Найти тему

Святой мученик Лонгин

В Светлую Пасхальную неделю мы говорим о тех, кто причастен к самому сокровенному, значимому событию Православия: Воскресению Иисуса Христа. Сегодня расскажем о легендарном воине, ставшем свидетелем Великого чуда и о том, как оно изменило его судьбу.

Лонгин Каппадокийский - военачальник (сотник), копье которого пронзило Иисуса Христа. Сотник, который стал свидетелем чуда Воскресения Спасителя и уверовал в него. Сотник, принявший мученическую смерть за свою веру и оказывающий помощь людям даже после перехода в мир иной.

Житие святого мученика Лонгина

История Лонгина изложена в древнейшем житийном тексте и впоследствии пересказана проповедником Исихием Иерусалимским. Лонгин служил военачальником (сотником) при Понтии Пилате, был свидетелем распятия и пережитых Иисусом страданий. Церковное предание гласит, что именно Лонгин вонзил копье в распятого Спасителя. По повелению Пилата Лонгин был приставлен стражником к телу Христа. Отважный воин, который не имел отношения к вере, стал свидетелем великого события для всего Православного мира: Воскресения Иисуса. Увиденное потрясло Лонгина до глубины души: он отчаянно и навсегда уверовал в могущественную силу Сына Божьего, не отступился от неё даже ради спасения собственной жизни.

Из сотников - в проповедники

Лонгин рассказывал своим сослуживцам о Христе, о том, что он есть Истинный Бог и описывал, как стал свидетелем Его Воскресения. Тем самым он и двое его соратников нарушили приказ архиереев и старейшин, согласно которому стражники должны были поведать народу о том, что тело Христово похитили ученики. Правда о божественном чуде вызвала открытую ненависть у сослуживцев, они пытались лишить его жизни. Ничего не вышло: сотник служил честно, был отважным воином, одним из старейших у кесаря. Его было не за что наказывать и не в чем уличать. Прознав про козни тех, кому он доверял, Лонгин отрекся от чина, почестей, оставил воинскую службу, уклонился от общения с людьми и посвятил себя Господу Богу.

С двумя соратниками он отправился в Каппадокию, принялся проповедовать о божественной силе Иисуса и рассказывать о чуде Воскресения. Лонгин говорил искренне, от сердца, люди доверяли его словам, в результате язычники Каппадокии стали охотно принимать христианство.

Это возмутило иудейское собрание в Иерусалиме: при участии Понтия Пилата его оклеветали перед кесарем Тиверием, который повелел убить Лонгина.

Нет большей милости, чем принять смерть из рук ваших

-2

Воины обманом отыскали Лонгина: люди охотно указали им дорогу к жилищу проповедника, думая, что гости приехали для оказания Лонгину некой почести.

-3

Визитёров Лонгин принял как дорогих гостей, несмотря на то,что сразу понял, с какой целью они явились. Представился другим именем и предложил обильное угощение. Не дрогнул даже когда после хорошей порции вина воины рассказали о цели своего прихода и поделились планами об уничтожении Лонгина и двух его соратников. Когда Лонгин поведал воинам, кто он есть на самом деле, палачи испытали жгучий стыд за свои намерения и не желали умерщвлять честного, доброго человека, который так тепло принял их в своем доме. Однако Лонгин их заверил, что нет большей благодарности, чем иметь возможность принять смерть от рук их и увидеть Царствие Божие. Тогда посланники Пилата обезглавили Лонгина и двух его друзей. Тела захоронили с почестями, а голову по велению Понтия Пилата бросили за город, в пыль. От честных мощей мученика вскоре совершилось первое чудо.

Вдова из Каппадокии потеряла зрение и отправилась в Иерусалим в поисках исцеления. Взяла в дорогу сына, который заболел в пути и умер. Убитой горем женщине явился Лонгин, рассказал ей о своих страданиях и пообещал ее сыну вечную жизнь. Вдова отыскала главу Лонгина, лежащую в пыли и в тот же миг прозрела и увидела во сне сына своего в красивых одеждах. Так она поняла, что ребенок ее находится в Царствии Божьем. Эта история нашла отражение в миниатюре Минология Василия II. (Константинополь, 985 г.).

Почитание мощей святого

Останки отважного, честного римского воина обнаружены в городе Мантуи (Италия) в начале IX столетия. Первое время мощи Лонгина находились в церкви апостола Андрея (Мантуи). Затем часть святынь привезли в Латеранскую базилику, в храмы Праги и Лиссабона, в Ватикан и Рим. В Древней Руси мощи сотника находились в церкви Вознесенского монастыря у Золотых Ворот. спустя время были перенесены в храмы московского Кремля.

Святой Лонгин в иконописи

Одиночные изображения Лонгина Святого появились достаточно скоро после его гибели в местах почитания мощей сотника. Самые ранние изображения датируются VI в., они обнаружены на глиняном штампе, найденном в Херсонесе. Лонгин представлен как воин, в левой руке щит, в правой - копье с древком в виде креста.

-4
К XII-XIII вв. фигура Лонгина является частью композиции «Распятие Господне». Мы видим его справа, позади апостола Иоанна Богослова. Примечательно, что на различных вариантах композиций одежды, жесты и движения Лонгина часто менялись.
К XII-XIII вв. фигура Лонгина является частью композиции «Распятие Господне». Мы видим его справа, позади апостола Иоанна Богослова. Примечательно, что на различных вариантах композиций одежды, жесты и движения Лонгина часто менялись.

На фресках Церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле (Новгород, 1390-е годы), Лонгин изображен также позади Иоанна Богослова. Он в доспехах и над головой у него - нимб. Правая рука тянется к Христу.

-6

Момент, когда Лонгин пронзает копьем ребра беззащитного, распятого Иисуса, отражен на иконе “Распятие” 1535 года, которая хранится в Великой Лавре (Афон).

-7

Икона «Распятие», созданная иконописцем Дионисием в 1500 году - образец малораспространенного иконографического типа, который сложился в Византии в XIV веке. Обратите внимание: на ней Лонгин не имеет нимба, в этот момент он еще не веровал в Иисуса Христа. Примечательно, что фигура Лонгина совершает движение, противоположное движению Иоанна: тем самым автор добивается создания своеобразной паузы, присущей многим работам его авторства.

-8

На церковных фресках нередко отражены моменты, связанные с мученичеством Лонгина. Так, фреска, расположенная в Сербском монастыре Грачаница (ок. 1318г.), изображает момент казни святого.

В конце XVII в. царский изограф Ф. Зубов создал икону, на которой Лонгин изображен по пояс, молящимся. Этот образ был частью  иконостаса Верхоспасского собора Теремного дворца (Моск. Кремль). Богатый доспех покрыт чеканными узорами, алый плащ  отделан драгоценностями, белый плат на седых волосах,  лик имеет  страдальческое выражение: брови сведены к середине и подняты вверх.
В конце XVII в. царский изограф Ф. Зубов создал икону, на которой Лонгин изображен по пояс, молящимся. Этот образ был частью иконостаса Верхоспасского собора Теремного дворца (Моск. Кремль). Богатый доспех покрыт чеканными узорами, алый плащ отделан драгоценностями, белый плат на седых волосах, лик имеет страдальческое выражение: брови сведены к середине и подняты вверх.
-10

Впоследствии Лонгина часто изображали в дорогих доспехах, красном плаще и с Крестом. Не всегда он предстает перед нами в образе старца и мученика: здесь перед нами - смелый, доблестный воин с внимательным взглядом и открытой ладонью, обращенной ко всем нам.

О чем просят мученика Лонгина

К святому обращаются за помощью при глазных болезнях, ранее воины верили, что Лонгин помогает при ранениях: содействует быстрому затягиванию ран и меньшей потере крови. Его также просят об утверждении в вере, душевном и телесном исцелении.

Больше информации о православных традициях, почитании святых и их иконографии, вы можете найти в нашем Телеграм-канале: https://t.me/elena_icon