Найти тему

Урок Совести: внеклассное думание

Оглавление

Кто больше знает, тот реже судит ...

Забывая "природу вещей", мы открываем их заново. Ах, если бы вместо них - мы открывали забытые книги, ветхие инструкции, кровоточащие правила техники безопасности!

Прочтем же короткий мемуарный отрывок: чужие воспоминания о нашем будущем. Или ещё не воспоминания? Или уже не о будущем?..

Милован Джилас/Milovan Djilas. Беседы со Сталиным. (м. 1990. стр. 82)

Родился в селе Подбишче возле города Колашина в Черногории 12 июня 1911. Изучал литературу и право в Белградском университете, вступил в компартию Югославии в 1932, в том же году за организацию демонстраций был заключен в тюрьму, где находился до 1935. Встретился с Тито в 1937 и был среди его соратников во время Второй мировой войны. В 1953 Джилас стал одним из лидеров Югославии вместе с Тито, Эдвардом Карделем и Александром Ранковичем. Когда Югославия вступила в конфликт с СССР в 1948, Джиласу поручили как ответственному за идеологическую работу доказать подлинность коммунизма в версии Тито, а не Сталина. 
Анализ режима в Югославии привел Джиласа к критике коррупции и высокомерия партийного руководства. В 1954 его сместили со всех постов, исключили из партии, а в 1955 он был условно осужден. В декабре 1956 Джиласа заключили в тюрьму на три года за поддержку венгерского восстания. Рукопись книги Новый класс (The New Class ), которую он написал в тюрьме, тайно вывезли из Югославии и опубликовали в Нью-Йорке в 1957. После этого его судили повторно и приговорили к семи годам заключения. В книге подвергались критике основы коммунистической теории Ленина и Маркса, осуществление которой привело, по мнению Джиласа, к формированию нового элитарного класса. Джилас был досрочно освобожден из заключения в январе 1961. Публикация отрывков из его новой книги Разговоры со Сталиным (Conversations with Stalin ) привела к новому аресту, следствию и заключению в мае 1962. Джилас был амнистирован в 1966 и получил от правительства пенсию как организатор партизанского движения во время Второй мировой войны (хотя боевые награды ему не возвратили), однако ему было запрещено публиковать что-либо на территории Югославии и высказываться в прессе и на радио в течение пяти лет. Тем не менее Джилас немедленно принялся за литературную работу. В 1970–1986 его лишили права выезжать за пределы Югославии. В 1982 он выступал в защиту польской «Солидарности», а в 1990-х годах – против политики С.Милошевича. Умер Джилас в Белграде (Сербия) 20 апреля 1995.
Родился в селе Подбишче возле города Колашина в Черногории 12 июня 1911. Изучал литературу и право в Белградском университете, вступил в компартию Югославии в 1932, в том же году за организацию демонстраций был заключен в тюрьму, где находился до 1935. Встретился с Тито в 1937 и был среди его соратников во время Второй мировой войны. В 1953 Джилас стал одним из лидеров Югославии вместе с Тито, Эдвардом Карделем и Александром Ранковичем. Когда Югославия вступила в конфликт с СССР в 1948, Джиласу поручили как ответственному за идеологическую работу доказать подлинность коммунизма в версии Тито, а не Сталина. Анализ режима в Югославии привел Джиласа к критике коррупции и высокомерия партийного руководства. В 1954 его сместили со всех постов, исключили из партии, а в 1955 он был условно осужден. В декабре 1956 Джиласа заключили в тюрьму на три года за поддержку венгерского восстания. Рукопись книги Новый класс (The New Class ), которую он написал в тюрьме, тайно вывезли из Югославии и опубликовали в Нью-Йорке в 1957. После этого его судили повторно и приговорили к семи годам заключения. В книге подвергались критике основы коммунистической теории Ленина и Маркса, осуществление которой привело, по мнению Джиласа, к формированию нового элитарного класса. Джилас был досрочно освобожден из заключения в январе 1961. Публикация отрывков из его новой книги Разговоры со Сталиным (Conversations with Stalin ) привела к новому аресту, следствию и заключению в мае 1962. Джилас был амнистирован в 1966 и получил от правительства пенсию как организатор партизанского движения во время Второй мировой войны (хотя боевые награды ему не возвратили), однако ему было запрещено публиковать что-либо на территории Югославии и высказываться в прессе и на радио в течение пяти лет. Тем не менее Джилас немедленно принялся за литературную работу. В 1970–1986 его лишили права выезжать за пределы Югославии. В 1982 он выступал в защиту польской «Солидарности», а в 1990-х годах – против политики С.Милошевича. Умер Джилас в Белграде (Сербия) 20 апреля 1995.

"... Лишь когда атмосфера была подогрета спиртным, тостами и шутками, Сталин счел, что настало время ликвидировать спор со мной. Он сделал это в полушутливой манере. Он налил мне стопку водки и предложил выпить за Красную армию. Не поняв сразу его намерения, я высказал пожелание выпить за его здоровье. "Нет-нет, – настаивал он, улыбаясь и внимательно глядя на меня, – просто за Красную армию! Как, вы не хотите выпить за Красную армию?"

Я, конечно, выпил...

Тогда Сталин спросил меня об истории с Красной армией. Я объяснил ему, что в мои намерения не входило оскорблять Красную армию, что я лишь хотел привлечь внимание к неправильному поведению ее отдельных представителей и к политическим трудностям, которые это создает для нас.

Сталин перебил меня:

Вы, конечно, читали Достоевского? Видите, насколько сложная штука человеческая душа, человеческий дух? Тогда представьте себе мужчину, который прошел войну от Сталинграда до Белграда – тысячи километров его собственной опустошенной земли, через трупы своих товарищей и самых близких людей! Как нормально может такой человек реагировать? И что страшного в том, если он развлечется с женщиной после таких ужасов? Вы думали, Красная армия идеальна. А она не идеальна, да и не может быть такой, даже если бы в ней не было определенного процента преступников – мы открыли наши тюрьмы и всех отправили на фронт. Был один интересный случай. Майор военно-воздушных сил развлекался с женщиной, а рыцарь-инженер попробовал ее защитить. Майор вынул пистолет: "Ах ты, тыловой крот!" – и пристрелил инженера-рыцаря. Майора приговорили к смертной казни. Но каким-то образом это дело дошло до меня, я навел справки – у меня есть право главнокомандующего в военное время, – ия освободил майора и отправил его на фронт. Теперь он один из наших героев. Надо понимать солдата. Красная армия не идеальна. Важно то, что она бьет немцев – и бьет их хорошо, а остальное не имеет значения.

Из интернета.
Из интернета.

Вскоре после этого, по моем возвращении из Москвы, я, к своему ужасу, услышал о намного более значительном примере сталинского "понимания" в отношении грехов военнослужащих Красной армии. А именно: ..."

Комментариев не будет. Это - не мой урок - урок Совести. Я только слушаю(сь) - и только Её!

Домашнее задание:

http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/ERENBURG/KILLHIM.HTM

Убей — Эренбург. Полный текст стихотворения — Убей

http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/ERENBURG/GFA.HTM

http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/ERENBURG/EHRESTAL.HTM

Убей его (Если дорог тебе твой дом) — Симонов. Полный текст стихотворения — Убей его (Если дорог тебе твой дом)

ПОДПИШЕМСЯ, хорошо подумав - о плохом!

#говорим по-русски #уроки совести #сталин#эренбург #убей #убей немца #комментариев #только её #слушаюсь #симонов #горько