Найти тему
Журнал Авто.ру

Факты о Peugeot, которые вы вряд ли знали

Французские автомобили часто вызывают у россиян саркастическую улыбку, хотя Renault, Citroen и Peugeot — марки с очень богатой историей, полной успехов и выдающихся достижений. И естественно, в этих летописях есть тайные страницы. Сегодня поищем их в биографии Пежо. Приготовьтесь удивляться, потому что Peugeot...

Это самая старая автокомпания в мире

Сразу начнём с неожиданного, но неоспоримого утверждения. Можете не верить, но Peugeot — самый возрастной из ныне существующих автомобильных брендов. Первый автомобиль марки был выпущен в 1889 году. Ни Ford (1903), ни FIAT (1900), ни Opel (1898), ни Renault (1899) не смогли запуститься раньше.

Знатоки, конечно, вспомнят, что Benz и Daimler появились в 1886-м. Однако бренд Mercedes-Benz, получившийся в результате слияния двух немецких фирм, образуется только 40 лет спустя — в 1926-м. Поэтому автомобильной марки старше Peugeot нет.

Peugeot 1. Фото: stellantis.com
Peugeot 1. Фото: stellantis.com

Завод в Сошо — самый старый из действующих автомобильных предприятий

Исторически важные заводы есть в летописи каждого большого бренда, но головное предприятие Peugeot в Сошо — особенное. Именно здесь 130 лет назад зарождался автомобильный бизнес фирмы. Здесь же он находится и сейчас. Конечно, масштабы, технологии и размах современного производства совершенно другие, но Сошо как был, так и остаётся истинной родиной бренда.

Там же есть фирменный музей марки, а поблизости базируется футбольный клуб «Сошо», многолетний спонсор которого (а по сути и владелец) — компания Peugeot. Кстати, и наследники семейства Пежо по-прежнему занимают значимые должности в структуре компании.

Футбольный клуб «Сошо» стал чемпионом Франции второй раз. 1938 г. Фото: fcsochaux.fr
Футбольный клуб «Сошо» стал чемпионом Франции второй раз. 1938 г. Фото: fcsochaux.fr

Peugeot до сих пор выпускает не только автомобили

Неавтомобильный бизнес для известных автомобильных брендов — обычное дело. Скажем, BMW начинала с авиамоторов, а когда-то делала сковородки и кухонную мебель. В истории Mercedes-Benz случались печатные машинки, а Volkswagen до сих пор делает сосиски и кетчуп.

У семейства Пежо, основавшего свою фирму в 1810-м, на уме поначалу было всё что угодно, но не транспорт. Вы, должно быть, слышали про перечницы, кофемолки и солонки — они до сих пор выпускаются под брендом Peugeot. Но в позапрошлом веке кассу фирме делали разнообразные металлические изделия: от топоров и пил до кринолинов женских юбок!

Значительно позже фирма вошла в велосипедный, а позже и мотоциклетный сегменты. Кстати, велосипеды и мототехника под маркой Peugeot выпускаются до сих пор. А ещё в середине XX века большой популярностью в Европе пользовались кухонные комбайны и миксеры Peugeot.

Нолик в названии моделей Peugeot запатентован

На протяжении первых 40 лет в Пежо не утруждались с названиями моделей: цифровые индексы им выдавали по порядку. Причём цифры присваивали не только серийным машинам, но и всем заводским проектам. Стороннему наблюдателю сложно было нащупать логику.

Она появилась в 1929-м вместе с дебютом компактного седана Peugeot 201. Французы запатентовали трёхзначный индекс с обязательным ноликом посредине. Первая цифра — это принадлежность к классу: чем она больше, тем больше и престижнее машина. Нолик нужен для красоты и баланса. Ну а последняя цифра указывала на поколение модели. Элегантно, удобно, легко запомнить.

Кстати, Peugeot очень ревностно охраняла трёхзначный индекс с ноликом, запрещая другим фирмам использовать схожее обозначение. Именно поэтому Porsche 901 превратился в Porsche 911, а экспортные версии «Москвич-408» переименовали в Elite Deluxe.

Система с ноликом всё-таки дала сбой

Причина банальная: закончились номера, указывающие поколения моделей. Чтобы сохранить трёхзначное обозначение, в Peugeot придумали следующее: начиная с 2012 года индексы моделей заморозили. Теперь хэтчбек гольф-класса всегда будет называться 308 вне зависимости от поколения. То же самое с компактным 208 или среднеразмерным семейством 508.

Линейка кроссоверов фирмы получила четырёхзначный индекс с двойным ноликом посредине: 2008, 3008, 5008 и так далее. При смене поколений этих моделей цифры тоже не будут меняться.

Ну а недорогие модели бренда отличает единичка вместо восьмёрки на конце. Наглядный пример — знакомый россиянам седан Peugeot 301.

Первый электромобиль Peugeot появился из-за немецкого запрета

Если вас не удивил тот факт, что Peugeot — старейший из ныне существующих автомобильных брендов, то сюрпризом, возможно, станет дата появления первого электрического автомобиля марки. Это случилось в 1941 году.

Оккупировав Францию ещё в 1940-м, немцы запретили местным автомобильным фирмам выпускать бензиновые легковушки. Почти все производственные мощности Peugeot перепрофилировали под нужды вермахта. Французы нашли элегантный выход из ситуации — построили электромобиль.

Его назвали Peugeot VLV, то есть Voiture Légère de Ville — «маленький электромобиль для города». Двухместный, с одной фарой и длиной меньше 2,7 метра VLV весил меньше 350 кг. 3-сильного мотора хватало для 35–40 км/ч. Моторчик располагался в задней части кузова, а пространство под передним обтекателем занимали силовые аккумуляторы.

Запас хода был невелик — около 80 км. Но если вспомнить время и обстоятельства появления такого автомобиля, то его создателям хочется крепко пожать руку.

Именно марка Peugeot сделала дизель доступным и популярным

После окончания войны Peugeot вернулась к выпуску автомобилей с ДВС. Наряду с бензиновыми моделями, французы сделали ставку на дизель. В то время это было необычно и смело. Шумные, плохо пахнущие дизели в 1950-х считали уделом грузовиков. Но в Peugeot разглядели в этих моторах потенциал и в 1959-м предложили покупателям компактную модель 403 с двигателем на солярке.

Настоящий же прорыв случился 10 лет спустя, когда в каталогах фирмы появился малыш Peugeot 204 с 1,2-литровым дизелем мощностью 53 л.с. Таких маленьких дизелей массовыми тиражами не делал ещё никто. С рыночного успеха 204 D и начался путь Peugeot к статусу главного дизельного бренда мира.

Вся история Peugeot непрерывно связана с гонками

Имя Peugeot неотделимо от автоспорта. Даже первая гонка в истории — пробег Париж-Руан 1894 года — выиграна на автомобиле Peugeot. И это было только начало. В 1910-х французские машины стали главной силой заокеанских кольцевых гонок. Культовая «Инди-500», например, трижды покорялась пилотам французской фирмы.

После Второй мировой Peugeot переключилась на ралли. Сначала компания заработала репутацию на трассах марафонских гонок вроде ралли «Сафари», а в 1980-х заводская команда Peugeot Talbot Sport ураганом прошлась по завсегдатаям чемпиона мира. Благодаря легендарной модели 205 T16 за два года удалось выиграть четыре титула в разных чемпионатах.

В музее фирмы хранятся трофеи за победы в ралли-рейде «Париж-Дакар» и гонке на горе Пайкс-пик — самого знаменитого в мире подъёма на холм. Они были добыты на 205-м и построенном на его базе более крупном Peugeot  405 Т16. Онборд победного подъёма на холм с финном Ари Ватаненом за рулём давно стал культовым роликом на Youtube. В начале 2000-х финн Маркус Гронхольм и Peugeot 206 WRC вновь стали грозной силой на трассах классического ралли.

А в конце 2010-х Peugeot вернулась на Пайкс-пик вместе легендой WRC Себастьеном Лёбом и безумным 875-сильным хэтчем 208 T16. В 2017-м девятикратный чемпион мира по ралли проехал трассу из 156 поворотов за рекордные 8 минут 13,878 секунды. Побить это достижение позже смогли только на электромобиле, который, в отличие от 208-го, не испытывал кислородного голодания ближе к вершине.

Peugeot 208 T16
Peugeot 208 T16

Отличные традиции у фирмы и в гонках спорткаров: «24 часа Ле-Мана» французский бренд выигрывал три раза. В июне нынешнего года ожидается попытка добыть четвёртую победу.

И только в Формуле-1 у Peugeot не получилось. За несколько сезонов в качестве поставщика двигателей для McLaren, Jordan и Prost выше второго места на Гран-при фирма так и не прыгнула.

Peugeot всегда связывали с Россией хорошие отношения

Буквально с первых лет истории автомобили Peugeot появились и в России. Ещё 4 марта 1896 года «Пежо» отправила автомобиль первому российскому покупателю. Нижегородец Михаил Шипов получил машину под заводским номером 504 с мотором мощностью 3,75 л.с.

А на маленьком Peugeot Bebe успел поездить и цесаревич Алексей — сын Николая Второго.

До революции дилеры Peugeot работали в Москве и Санкт-Петербурге, а в 1990-х фирма одной из первых вновь открыла своё представительство в России. Следующим шагом стало получение автомобилями Peugeot российского паспорта — выпуск французских моделей наладили на заводе в Калуге. Предприятие открыли 23 апреля 2010 года.