При изучении госзакупок дверей мы обнаружили нарушения в самых разных ведомствах. Рассказываем о том, как напожарили в Министерстве по чрезвычайным ситуациям и как отожгли в одной из структур Министерства внутренних дел.
Первый дверной кейс - закупка 26 металлических дверей Минским областным управлением МЧС. Это была процедура закупки из одного источника (идентификационный номер закупки на сайте ГИАС - 2033555) в марте этого года.
Основанием для проведения закупки из одного источника стал пункт 7 приложения к Закону “О государственных закупках”, который предусматривает такой вид закупочной процедуры после несостоявшейся конкурентной.
Однако при этом читаем в законе: “не подлежат изменению предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, требования к участникам, сроки и условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, определенные при проведении процедуры государственной закупки, которая признана несостоявшейся, в том числе в отношении отдельных частей (лотов)”.
Изучаем первичную закупку: речь шла о металлических дверях с установкой (регистрационный номер в реестре закупок на ЭТП БУТБ - RQ20230227268836).
В техническом задании и документации также указано, что закупается товар с установкой.
Однако в Справке о проведении процедуры закупки из одного источника значатся уже два договора с обществом с ограниченной ответственностью "Клямка" - соответственно на 19 188 и 3 588 рублей.
Как видим, во-первых, превышена ориентировочная сумма закупки на 17%. Во-вторых, в итоге произошло разделение на лоты “двери” и “установка”, при этом двери закупались исполнителем отдельно в Российской Федерации.
А ведь закупка изначально могла и должна была быть разделена на лоты для усиления конкурентной борьбы и снижения итоговой стоимости. Увеличение же ориентировочной стоимости закупки на 17% говорит о первоначальном некорректном ее определении. Это послужило причиной того, что конкурентная процедура не состоялась, и существенно изменило условия закупки. Получив результаты мониторинга, заказчик обязан был отменить закупку и провести новую с откорректированными условиями по цене и разбивкой на лоты.
Но самой удивительной закупкой дверей отметилась исправительная колония №20 управления Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел по Гомельской области. Она закупила их… у себя же! (идентификационный номер закупки в ГИАС - 2018248).
В данном случае выбор процедуры закупки из одного источника был обоснован пунктом 6 - “Приобретение товаров (работ, услуг) собственного производства у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, а также у организаций (в случае непривлечения соисполнителей), в которых численность инвалидов составляет не менее пятидесяти процентов списочной численности работников”.
Юридически участником государственной закупки из одного источника является только лицо, с которым заключен договор. И оно должно соответствовать следующим требованиям:
юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки.
Конечно, исправительная колония №20 и ее одноименный производственный участок имеют разные учетные номера плательщика. И, видимо, поэтому там посчитали возможным произвести закупку самим у себя. Однако при простой передаче имущества в пределах одной структуры в данном случае двери не были бы поставлены с надбавками к себестоимости.