Символом Кoнца cвета некоторые воспринимают возможное несхождение с Неба Благодатного огня. Они считают, что год, когда этого таинства не произойдет, будет последним в истории человечества.
Так ли это? Безусловно, прямой ответ вам не даст никто. А вот о вопросах, заданных в заголовке данной статьи, мы рассуждать вполне можем.
В день перед Пасхой верующие ждут с трепетом схождения с Неба Благодатного огня. Даже священнослужители говорят, увидев появившееся пламя: нам дарован еще хотя бы год!
Конкретнее: это происходит накануне православной Пасхи в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме у Гроба Господня по крайней мере с IX в., о чем имеются записи. Либо даже с V–VII вв., когда здесь бдение начиналось с возжжения вечернего света. Также некоторые историки ориентируются на описания церковного историка Евсевия Памфила, а это еще «глубже»: IV в.
Благодатный огонь знаменует выход из Гроба «Света истинного» (Ин. 1:9) и почитается как преклонение перед таинством Воскресения Христа, а также как знак благоволения людям Свыше.
Этому чуду имеются даже вполне научные объяснения. Впрочем, сейчас мы поговорим не о них, но о том, было ли когда-то, чтобы Благодатный огонь не сходил.
Да, по свидетельствам очевидцев, такое было 3 раза:
1) в 1101 г. Это был период внутренних противостояний и конфликтов в церкви. Дошло до того, что местных христиан, включая православных, перестали допускать на церемонию схождения Благодатного огня. В Храм Гроба Господня входили одни латиняне. И в Великую субботу Благодатный огонь не сошел с Неба… Однако чудо произошло, когда в Храм впустили-таки восточных христиан.
Это событие подтолкнуло властвовавшего тогда короля Бaлдyина I вернуть отобранные права местным христианам.
Данную ситуацию описывал, например, историк Стивен Рансимен;
2) в 1579 г. И вновь история знаменовалась большими церковными распрями. В Храм Гроба Господня закрыли доступ православным священнослужителям во главе с патриархом Софронием IV.
Очень интересно, как всё это происходило. В Храме остались армянские священнослужители, а группа православных стояла у запертых дверей.
Но на сей раз Благодатный огонь сошел не там, где всегда, а… за пределами Кувуклии и самого Храма.
Внезапно треснула колонна рядом с закрытыми дверями – там, где стояла группа православных. Прямо из этой колонны возник Огонь и зажег свечи, которые держал молившийся Патриарх иерусалимский.
Как несложно догадаться, с зажженными свечами православные были допущены-таки в Храм.
То был единственный случай в истории (по крайней мере, из зафиксированных документально), когда Огонь сходил за пределами Храма. Кстати, колонна слева от входа до сих пор стоит. И на ней и сегодня можно увидеть трещину. Если вдуматься: ведь это реликвия примерно одного ряда с Каабой;
3) в 1923 г. И вновь это было время больших церковных волнений. Как свидетельствуют очевидцы, в период бpитaнского правления в этой области (1918–1947 гг.) решено было не «омрачать» великое таинство схождения Благодатного огня «дикарскими» плясками арабской молодежи.
Те, кто наблюдает в прямом эфире за таинством схождения Благодатного огня, не могли не обратить внимание на то, как ведет себя эта группа. Они громко кричат, поют, бьют в бубны, скандируют хором, даже пляшут. Несколько из них обязательно усаживаются на плечи своих собратьев и как бы заводят свою группу с высоты.
Люди, привыкшие молиться в тишине, воспринимают это поведение как непривычное и досадно мешающее уединенным мыслям. А некоторые даже относятся к такому проявлению неприязненно.
Однако арабская группа не просто шумит, но повторяет пляски и песни царя Давида, который пел и плясал, сочиняя псалмы. К тому же, эти ребята просто от души радуются великому чуду. Каждый переживает счастье по-своему. И если душа ликует, лучится от счастья – она открывается…
Однако этот посыл не был понят в пресловутое британское правление в Иерусалиме, в результате чего слишком громкую группу из Храма выгнали.
Молитвы Патриарха иерусалимского с даровании Благодатного огня продолжались долгие 2 часа. И Огонь сошел с Неба только тогда, когда Патриарх приказал «досадную» группу впустить в Храм.
Итак, как видим, трижды бывало, что Благодатный огонь не сходил, но:
- он не сходил лишь какое-то время (например, 2 часа в 1923 г.), а потом появлялся;
- причина каждый раз была одна и та же – недопуск в Храм Гроба Господня каких-то людей;
- как только этих людей в Храм допускали – Огонь сходил с неба… или он сходил не там, где обычно, как в 1579 г. Поистине этот год знаменует просто бесконечное долготерпение нашего Создателя: даже когда люди долго не могли понять, что надо сделать, чтоб Огонь сошел с Неба, от них не отвернулись, но им показали причину самым наглядным образом…
В целом ситуация со схождением Благодатного огня может быть охарактеризована словами одного средневекового арабского правоведа: вместо того, чтобы спорить о вопросах веры и законов, лучше по-настоящему верить в Бога. Как только кто-то решает отвоевать себе «эксклюзивное право» на Благодатный огонь, молитву и что-либо относящееся к вере, ему дают понять, что это неверно.
А как относитесь к схождению Благодатного огня вы, уважаемые читатели? Лично мне очень хотелось бы побывать в Храме Гроба Господня в те моменты...
П. с. В продолжение темы читайте Дзен-статьи «Где находятся Рай и ад?», плюс «Почему люди не замечают самого великого чуда на Земле – схождения Благодатного огня с Неба», а также конкретно «Эти эксцентричные, экзотичные арабы при Схождении Благодатного Огня». Ну, и еще отгадывайте интересный тест на знание Библии и библейских героев.
#вера #история #религия #православие