«Кто управляет прошлым, тот управляет будущим: кто управляет настоящим, управляет прошлым» (Джордж Оруэлл, 1949 год)
Упоминания о проникновении христианства на Северо-Западный Кавказ и в города Таманского и Крымского полуостровов относятся ещё к первым годам IV века. Так, в Керчи был найден христианский надгробный памятник датированный 304 годом, а в 324 году на Никейском соборе присутствовал Боспорский епископ Кадм. Согласно существовавшим уже в раннем средневековье преданиям, Зихия, Абазгия и аланские земли в верховьях Кубани являлись местом ссылки многих христиан Римской империи на рубеже III и IV веков. Именно они являлись одними из первых проповедников христианства на Северном Кавказе после апостолов.
Письменные источники и археологические данные неопровержимо доказывают существование христианства у адыгов задолго до образования Киевской Руси, поэтому нельзя считать, что христианство впервые проникло к адыгам через Русь.
В 313 году император Константин Великий утверждает Миланский эдикт, а в 303 году переносит столицу Римской империи в Константинополь и начинается новая эра в истории Римской империи. Восточная Римская империя распространяет свое влияние также на побережье Черного моря, в прибрежные и горные области Кавказа. Принципом влияния Восточной Римской империи была так хорошо сейчас нам знакомая «мягкая сила», когда воззрения и культура распространялись через просветительское, культурное и научное влияние на регионы. О методах работы Византии с регионами мы можем судить по взаимодействию Константинополя с Крымом и Киевской Русью. Например, известен прием императора Константина Багрянородным оказанный княгине Ольге, о котором летописи сохранили известия, что послы не могли понять, где они находятся «на земле или на небе».
Западный Кавказ, Приазовье и Кубань со времен первой римской империи были житницей Империи и Европы, поэтому влияние на этот регион было важным стратегическим аспектом с продовольственной точки зрения для Восточной Римской Империи (Византии).
Известно также, что существовали прочные связи адыгов с сегодняшней Грузией, которые имелись еще в I в. от Рождества Христова. В сегодняшней Грузии христианство было принято с IV века трудами Святой Равноапостольной Нины и ее родственника Святого Георгия, до сих пор активно почитающегося на всем Кавказе. Грузинский царь Вахтанг Горгасала в V в. также послал на землю адыгов проповедников христианства уже с юга.
С IV-го века н.э. на побережье существует (зафиксированы документально) две епархии: Абазгийская епархия Константинопольского Патриархата (кафедра в Севастополисе, нынешний Сухуми) и епархия Зихская и Черкесская (Зихийская, Никопская, епархия Зихи́и и Ма́трахи) Константинопольского Патриархата, с кафедрой в Никопсисе. Обе епархии подчинялись Константинополю. Период наиболее сильного прямого византийского влияния на Черноморском побережье Кавказа продолжался с VI до начала VIII века н.э.
Политика Византийской империи на Кавказе и в Крыму была особенно успешной в эпоху императора Юстиниана I (527 – 565 гг.) Император Юстиниан I в 533 г. установил свою власть на обоих берегах Керченского пролива, а Боспорское царство стало провинцией Византийской империи. Началась вторая волна обращения прото-адыгов, зихов, к христианству. Как пишет Шора-Бекмурзин Ногмов: «…Юстиниан обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство… Греческое духовенство, проникши в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивое занятие искусством и просвещением. Священник назывался у нас шогень, епископ — шехник... христианская вера процветала в Кавказских горах» (Шора Ногмов, История адыгейского народа).
«Греческий император Юстиниан, – пишет Ш. Ногмов, – по сказанию старцев – Юстин и Юстук – был союзником адыгского народа и даже назывался адыгским витязем. С помощью наших предков он одолел врагов империи. После того Юстиниан милостиво обратил внимание на адыгов и стал принимать старания к обращению их в христианство. Адыги приняли его от греков без сопротивления, что и послужило сближению двух народов. Имя Юстиниана было в таком уважении среди адыгов, что для подтверждения своих слов народ клялся юстиниановым столом и юстиниановым троном. Существовали предания о пребывании у адыгов греков («урыма», римлян), принесших им христианство. Память о них сохранилась у шапсугов до недавнего времени». (Шора Ногмов, История адыгейского народа).
Зихия и Зихийская (Зихская, Черкесская, Зихская и Матрахская) Епархия
Следующее, более позднее свидетельство о зихах (адыгах) мы уже встречаем в византийских свидетельствах в связи со страной их проживания – Зихией с VI-VII вв.
По свидетельству биографа Юстиниана 1 Прокопия Кессарийского («О постройках», «Тайная история») сведения о зихах, живущих на побережье Кавказа, совпадают со сведениями перипла, а также Прокопий Кессарийский повествует о двух укреплениях ромеев – Питиунте и Севастополисе.
«Жаннетия населенная зихским племенем жанэ. Под названием Sania княжество Жаннетия отмечено впервые в 1311 и в 1318 г. на морском атласе Пьетро Висконте в районе Туапсе и Джубги. Сания или Жаннетия расположена на этой карте между Черной Зихией (Mauro Zega), покоренной монголами, и Белой Зихией (Alba Zega), сохранившей независимость. На картах более позднего времени появляется также Sanna Zichia (Бенанказа, 1480, Фоменко И.К. Образ мира на старинных портоланах. Причерноморье. Конец XIII–XVII в). Sanna Zichia - данный термин можно перевести также с латинского как Santa Zichia - Святая Зихия.
По сведениям периплов, северная граница Зихии была непостоянной. В анонимном трактате «Periplus Ponti Euxini» (сер. VI - сер. IX в.) указано, что она проходит по Паграм (Эптале, современное название Геленджика), то есть району современных Новороссийска или Геленджика (источник: Качарава, Квирквелия. 1991. C. 207; Barrington Atlas. 2000. P. 84-85). Сведения о зихах подтверждают Клавдий Птолемей, Дионисий, Арриан, Стефаний Византийский, а также Епифаний и Феофан. В середине Х века византийский император Константин VII Багрянородный (Const. Porphyr. De adm. imp. 42) считал, что граница Зихии проходила севернее, по р. Укрух (старое русло р. Кубани в Анапе). К востоку от Зихии за горами, согласно Константину VII, находилась Папагия (Папайский перевал в Пшаде? -авт.), а южнее - Абазгия. «Сообщение Константина Багрянородного о том, что побережье Зихии имеет протяженность в 300 миль можно считать весьма точным» (Самир Хотко. Открытие Черкесии).
Территорию Зихии «Periplus Ponti Euxini» определяет от Геленджика до Головинки (современный Сочи). Именно во время правления Константина Багрянородного строятся храмы на территории Черкессии в Зеленчуке, в современных Сочи, Туапсе. По последним данным археологов, эти храмы на Кавказе строились местными мастерами, то есть уровень знаний и мастерства на период правления Константина Багрянородного, во времена которого на Руси только узнают о христианстве, позволял строить храмы по всему Западному Кавказу в промышленных объемах. Пример этому – храмовые комплексы в Архызе, Зеленчукские храмы, Кавказская Алания. Все эти храмы по современным исследованиям были построены местными жителями, так как документально подтверждено византийское авторство лишь храма в Питиунде (Пицунде) и Севастополисе (Сухум), построенных мастерами из Константинополя.
Зихская епархия (границы епархии совпадали с границами провинции со времен Диоклетиана, сама епархия как правило состояла из приходов, монастырей, образовательных учреждений, братств и скитов) известна со второй трети VI в. и до второй трети XV в. Епархия просуществовала до конца XIV века как митрополия Зихии и Матрахи. Епархиальная кафедра находилась в Никопсисе, древнем приморском городе, который, по предположениям, находился южнее Фанагории (вторая версия Туапсе, третья версия Сочи, четвертая версия Абхазия). Место до сегодняшнего дня неизвестно, также есть версия что это Уташ возле Анапы. В конце X и в XI веке кафедра объединённой архиепископии Таматархи и Зихии находилась в Таматархе . В XII веке кафедра была возвращена в Никопсис. Первое упоминание о Зихийском епископе относятся к первой трети VI в. Известно, что епископ Зихии Дамиан (Δομιάνος Επίσκοπος Ζικχίας) участвовал в работе Константинопольского собора 536 года вместе с епископом Боспора Иоанном.
«Зихское население в районе Сугдеи (Судака) было столь значительно, что при патриархе Германе (715-730 г.н.э.) здесь была основана новая епископия. Она вошла в состав Зихской епархии, но вскоре отделилась от Никопсийской кафедры». (А. В Гадло, Этническая история Северного Кавказа). В XI веке Таматарха продолжала выполнять роль епархиального центра для всей страны адыгов. А.В. Гадло отмечает, что в нотициях 1082-1084 гг. епархия называется то по имени города – Таматарха, то по имени страны и основной паствы – Зихия и зихов (адыгов). В нотициях около 980 года Херсон и Боспор фигурируют как части единой Зихской епархии.
Упоминание о Зихийской (Зихской) епархии есть в житии Стефана Сурожского, составленного, по всей видимости, в скором времени после преставления святого, то есть во второй половине VIII века. Зихийская епархия упомянута, как место свободное от иконоборчества. "Никопсия известна как одно из мест, куда в VIII веке бежали иконопочитатели (Stephanus Diaconus. Vita St. Stephani Junioris // PG. 100. Col. 1117). Это «северные склоны Эвксинского понта (Чёрного моря), побережные области, лежащие по направлению к Зихийской епархии». (А. В Гадло, Этническая история Северного Кавказа). «Кафедры епархии Зихии находились в Херсоне, Боспоре и Никопсии, что отмечено в первой нотиции Константинопольского патриархата в середине 7 века» (Чхеидзе В Н. ЗИХСКАЯ ЕПАРХИЯ: ПИСЬМЕННЫЕ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА).
В 1984 и 1987 гг. при раскопках Тамани были найдены две свинцовые печати моливдовула, с надписью «Богородица, помоги Антонию, архиепископу Зихии», он же дважды упомянут в константинопольских патриарших актах. Предположительно, Антоний занимал Зихскую кафедру в 40-х−начале 50-х гг. XI в.
Расшифровка надписи на молвдовуле:
"Θεοτόκε βοήθει ʼΑντωνίω ʼαρχιεπισκόπω Ζηχίας. – Богородица, помоги Антонию, архиепископу Зихии."
Большую роль в развитии христианства на Кавказе сыграл патриарх Фотий 1 (810-893 г.н.э.), который в отличии от константинопольской знати, ориентированной на Европу, считал что будущее за развитием христианства именно на Востоке - в Киевской Руси, тогда еще враждебной Византии, на Кавказе и в Хазарии. Его усилиями начинается активное просвещение в этих регионах. И если в Хазарии развитие христианства не принесло возложенных на него результатов, "фотиево крещение Руси", а также активное строительство на Кавказе приходится именно на 9-10 века н.э. "Никогда православная миссия Византии не стояла на такой высоте, как во времена святительства Фотия. Он привлек лучшие научные и аскетические силы для апостольских трудов. Кавказ, Хазария, Русь, Болгария, Моравия были охвачены тогда евангельской проповедью." (П. Сергий Карамышев «Святой Патриарх Фотий и судьба Православия в XXI веке».
Именно в этот период строятся храмы на Западном Кавказе, горных районах сегодняшней Адыгеи, в Архызе, и многих местах, открытие которых еще впереди, так как ранним и средневековым христианством на Кавказе почти не занимались ни в советский, ни в постсоветский периоды.
Продолжение следует...