Найти тему
Жорик – историк

Как открыли витамины?

Оглавление

Настоящие научные открытия происходят в тот момент, когда кажется, что всё уже открыто и ничего нового придумать невозможно. Вот что такого неизвестного может содержаться в обычной пище? Ничего. Всё разложено по полочкам, описано и классифицировано. Еда состоит из белков, жиров, углеводов и минеральных солей — именно так думали ученые еще в конце XIX века. Предположение, что в пище может содержаться что-то дополнительное и еще неизвестное науке, поднималось на смех.

А уж чтобы "таинственное нечто" еще и напрямую влияло на здоровье человека и вовсе считалось шарлатанством, сродни средневековой алхимии. Причиной большинства болезней служат опасные возбудители — микроскопические живые организмы, бактерии. Это утверждение было каноническим и оспариванию не подлежало. Вот и экзотическая болезнь бери-бери тоже считалась бактериальной и от того заразной. А ведь именно она и помогла открыть человечеству новый вид веществ — витамины.

Неизвестная субстанция

Вообще, о том, что в пище может содержаться что-то еще помимо "живительной троицы" — белков, жиров и углеводов, ученые робко высказывались еще в XVIII веке. Цинга, бич всех морских путешественников, легко излечивалась цитрусовыми. Почему именно ими — ответа на этот вопрос никто не знал. Но, например, мореплаватель Джеймс Кук брал с собой в плавание бочки с лимонным соком и цингой у него никто не болел. От этого, кстати, матросов в Англии стали звать лимонниками, отчего они сильно злились и даже устраивали "лимонные бунты", выбрасывая бочки за борт.

Цитрусовые против цинги/ © medportal.ru
Цитрусовые против цинги/ © medportal.ru

Большой шаг совершил доктор медицины Николай Лунин в 1890 году. Он решил пойти от обратного. Есть лабораторные мыши, они пьют молоко, живут в свое удовольствие и умирают естественным образом. Значит, в молоке для их жизни существует всё необходимое. Теперь берем вещества, из которых состоит молоко, и скармливаем их мышам по отдельности. Лунин давал животным чистые белки, жиры, углеводы и сахар ровно в тех пропорциях, в которых они содержаться в молоке. Мыши стали погибать. Значит, сделал вывод Лунин, в молоке содержится что-то еще, что жизненно необходимо организму. Вопрос — что именно?

Рисовая шелуха

Ближе всего к этой разгадке подошел голландский доктор Христиан Эйкман. Он работал тюремным врачом на острове Ява в Малазийском архипелаге. Тогда по всей юго-восточной Азии широко распространилась болезнь бери-бери (от сингальского слова "слабость"). Сначала человек просто чувствовал упадок сил. Потом его настигали частые головокружения. Дальше — больше. Больной терял чувствительность рук и ног, а вскоре конечности вовсе немели и человек умирал долго и мучительно от отказа внутренних органов.

Больной бери-бери из Юго-Восточной Азии/ © medpedia.framar.bg
Больной бери-бери из Юго-Восточной Азии/ © medpedia.framar.bg

Как лечить бери-бери не знал никто. Единственное, что про эту болезнь догадывались европейские ученые, так это то, что она вызвана неизвестными пока науке бациллами и крайне заразна, так как поражает сразу много людей, живущих в одном месте.

Доктор Эйкман был в числе тех, кто безуспешно сражался с бери-бери. Заключенные его тюрьмы умирали от болезни один за другим и никакие методы лечения не помогали. Однажды врач заметил, что куры в тюремном дворе точно так же выворачивают шеи, как и заключенные, страдающие бери-бери. Неужели болезнь передается и птице? Или может быть наоборот — куры и есть ее распространители? Но нет, птица за пределами тюрьмы вела себя совершенно нормально. Более того, тюремный куры, помещенные в другую среду обитания, странными образом быстро "выздоравливали".

Тогда Эйкман присмотрелся к еде. Тюремные птицы питались остатками со стола арестантов. А те ели в основном рис. Странным было то, что домашние куры тоже клевали рис, но целые зерна, а не очищенные от шелухи, как это было с тюремной пищей. Так может быть в этом все дело?

Всего лишь горсть рисовой шелухи была способна излечить от болезни/ © bio-projectv.com
Всего лишь горсть рисовой шелухи была способна излечить от болезни/ © bio-projectv.com

Врач решил выяснить обстановку в других тюрьмах. Его закономерность подтвердилась. Там, где заключенных кормили неочищенным рисом, вспышек бери-бери не наблюдалось. Так значит все дело в рисовой шелухе, решил ученый. Эйкман написал статью во влиятельный европейский медицинский журнал. Но она никого не заинтересовала. В умах медиков рисовая шелуха слабо вязалась с лекарством, способным победить возбудителя страшной смертельной болезни. Над публикацией посмеялись и забыли про нее.

Опыты Казимежа Функа

Дело происходило в 1889 году. И только спустя 20 лет статья Эйкмана попалась на глаза польскому ученому Казимежу Функу. Заинтересовавшись предположениями голландского врача, он начал проводить эксперименты. В 1911 году биолог получил вещество, которое полностью излечивало бери-бери. Для его синтеза ему понадобилось переработать ни много ни мало, а тонну неочищенного риса, а точнее рисовой шелухи. И из такого объема у Функа получилась лишь чайная ложка кристаллического органического вещества, которое биолог назвал "витамином".

Вернее, Функ назвал его "витамайн", соединив латинское слово "vita" ("жизнь") и английское "amine" ("амин" — азотосодержащее вещество). Ученый был поражен, насколько мало требовалось материала (0,001 грамм), чтобы излечить организм от смертельной болезни бери-бери. Его статья вышла в авторитетном научном журнале и произвела настоящий фурор. Концепция новых соединений, отсутствие которых в организме приводит к смертельным болезням, принялась всеми на веру и их стали изучать.

Предложенный Функом термин вскоре заменили на "витамин", открытое им вещество назвали тиамином, а после того, как выделили и другие витамины, придумали им имена, начинающиеся с латинских букв. Так тиамин стал витамином В1.

Х. Эйкман и К. Функ/ © Public Domain
Х. Эйкман и К. Функ/ © Public Domain

Несправедливость

Рассказ об открытии витаминов был бы не полным, если не упомянуть о судьбе его героев. Есть расхожее выражение "награда нашла победителя". Оно в полной мере применимо к голландскому врачу Христиану Эйкману. Через 40 лет после того, как он высказал предположение о существовании витаминов, его наградили Нобелевской премией по физиологии и медицине. "Соавтором" открытия стал английский медик Хопкинс, который в 1906 году предположил наличие веществ, необходимых для жизнедеятельности организма.

Но ведь точно то же самое высказал и наш медик Николай Лунин еще в 1890 году. Но увы, про него никто не вспомнил. И даже когда в СССР в 1934 году проходила Первая всесоюзная медицинская конференция по витаминам, его даже не пригласили. Забыли и о Казимеже Функе. А между тем он первым синтезировал открытый им витамин В1, а позже выделил и никотиновую кислоту (витамин В3). Но все лавры первооткрывателей достались не этим людям.

Витамины открыли благодаря наблюдательности голландского врача. А вот о пенициллине мир узнал исключительно из-за неряшливости ученого Флемминга. И это только одно из открытий, которые были сделаны совершенно случайно 👇:

(При написании статьи была использована информация с сайтов: bio-projectv.com; ctrl.info; indicator.ru; ru.wikipedia.org)