что если козлить на мотоцикле, то это неравномерно потянет цепь. Так вот, цепи - это не резинки от трусов, они не растягиваются. Увеличение длины происходят исключительно из-за износа штифтов и втулок. Так что, если цепь начала провисать неравномерно, значит вы испортили уплотнения у части звеньев слишком фанатичной чисткой, промыванием бензином или наоборот, не обслужив мотоцикл вовремя.

-4

Попытка отмыть цепь от старой смазки с помощью мойки высокого давления даст впечатляющий эффект - надорванные резиновые кольца, либо вымытая из втулок смазка. Дальше все просто. Ржавчина, быстрый износ, замена и новый адепт секты.

Второй популярный способ укоротить жизнь цепи - это просто смазывать ее без всякой мойки. Этим вы слой за слоем намертво приклеиваете к ней новый абразив. Резиновые уплотнения сдаются первыми, а дальше все по ранее озвученному сценарию.

Третий отличный способ убить цепь - это почистить ее жесткой щеткой с применением бензина или более агрессивных растворителей. Конечный эффект такой же: испорченные уплотнения, вытекшая из втулок смазка и досрочная замена цепи.

Напомним вам 7 вредных советов:

  1. Используйте бензин и разные агрессивные растворители, они лучше отмывают;
  2. Используйте максимально жесткую щетку - она лучше оттирает;
  3. Экономите химию и мойте цепь кёхером. В упор, чтоб надежнее;
  4. Или вообще не мойте цепь перед смазкой;
  5. Смазывайте цепь исключительно с внешней стороны, ну или боковые звенья, так удобней;
  6. Не читайте, что написано на баллоне со смазкой - все идет из одной бочки;
  7. Не заморачивайтесь с регулировкой натяжения цепи, она и без этого хорошо работает;