Найти в Дзене

Как оптинские новомученники изменили мою жизнь

Православный мир отметил тридцатилетие трагедии - убийства троих насельников Оптиной Пустыни иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Феропонта. На Пасху в монастырь пробрался сатанист, вооруженный ножом и убил троих, попавшихся на его пути монахов.

В моей судьбе они сыграли особую роль. Расскажу, как их смерть стала частью моей жизни.

В то время мы с женой жили в Нижнем Новгороде. Точнее она жила в Нижнем, а я работал в Москве специальным корреспондентом газеты "Жизнь". Большая часть жизни проходила в командировках, а выходные я проводил вместе с женой.

В столице я квартировал у наших близких друзей - Вацлава и Ольги. Ольга вела домашнее хозяйство, а Вацлав с утра до ночи с редкими выходными днями работал в автосервисе. Они арендовали вместе с другом гараж в Подмосковье, восстанавливали битые автомобили и продавали их. На вырученные деньги покупали другие битые машины и строили собственный автосервис в Москве. Жили обычной жизнью, как миллионы других москвичей: работа, магазины, отпуск раз в год, вечером алкоголь и кино на большом телевизоре. В те дни, когда я был не в командировке, вечерние радости жизни делил с ними.

Однажды я получил редакционное задание. Мой непосредственный начальник мне толком ничего не объяснил. Отправил меня в Переделкино, в резиденцию патриарха и велел найти там монаха Авеля. Авель был членом следственной комиссии по чудесам. Я сам тогда с удивлением узнал, что в православной церкви есть такая комиссия. Она занимается расследованием всевозможных чудесных явлений, которые происходят в стране. Случается, что чудеса оказывается фальсификацией ушлых предпринимателей, желающих привлечь наивных паломников. Задача комиссии установить - является ли то или иное необъяснимое с рациональной точки зрения событие чудом, фальсификацией или плодом больного воображения какого-то человека.

С отцом Авелем мы пообщались очень недолго. Он торопливо объяснил мне, что в Оптиной Пустыни случилось настоящее чудо. Рассказывать долго и у него нет возможности уделить мне много времени. Он отдал мне кассету и сказал, что на ней записано всё, что мне нужно знать об этом событии.

Я приехал в гости к своим друзьям. Мы поужинали и переместились в гостиную к телевизору. Нас ждал остросюжетный детектив. Но мне для того, чтобы написать на следующий день статью в газету, нужно было посмотреть кассету. Я попросил Вацлава и Ольгу, чтобы они посмотрели её вместе со мной. А после мы бы посмотрели наш детектив. Они согласились.

На той видеокассете был записан опрос свидетелей. Два десятка людей, которых разыскали монахи из Переделкино, рассказали на камеру одну и ту же историю. Эти люди не были знакомы друг с другом и лишь раз в жизни оказались все вместе в одном месте. После этого тоже не виделись. Но история у всех сходилась, за незначительными отклонениями в деталях. Совершенно очевидно было, что рассказывали они правду. Всех подробностей я не помню. Расскажу в общих чертах.

Автобус с паломниками из Тулы приехал ночью в Оптину Пустынь. Ворота монастыря были закрыты и гости решили не тревожить его обитателей. Дождаться, когда откроются ворота и гостей пригласят на раннюю Литургию. Кто-то из пассажиров спал, кто-то - молился, кто-то вел беседы с соседями. Вдруг из темноты вышла фигура монаха. В руках он держал кадило. Батюшка твердым шагом шёл к автобусу. Водитель открыл дверь и впустил его. Автобус наполнился ароматом ладана. По разным оценкам батюшка находился в автобусе от 15 до 30 минут. Он проповедовал о вере, о молитве. Наставлял молиться за Россию и за патриарха Алексия. Перед уходом он всех поочередно благословил, возложив каждому руку на голову. Потом вышел из автобуса и скрылся в темноте.

Когда рассвело, паломники вошли в монастырь, отстояли Литургию, причастились, потрапезничали и отправились на экскурсию по монастырю. Когда экскурсовод привел делегацию на колокольню, где были убиты иноки Трофим и Ферапонт, паломники узнали на одной из фотографий батюшку, который приходил к ним ночью в автобус.

- Вы ошибаетесь, - попытался вразумить их экскурсовод. - Это убиенный инок Ферапонт. Он погиб и он не был священником.

Но паломники стояли на своем. Это был тот самый батюшка, который приходил к ним автобус. Опросили охрану, дежурившую на воротах. Никто из монастыря ночью не выходил. Больше священнику неоткуда было взяться ночью на парковке у монастыря. Вне всяких сомнений это был Феропонт, который, видимо, из обычного монаха стал священником уже в вечной жизни. Это был тот самый день - день их мученической смерти.

Более всего было жалко женщину, которая визит батюшки проспала. Глянула на него одним глазом и решила спать дальше, мол в монастырь на весь день приехала, наобщается еще со священниками.

Досмотрев кассету, мы не стали смотреть детектив. И не потому, что было поздно. Просто мы стали совершенно другими после просмотра. Утром я поехал на работу писать статью, а Вацлав с Ольгой поехали в Оптину Пустынь. Вскоре они сочетались законным браком и обвенчались. Следом за ними обвенчались и мы.

Спустя примерно год или полтора друзья наши переехали жить в Белёв - старинный русский город, расположенный неподалёку от Оптиной. А мы с Сашей осели в деревне близ Нижнего Новгорода. Мы тоже хотели переехать в Белёв, но старец Илий - духовник Оптиной Пустыни, не благословил нас. Вацлав крестный наших детей. Он окончил духовную семинарию и стал диаконом Вячеславом.

О жизни и мученической смерти братьев есть книга "Пасха Красная". Очень интересная. всем рекомендую. Братья пока не прославлены в лике святых, но им молятся и помощь от них никогда не заставляет долго ждать.

#БогЛюбитДениску