Найти тему
Ёлка Тренд

Ищите женщину: как снимали лучшую новогоднюю детективную комедию

Иронический детектив, вошедший в культуру российского народа, начался не с творений Иоанны Хмелевской, и уж тем более, не из книг Дарьи Донцовой. В 1982 году режиссер Алла Сурикова сняла блистательный фильм «Ищите женщину», новогодний иронический детектив, вошедший в Золотой фонд кино вместе с «Иронией судьбы…», «Карнавальной ночью» и «Бриллиантовой рукой»

Секрет иронического детектива прост: глуповатая героиня средних лет ввязывается в опасную авантюру и, высунув язык, как гончая, бежит по следу преступника, не обращая внимания на трудности. Эту схему использовали и вышеупомянутые Хмелевская, Донцова и другие писательницы. Но отечественный зритель задолго до того познакомился с фильмом «Ищите женщину», по пьесе французского драматурга Робера Тома, который напишет много интересного, в том числе и пьесу, по которой снимут фильм «8 женщин». Но сейчас не об этом, сейчас о пьесе «Попугаиха и цыпленок», по мотивам которой и был снят один из самых любимых фильмов жителей СССР.

Запутанное дело блуждающего трупа в нотариальной конторе покорило зрителей с первого показа. Как рассказывала писательница Татьяна Устинова, она бежала домой, чтобы посмотреть фильм и с огромным облегчением узнала, что фильм – двухсерийный, и значит, удовольствие можно растянуть.

Оригинальное название никуда не годилось, зрители бы не поняли, что значит попугаиха (так во Франции называют болтливых женщин) и при чем тут цыпленок (пренебрежительное название полицейских во Франции из-за желтой формы). И когда один из членов съемочной предложил «Шерше ля фам», за название сразу ухватились.

Страшное дело, но фильма вообще могло бы и не быть, а если бы и был, то мог выглядеть совершенно по-другому, ведь Алла Сурикова видела во взбалмошной роли секретарши Алисы Постик только одну актрису: Софико Чиаурели, которую категорически не хотел утверждать худсовет. Суриковой пришлось ехать в гости к Чиаурели, чтобы доказать свою правоту, и там режиссер и вся команда попали в плен. Да, именно в плен грузинского гостеприимства с накрытыми столами, реками вина и застольными тостами.

Очнулась Сурикова уже когда ее трамбовали в самолет, вспомнила, что так и не сделала фотопробы актрисы, но было уже поздно. Тогда режиссер схитрила и пересняла календарь 20-летней давности. Худсовет восхитился неувядающей красотой Чиаурели, и больше вопросов по кандидатуре главной героини не возникало. Дети Софико Чиаурели изумлялись: их гениальная мать сыграла массу ролей, куда более весомых, чем болтушка Алиса Постик, но зрители помнили только это.

-2

Выбор же главного героя – инспектора Грандена был сложнее. Кандидатур было три: Михаил Ульянов, Армен Джигарханян и Леонид Куравлев. Ульянов отпал довольно быстро, он не мог участвовать в съемках из-за гастрольного графика. Куравлев после его «Афони» казался худсовету несерьезным. Идеальной кандидатурой выглядел Армен Джигарханян, ровно до момента, пока кто-то не сказал, что Гранден-Джигарханян раскроет это запутанное дело за 5 минут. В итоге роль отошла Куравлеву. Это стало стопроцентным попаданием, дуэт Чиаурели-Куравлев стал идеальным. Им было легко играть друг с другом, поскольку актеры ранее вместе учились во ВГИКе и очень дружили.

Елена Соловей, которая блистательно сыграла в фильме Никиты Михалкова, попала на площадку без проб. Роль ее мужа, мэтра Роше без особых проблем досталась Сергею Юрскому, который был мастером перевоплощений.

-3

В роли Робера де Шаранса мог появиться Олег Меньшиков, однако Сурикова предпочла Александра Абдулова. Леонид Ярмольник появился в фильме случайно, на роль Максимэна претендовал Семен Фарада, но Сурикова решила отдать роль более молодому Ярмольнику. Фарада жутко обиделся на режиссера и простил Сурикову только после того, как она позвала его в «Чокнутые» и «Человек с бульвара Капуцинов». Глуповатую Вирджинию Ренуар сыграла актриса Елена Укращенок, которая после вышла замуж за Эдварда Радзинского и распрощалась с карьерой, занявшись благотворительностью. А вот на роль Сюзанны Брисар претендовали более именитый актрисы, чем Людмила Дмитриева: Татьяна Васильева и Любовь Полищук. Дмитриева вспоминала, что ее образ родился случайно. Она пришла на пробы с кудряшками, на что Сурикова возразила: у меня уже две актрисы в кудрях. И тогда на Дмитриеву надели короткий парик, очки. Получилась типичная старая дева, истеричная, пугливая и сухая.

-4

Денег на съемки Суриковой выделили мало, на натурные съемки их не хватало, и тогда по просьбе Суриковой Париж снял любительской камерой Георгий Данелия просто из окна машины, проигнорировав отсутствие разрешения на съемки. Затем павильонные съемки разбавили хроникой парижских видов и кадрами из французских фильмов. Все остальное происходило в одном месте – павильоне «Мосфильма», где требовалось соблюдать полную тишину, ведь звук писали сразу, денег на озвучку не было. Это далось нелегко, ведь актеры и съемочная группа постоянно смеялись.

Создавать атмосферу помогал и антураж. В эпоху дефицита талантливо изобразить Францию удалось методом попрошайничества в посольстве, французских фирмах, где клянчили календари, лампы, телефоны, газеты и журналы. Охранник посольства даже одолжил Ярмольнику свою фуражку. А вот костюмы, в которых снимались актрисы (за исключением Соловей, для которой шубу взяли из хранилища «Мосфильма»), были из их личного гардероба.

В начале каждой серии показываются кадры из французских фильмов «Частный детектив» и «Смерть негодяя». В первой серии секретарша Алиса Постик смотрит по телевизору некий фильм «Свидетелей надо прикончить» со своим кумиром Жаном-Полем Бельмондо, но на самом деле это все тот же «Частный детектив», где действительно снимался этот актёр.

-5

После премьеры, обрадованная успехом картины Сурикова поехала во Францию, чтобы показать фильм автору Роберу Тома, но тот принял актрису плохо, не поинтересовавшись результатом, он долго допытывался, где его деньги, которые должны были заплатить за использование его пьесы. Расстроенная Сурикова в итоге подарила кассету с фильмом полицейскому на улице. Леонид Ярмольник позже выразил сожаление, что таких фильмов больше не снимают.

А вам нравится фильм «Ищите женщину»? Подпишитесь на наш Дзен, и мы расскажем вам о других новогодних фильмах, как, например здесь, где мы рассказали о съемках фильма «Чародеи».