Найти тему

Кок колац

Кок колац, мэшкя мой, кора цой – все, что ей было нужно. Калачи, масло сливочное да чай почерней…

Бабушка Латифа знала об этом и маме тихонько нашептывала: приготовь… Уважала ее. Да скорее даже не уважала – почитала. А как же иначе? Ее старшего сына она на свет приняла, была повитухой…

Иналык. Так называют в татарских деревнях женщин, что принимают роды. Если легкая у повитухи рука, быть судьбе новорожденного счастливой…

Цока мома, видно, наделена чудесным даром встречать появившихся на белый свет свыше: не только роды успешно проходят, но и малыши крепкие, силы у них почти богатырские…

Вот и отца нашего на этот свет первой встретила. Первой в глазки ему поглядела. Умыла, в пеленки укутала. Читала молитву, чтобы от невзгод уберечь. Здоровья желала и крепости: пусть одолеет болезни мирские, стойко стоит на ногах и выдержит все испытания...

До папы дети у бабушки Латифы недолго жили, то в год, то раньше умирали внезапно от неведомых в ту пору болезней. Народ по суеверию причитал: ель сукты (дух ударил), унес его жизнь… Дочка одна, вспоминала бабушка, до 2 лет прожила, была веселая да хорошенькая, а вдруг однажды упала и умерла…

Папу и назвали железным – ТимерАли (железный Али), чтобы никакая ржа не взяла, никакая болезнь… Он соответствовал имени. Сильный, крепкий, бесстрашный. По два мешка риса на плечах носил (каждый 70 килограмм), быка голыми руками мог завалить… И, конечно, драчун, ночь напролет биться мог на кулаках. Мама, знай, караулит, а коли не в силах остановить, за спиной с кочергой стоит, чтобы мужа никто исподтишка не прибил…

Все звали повитуху Цока мома (тетя Цока). Наверняка, имя полное иначе звучит, но так запомнила мама. А вообще, сибирские татары часто сокращают подлинные имена, и поди порой разберись, как же в самом деле настоящее имя звучит. Мне, по крайне мере, этого знать не дано. Может, кто и расскажет потом из ренчинских…

«Что же ты, Тимерали, меня не позвал? - укоряла она отца, когда первенец у него появился. – Я бы сына твоего сама приняла, ведь ты же мой сын. Я должна была стать для Нургали иналык, только я»…

Но не знали ни папа, ни мама, ни бабушка, что Цока мома в тот день в деревню приехала. Уезжала она с семьей - сначала в поселок Иртыш, потом в Малую Бичу, потом еще куда-то… Старая была, моталась с детьми по разным краям в поисках лучшей доли для них, все искали, где место под солнцем ярче да потеплее, где счастья поболее…

Возможно, уберег ее бог от злой вести, когда Нургали умер в возрасте 13 лет, не испортив ее счастливую репутацию повитухи…

Кок колац – сухой калач - для нее был лакомством, лучшим яством, угощением… Так любила. И все приговаривала: рахят (благость), кок колац булса, мэшкя мой, кора цой…

Я, как слышу эти слова, коротенький перечень «деликатесов», плакать хочу. До чего же неприхотливы иные, как мало им надо для счастья… Не икра, не стерлядь, не фуагра, о которой они ни духом, ни сном… А всего-то калач да чай с маслом домашним… И радости!

Мама мне о повитухе зимой рассказала, несколько раз рассказала. Я запомнила. И в память о ней решила восстановить рецепт калачей, которые всей душой любила Цока мома, и которые были раньше на каждом столе в татарских деревнях, раскинувшихся на широких берегах быстрого Иртыша.

Кок колац стряпали все, они – вариант русских бубликов. Но, на мой взгляд, даже вкуснее. Делаются из того же теста, что и кок пэтер (про него я писала). История с калачами вновь из той же «оперы», что и с шырцай и пэтер – совсем перестали их стряпать, забыли …

А ведь калачи такие, как выяснилось, распространены были не только у местных татар, но и русские женщины стряпали их. Вот Олег, уроженец Кургана, как откусил колац, так и вымолвил: «Мама моя точно такие стряпала!»

Что происходит с нами? Почему однажды отринули свою кухню? Почему забыли простые, быстрые в приготовлении, но от этого не менее вкусные и сытные наши блюда? Почему дети местных татар не знают вкуса сумсы, уралмы, пэтер или кок колац?

Много-много у меня есть почему. Мало ответов на мой вопрос…

Наверное, чтобы подпрыгнуть - надо присесть, чтобы объединиться - разъединиться, чтобы вспомнить – забыть… Вот и мы потихоньку, Алла бирся, вернем на стол национальные пироги, свои ароматные и невероятно сытные цецбуря, пэлмян, ошлар… Наши супы с ушастыми пельменями, густые мясные бульоны, уху молочного цвета, в которой томятся сладкие золотистые жирные караси…

И кок колац станет частым гостем в домах, он длительного хранения, так же, как уралма или кыекца… Как пэтер…

Угощала лепешкой сибирских татар гостей, им понравилось… Разве можно не влюбиться в муел сумса или шаньги с черемухой? Пэлец или эртник? Это же наше родное, данное родиной, донесенное до нас через десятки колен почтенными предками, вложившими в каждый рецепт, в каждое блюдо опыт, мудрые знания, душу, свою энергию и бесконечную в масштабах даже Вселенной любовь…

Рецепт кок колац очень прост и готовить его легко.

По моей просьбе рецепт восстановила и проверила сестра Роза Алишева.

Продукты, которые нам нужны: яйцо - 1 штука, 150 грамм сливочного масла, 2 столовые ложки сметаны, пол чайной ложки соды, полторы чайной ложки соли, 1 чайная ложка сахара (можно больше, если хотите сладкие), 400-500 грамм муки.

Печь в духовке при 180 градусах.

Съесть, конечно же, с домашней сметаной, с каймак. И что-то подсказывает мне, что будет невероятно вкусно! Не только с чаем, но и крепким кофе, какао, компотом, морсом и многим другим. Или просто так – с молоком. И вареньем. Ммм...

Приятного аппетита! Фото: Зулейха Алишева

Роза Алишева Наиля Абраева Олег Журавлев Чаепитие у Зулейхи Татарское ожерелье Тюмени

-2
-3
-4
-5
-6
-7

Кок колац