В России на протяжении последних девятнадцати лет наблюдается тенденция стремительного сокращения численности населения.
Известно, что население России перестало себя воспроизводить еще в 1964--1965 гг. С тех пор российское общество вступило в фазу так называемой латентной (скрытой) депопуляции, для которой характерно временное отсутствие сокращения населения - своеобразная демографическая пауза. Благодаря потенциалу демографической структуры население какое-то время продолжает по инерции расти.
Начиная с 1992 года российское население стало сокращаться.
В период с 1992 по 2010 гг. включительно для демографической ситуации в России характерны следующие показатели:
- естественная убыль населения России составила 13,1 млн. человек;
- положительный миграционный обмен (т. е. компенсация естественной убыли за счет миграционного прироста) составил 6,4 млн. человек.
В результате за указанный период российское население сократилось на 6,7 млн. человек и продолжает сокращаться дальше.
По данным Росстата, естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся) в РФ оценивается:
– в 2019г. – 317,2 тыс. человек;
– в 2020г. – 688,7 тыс. человек;
– в 2021г. – 1 млн. 042,7 тыс. человек.
В 2022г. данный показатель составил 599,6 тыс. человек.
Динамика сокращения населения страны напрямую угрожает ее безопасности , что нашло отражение в Указе Президента РФ от 2 июня 2021 года №400 «О стратегии национальной безопасности». Впервые , в документах такого уровня была обозначена приоритетная цель: Сбережение народа России и развитие человеческого потенциал.
В числе причин низкой рождаемости главной ошибочно принято считать низкий уровень жизни населения. Однако мы прекрасно знаем о существовании государств с очень невысоким уровнем жизни, но в которых рождаемость очень высока. И, напротив, знаем о существовании государств с очень высоким уровнем жизни, но в которых рождаемость низка. Таким образом, низкий уровень жизни – не самый главный фактор падения рождаемости. Косвенным подтверждением тому служит тот факт, что ни одной стране мира не удалось повысить рождаемость методами экономического стимулирования. В самом деле, рождение ребенка для современной женщины означает потерю собственного заработка и тотальную финансовую зависимость от партнера на период до нескольких лет, задержку в карьерной росте, а иногда и потерю его перспектив, круглосуточный труд по уходу за ребенком, который тяжелее, чем стандартный восьмичасовой рабочий день. Каким же должен быть размер социальных выплат, чтобы компенсировать женщине все эти негативные последствия, связанные с рождением ребенка! Очевидно, что ни один бюджет не выдержит такой нагрузки (1)
Экономические меры, принимаемые нашим Правительством, явно недостаточны и не могут изменить динамики сокращения населения нашей страны. Это означает, что настоящая причина демографии в нашей стране, в другом.
Российский ученый, доктор экономических наук Иван Викторович Пшеницын в своих работах раскрыл истинную природу причин приводящих к демографии. Она кроется в самой сути Экономики. Вот , что он пишет в своей работе «Сбережении России» (2.) :
«…. экономика основана на отчуждении человека от труда, народа и природы, что порождает наряду с экономическим развитием социальные, экологические и демографические проблемы и соответствующие этим проблемам науки: экономику, экологию и демографию».
Решение проблемы он видит в следующем (3) :
«Таким образом важнейшая проблема сбережения народа России и развития человеческого потенциала заключается в сохранении духовных скреп между поколениями, т. е. в предотвращении отчуждения между ними»
Таким образом становится ясно, почему экономических мер недостаточно для решения проблемы демографии:
- Не формируется потребность в детях;
- Не формируется связь между поколениями;
- Разорвана связь между человеком и природой;
- Нет мотивации к саморазвитию.
Решение проблемы ученый видит в возрождении природосообразного хозяйственного уклада на земле , в сохранении преемственности поколений через коллективные способы хозяйствования.
Несмотря на тревожную динамику по сокращению населения страны в городах наблюдается устойчивый интерес к жизни в сельской местности. И вот здесь, идея создания Родовых поместий может сыграть свою положительную роль.
Развитие родовых поместий всего за два последних десятилетия превратилось из привлекательной идеи (популярно изложенной в серии книг Владимира Николаевича Мегре, начатой в 1996 году ) в широкое общественное движение. Несмотря на значительный эзотерический налет, наличествующий в этих книгах, их рациональная сторона привлекла к себе внимание множества людей, и содержащаяся в них концепция развития родовых поместий послужила практическим руководством для переустройства жизненного уклада тысяч энтузиастов.
Несмотря на трудности, противоречия, полное игнорирование властей, а где-то и ее противодействие, движение Родовых поместий набирает обороты. Сама идея: наличия у отдельной семьи гектара земли, вдохновляет людей. А развитие идеи Родового поместья, как связи прошлых и будущих поколений, неразрывной связи Природы с человеком и семьей, духовное и физическое развитие человека, сохранение и проявление самых высоких свойственных человеку энергий (психоэмоциональных состояний), ее только усилило. Задача заключается в том, как вернуть людей на землю и организация их постоянного проживания на ней.Идея Родовых поместий является мировоззренческим фундаментом возрождения сельских территорий России.
Так что же такое Семейное /Родовое поместье? Сами жители определяют его как участок земли площадью от 1 га., предназначенный для ведения некоммерческой, природосберегающей хозяйственной деятельности, в целях сбережения человека, развития его внутреннего потенциала, удовлетворения материальных и духовных потребностей, членов одной семьи.
Что такое поселение СРП?
Форма коллективного проживания людей на землях сельхоз назначения с ВРИ Родовые поместья в виде поселения, в которых они объединены в некоммерческие сообщества на основе потребительской кооперации. Жизнь в ПРП организуется таким образом, чтобы формировалась потребность в детях, создание новых семей, формировались условия для рождения, обучения и воспитания созидательного человека –труженика, способного к постоянному развитию своего внутреннего творческого потенциала и формирование из такого типа людей единого народа. В поселение РП формируется территориальный орган самоуправления.
Представители движения неоднократно обращались в органы государственной власти с просьбой принять Закон о Родовых поместьях, подготовив соответствующие проекты . Все проекты закона о Родовых поместьях не прошли слушания в Государственной Думе.
В настоящее время ситуация в стране и в целом в мире сильно изменилась. И здесь на первый план выходит потребность в сохранении экономического суверенитета страны. Многие ученые считают человеческий потенциал главной движущей силой любой экономики. Поселения СРП это место сбережения народа России и развитие человеческого потенциала – основного капитала нашей страны, обеспечивающего его суверенитет и конкурентное преимущество в глобальной экономике, на все времена. Общность идеалов и самого образа жизни в Семейных/Родовых поместьях выступает как мировоззренческая основа для социального доверия и сотрудничества между членами сообщества . Поселения СРП будут иметь централизованное управление, в виде Правления и развиваться по плану долгосрочного развития. Взаимодействие жителей поселения будут происходить по четырем основным направлениям: Образование, Культура, Безопасность и совместная хозяйственная деятельность, на основе потребительской кооперации.
Если подвести итоги всего, что было сказано раннее, то можно сформулировать совершенно конкретную задачу: в одном или нескольких субъектах Российской Федерации, с зонами рискованного земледелия, провести эксперимент и создать территории устойчивого развития на основе уже существующих поселений в СРП , в виде новых форм коллективных хозяйств .
Несомненно, что таким формам отвечает потребительская кооперация. Скорее всего, целесообразным будет создавать в поселениях СРП Сельскохозяйственные кредитно-потребительские кооперативы. Внутри такого кооператива создается множество мелких производственных кооперативов. Все они связаны в СКПК и имеют один расчетный счет.
Что для этого нужно? Необходимо наладить новый механизм государственно-частного партнерства. В регионе утверждается Оператор развития-некоммерческая организация (НКО), являющийся агентом органов государственной власти, который не имеет целью конкуренции с действительными субъектами рынка, а предназначен исключительно для создания благоприятных условий ведения их деятельности в рамках утвержденной Программы развития.
Региональный НКО «Оператор Программы развития» на собственном балансе осуществляет хозяйственную деятельность , целенаправленно достраивая недостающие звенья технологических цепочек, осуществляя модернизацию производств, в том числе в рамках совместной деятельности с субъектами рынка всех форм собственности. (автор : д.т.н. В.И.Назаров «Проект 204») (4)
Вот как Валентин Игоревич описывет этот механизм : «Проект предусматривает переход от стихийного развития территории на индикативное планирование его комплексного развития с целью создания сбалансированного межотраслевым балансом (по основным товарным группам) единого хозяйственного комплекса, включающего предприятия всех форм собственности, которые вовлечены в его работу не по принуждению, а в силу коммерческой заинтересованности. Для реализации этого Механизма необходимо учреждение (назначение) Оператора (форма НКО) , реализующего Программу развития территории (100% принадлежит органам государственной власти и управляется ими), не имеющего конфликта интересов с участниками рынка (в форме НКО), который станет интегрировать интересы всех участников и сможет от лица формируемого комплекса привлекать внешнее фондирование, а также обеспечивать обращение капитала внутри комплекса за счет кредитной и хозяйственной эмиссии. Суть работы Оператора состоит в достраивании отраслевых бизнес-цепочек в опоре на локальный рынок территории с целью достижения его самодостаточности по основным товарным группам, чтобы иметь возможность гарантированного сбыта (в т.ч. путем ценового демпинга) прибавочной продукции, экспортируемой с территории. В этой задаче Оператор является интегратором хозяйственной деятельности субъектов рынка территории и может принимать в управление неработающие и неэффективно работающие активы, в т.ч. «токсичные активы» с балансов банков, создавая условия для их оздоровления по механизму рефинансирования. Для начала деятельности Оператора, в момент его образования, желателен некоторый (символический) бюджетный актив, чтобы подтвердить его статус агента общества по реализации Программы развития территории. Формирование единого территориально-хозяйственного комплекса Оператор Программы осуществляет от своего имени на своем балансе, неся всю полноту ответственности за результат. При положительном результате и формировании прибыли Оператор может со своего баланса и от своего имени начать финансирование социальных программ региона вне бюджетной росписи (в дополнение к ней), причем путем распределения прибыли по предприятиям, входящим в Программу – для формирования программ социально-экономического развития этих предприятий, что вне контроля подразделений Минфина РФ, занимающихся бюджетным выравниванием. Расходов бюджетов на предлагаемый проект (отдельной строкой) не предусматривается. Предусматривается сотрудничество Оператора Программы с органами исполнительной власти территорий в вопросах инвентаризации всех видов природных ресурсов, выполнения бизнес-планов их эффективного освоения и формирования сценариев развития каждой из территорий – в рамках средств, заложенных в бюджеты всех уровней на аппарат исполнительной власти. Средства на начало собственной деятельности Оператора предполагается получить от банков, передающих ему в управление «токсичные активы» и средства для их «оживления», а также в рамках совместной деятельности с предприятиями и инвесторами в рамках Программы развития.» (4)
Следующим шагом на пути реализации Проекта будет утверждение региональным парламентом новой категории из земель сельхозназначения : «Родовые поместья». Основным отличием этого вида землепользования будет:
- Земля предназначена только для коллективного пользования в виде ПК: КПК, СКПК,ПО
- Запрет на индивидуальное сельхозпроизводство в коммерческих целях;
- Коммерческая деятельность разрешена юр. Лицу (ПК) для достижения уставных целей;
- Земельные паи участники вносят в основной фонд ПК;
- Помимо деятельности связанную с сельским хозяйством на этой категории земли необходимо разрешить мелкопромышленное производство не связанного с земледелием -швейное дело, деревообработка и т.д, переработка с/х продукции, деятельность в сферах туризма и образования.
НКО «Оператор развития» создает в поселении СРП свое подразделение. Организует проведение общего собрания жителей поселения. На общем собрании жители поселения избирают Председателя НКО м его команду профессиональных управленцев, которые и будут формировать орган самоуправления поселением в виде Правления. Состав Правления следующий:
- Председатель
- Главный бухгалтер
- Финансовый директор
- Коммерческий директор
- Руководитель отдела закупок- Начальник службы безопасности
- Руководитель отдела культуры и образования
Весь состав Правления финансируется НКО «Оператор развития» региона. Люди получают заработную плату и годовые премии исходя из результатов своей работы. Обычно это около 20% от чистой прибыли, по истечению финансового года.
Существующее в нашей стране земельное законодательство ( п. 1 ст. 77 ЗК) утверждает, что РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Такие земли могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (п. 1 ст. 78 ЗК РФ). Земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Для достижения приоритетной цели Президента РФ Указа №400 по сбережению народа России и развития человеческого потенциала достаточным будет незначительная корректировка земельного законодательство и волевое решение руководства страны и регионов..
В заключении можно было бы отметить , что накопление человеческого потенциала обеспечит сбережение народа России , поможет решить экономические кризисы в нашей стране, проблемы демографии и экологии, а также обеспечит нашей стране конкурентное преимущество, в глобальной экономике, на все времена.
Пример Проекта народно-хозяйственного комплекса на основе поселений СРП.
Примечание: представленный проект является авторским мнением и требует согласования со всеми жителями поселений СРП.
Автор: Горемыкин Олег Николаевич,Председатель Совета Региональной общественной организации Тульской области по возрождению и развитию сельских территорий «Родовые поместья».
Контакты: Тел.89035664528, почта oleg2205@yandex.ru
Источники:
1) Москаленко, А. С. Причины демографического кризиса в России и пути его преодоления / А. С. Москаленко, Д. Д. Белогуров. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 180-182.
2) Пшеницын И.В. Сбережение России - https://helpiks.su/5-49126.htm
3) Пшеницын И.В. Стратегия безопасного развития России (ISSN 2073-6118 МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА АЛЬМАНАХ ЦЕНТРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ИЮЛЬ АВГУСТ МОСКВА 2022 N4(142).
4) Назаров В.И. «Проект – 204» - https://proekt204.site123.me/
Подписывайтесь на нашу рубрику «Всероссийская общественная организация "Родовые поместья"» https://vk.cc/bYLpcb #ВООвестникрп
«Вестник Родовых поместий» существует благодаря бескорыстному безоплатному труду нашего большого коллектива единомышленников и вашему народному финансированию. Это наш благой посыл миру!