В формате интервью герои статьи отвечают на 20 вопросов о себе и своей работе в качестве медицинского персонала в различных медицинских организациях.
Привет! Меня зовут Елизавета, и вот уже меньше, чем через полгода я стану врачом участковым педиатром.
Алёна - студентка 4 курса лечебного факультета КемГМУ Минздрава России. И ее непростая работа - медсестра в отделении общей терапии.
1. На каком курсе ты решила пойти работать?
Я решила пойти еще с первого курса, но санитаром идти была не совсем готова, поэтому пошла в студенческие отряды и 1-2 курс провела на целинах летом. После целины подумала, прикинула, получив к тому времени медсестринский сертификат, что нужно уже начинать потихоньку самостоятельно жить, поэтому на четвертом курсе я стала медсестрой. Для этого мне понадобился стандартный набор документов (паспорт, трудовая книжка, м\с сертификат, инн, мед.книжка, прививочный сертификат). Первого марта было полгода как устроилась в отделение терапии 11 городской больницы г. Кемерово.
2. Для непосвященных, что такое целина?
Целина - это третий трудовой семестр [у студенческих отрядов], работа во время летних каникул. Мы отрядом выезжаем в города, где не хватает среднего и младшего мед. персонала или где сотрудники нуждаются в летнем отпуске, например. Мы "закрываем" их рабочие места на полтора месяца. Естественно, нам за это платят полноценную ЗП. Я выезжала два года подряд в город Белово, где работала младшим мед. персоналом.
Во второй год я была Комиссаром отряда (заместитель руководителя). На третий год отряд выезжал в город Березовский, там я работала уже медицинской сестрой. Обязанности были полноценные: заполнение документации, постановка внутривенных, подкожных, внутримышечных инъекций, наблюдение за пациентами.
Так как, ещё раз повторюсь, мы полноценные работники, получающие полноценную ЗП.
3. Почему твой выбор пал именно на терапию?
За три года обучения в меде, за три целины, я прошла неврологию, приемный покой, хирургию с травматологией и гинекологией, и решила попробовать что-то новое «нестандартное». Поэтому пошла в терапию.
4. Что самое сложное в твоей работе?
Для меня нет ничего суперсложного: с любым человеком можно договориться всегда. А вот когда человек в тяжелом состоянии, в том числе и моральном и ему становится хуже, нужно оказать не только медицинскую помощь. Поэтому объясняешь и успокаиваешь, мол, сейчас станет легче. Потому что самому страшно, ты сам понимаешь, насколько человеку плохо.
Договориться насчет постановки катетера и прочее – это мелочи, хотя бывают и такие моменты. Еще бывает сложно при стажировке новых сотрудников, когда есть необходимость договориться с пациентом и дать возможность попробовать стажеру, потому что далеко не все подпускают студентов и не все хотят, чтобы их лечили студенты. Хотя вроде как прекрасно понимают, что и мы - студенты. Люди разные, к людям нужно искать подход. Сложнее когда возникают экстренные ситуации, но если собраться и знать, что ты делаешь, то, что нужно и как нужно, то справиться можно со всем.
5. Сильно ли повлияла твоя работа на учебу?
Когда я работаю только вне дежурных дней, то ничего сложного нет, поэтому можно сказать что и не влияет. Да, я маленько невыспавшаяся еду. Но совсем маленько.
Но когда дежурные дни, там – да. У меня в тот месяц, март, стояли только дежурные дни смены (среда и воскресенье). Соответственно, после такого ехать на пары очень сложно. Я стараюсь себя перебарывать, но тем не менее, если в среду я в ночь, то в воскресенье на сутках, и вот после них часто бывает не представляется возможным, потому что это - сутки без сна, сутки на ногах, с тяжелыми пациентами. Там ни морального, ни физического состояния ехать на пару уже нет.
Появляются отработки – это не проблема, все возможно закрыть, поэтому я бы не сказала, что съехала по учебе, когда начала работать. Да, появились конкретные трудности, неудобства, но все решаемо, поэтому страшного ничего нет.
6. Часто у тебя стоят смены?
Смены у меня могут стоять как получится, правда. В январе, особенно в праздничные дни, они были поставлены часто, но и с этим я справилась. А график на март я уже говорила – среда и воскресенье. Этого достаточно на одну ставку и это не очень энергозатратно. А бывает, что смены могут стоять во вторник, четверг и субботу, вот это тяжело. Когда ты уходишь во вторник со смены, в среду на учебу, а в четверг опять на работу.
Отделение общей терапии в 11 ГБ это два отделения: гастро- [заболевания ЖКТ] и пульмо- [заболевания легких]. Сейчас это общая терапия, поэтому у меня есть и те, и другие пациенты (если гастро- требуют внимания, как и любой пациент и с ними полегче, чем с пульмо-, у которых в любой момент может случиться приступ).
Моя любимая смена – это дежурные смены, во-вторых, это смены с моей подругой и одногруппницей, с которой мы в основном и работаем, потому что это комфортно: когда ты знаешь человека, когда ты с ним на одной волне, легче пережить смену. И когда есть любимые доктора, с кем тебе нравится работать.
7. Дежурные дни – сложны, как они могут быть любимыми?
Дежурные дни одновременно сложные и любимые, да.
В дежурные дни идут поступления пациентов, что не отменяет остальную работу со «старичками» и добавляет новых хлопот. Люблю я эти дни за докторов дежурных. Те, которые работают со мной, надеюсь тоже удовлетворены моей работой.
Наша больница в целом держится в основном на студентах, дежурные доктора не исключение. Это студенты-ординаторы.
Естественно с ними легче, они ближе по возрасту и можно всегда обсудить учёбу, например, получить советы.
8. В других отделениях нельзя желать хороших смен, поэтому мы говорим «дежурь как хочешь!», а у вас есть такое?
У нас то же самое, «дежурьте как хотите». Думаю, это стандартная фраза для мед работников нашего поколения.
9. Удается ли поспать ночью?
Только если это не дежурный день. Может даже часов шесть, есть и такое. Но если это он, то шансов очень мало.
К ночи поступают пациенты с пульмо-патологией, пока ты его прокапаешь, «продышишь» небулайзерами, хорошо, если криз прошел еще в скорой (или приемном отделении). А бывают пациенты, в основном пульмо-профиля, которых еле довезли до нас: и тогда ты всю ночь вокруг «летаешь».
У нас было такое, потупивший был очень тяжелым, всю ночь не могли подколоть, занимал вынужденное положение на коленках свернувшись.
Иногда бывает, что приезжают с анемией: человека подняли в отделение, мы к тому моменту заказали кровь для переливания, а ждать ее полтора-два часа, потом пока согреем, пока перельем, естественно спать нельзя, нужно следить за пациентом. Еще как минимум капельницы, за которыми нужно смотреть и вовремя перекрыть. В такие ночи не поспишь, хотя час иногда можно урвать.
8 марта я была на сутках и поспала 1,5 часа. Я вырвала их, с учетом что полчаса из этих полутора я грела кровь.
10. В какое время суток тебе сложнее всего работать?
В утреннее время, потому что тебе нужно дать всем пациентам лечение. Это порядка 50 человек, а нас две медсестры. Всех нужно прокапать, а тяжелым еще и по 3-4 бутылочки.
Тяжелые пациенты могут быть лежачими, с помутненным сознанием, которые не могут сами за собой следить, поэтому периодически надо ходить и проверять. Другие пациенты тоже требуют внимания. Бывает до обеда не укладываешься, это тяжело. А ночью капельниц немного, бывают приступы, но их купировать проще, чем прокапать 50 человек утром.
11. Сможешь вспомнить самый забавный случай из своей практики?
Их вроде и много, а с другой стороны, я понимаю, что они забавные только потому, что я работаю с людьми, с которыми мне комфортно. И то, что другим покажется несмешным и серьезным, мы смогли вырулить, четко слажено оказать помощь и где-то в моменте словить смешинку. Но зачастую все только на наших настроениях остается забавным.
12. Чтобы ты хотела сказать всем людям, будучи медсестрой отделения общей терапии?
Медсестры не любят горький шоколад — это один из основных моих посылов. Да и «Аленка» тоже не «самая-самая», потому что зачастую люди, которые благодарны за помощь, приносят шоколадки. Я уже даже перестала любить шоколад, тем более хочу от него постараться отказаться, но люди несут и нам не хочется их обижать. Нам достаточно одного спасибо, на самом деле. Но если хочется сделать приятно, то яблоко, бананы – мы тоже хотим быть здоровыми.
Также хочу сказать, чтобы люди не тянули до последнего со своим здоровьем, и раньше обращались за помощь. Большинство заболеваний можно решить на амбулаторном этапе, если не затягивать. Следите за своим здоровьем.
Мы в любом случае всегда поможем, мы всегда есть, существуем, но не хочется, чтобы человек две недели терпел и попадал к нам в ужасном состоянии, хотя можно было все это решить и закрыть. Будьте ответственнее.
Также хочется попросить людей чтобы они заботились о своих пожилых родственниках.
13. Можешь поделиться суммой своей ЗП?
Примерная ЗП у меня – 25 тыс. за ставку. Первые месяц у меня вышло чуть меньше ставки, не хватило часов совсем чуть-чуть, и поэтому пришло 19 тыс. Сейчас приходит 25-27 тыс., работаю 1,25 или 1,5 ставки.
14. С таким опытом работы, уже выбрала направление для будущей ординатуры?
До того, как я пошла работать в терапию, я все время хотела пойти акушером-гинекологом. Но поработав в отделении (целина тоже считается, но это всего три раза по полтора месяца, а тут я полгода) я посмотрела отделение изнутри и если честно, теперь сомневаюсь насчет акушера-гинеколога и думаю насчет врача-эндоскописта. Там пациент есть и от тебя зависит очень многое, но его нет с тобой постоянно, ты его посмотрел, описал и отпустил. Не нужно мониторировать его состояние постоянно, особенно если он тяжелый. Это угнетает зачастую, когда тяжелый пациент рядом с тобой и ты ничем не можешь помочь. И тебе нужно его постоянно наблюдать до малейшего улучшения, чтобы стало лучше.
15. Летальные исходы случаются, как справляешься?
К сожалению, пациенты и их родственники часто доводят себя до критических состояний, с которыми мы бороться не в силах. Мы боремся, ежедневно боремся со "Старухой с косой", хоть и являемся обычной общей терапией, а не отделением реанимации и интенсивной терапии. Но и она сильна. Сначала было тяжело смириться.
Сейчас уже легче.
16. Изменила ли это работа твое мироощущение, взгляды касаемо медицины?
Работа не сильно изменила, я всегда знала, что такое медицина, куда я иду. Я скорее больше убедилась в этом всем, укрепила свое мнение, о том, что такое медицина: что, почему и зачем. Поэтому можно сказать нет.
17. Если бы ты была самым главным министром на планете, чтобы ты изменила в деятельности работы отделения?
Я бы, даже не знаю, я бы многое изменила в своем отделении, но я понимаю, что никто не сможет этого сделать, потому что нехватка персонала от министров не зависит. Если уменьшать отделение – где будут лечиться люди? Уменьшать приказами койко-дни – а если недолеченный пациент, что делать?
Все упирается в здравый смысл. И по-хорошему, все что нужно изменить - это увеличить количество медсестер, младшего медперсонала, докторов. Но не один министр не сможет этого сделать, только если сам не спустится и не пойдет работать.
О, вот: если бы я была министром, я бы пошла работать в это отделение снова и снова.
18. Есть миф, что многие сотрудники отделений довольно грубы - на твой взгляд, так ли это?
Это так, на самом деле. Я сама не раз сталкивалась, в том числе, с грубостью коллег на рабочем месте. И считаю это просто годы, которые за спиной этого человека в работе. И отношение этого человека к своей работе: я понимаю, что это непростая работа, я сама работаю.
Но когда человек хамит, грубит из-за того, что он устал, может следует сменить работу? Я такого мнения. Если ты больше не можешь давать пациенту веру, надежду, ласку, заботу, да, мы не мамы, не друзья, но тем не менее, пациент больной человек, которому нужна твоя помощь и поддержка.
Я вот заметила, что чем лучше ты относишься к пациенту, веселишь его, он как будто быстрее выздоравливает, и им намного легче перенести процедуры.
Мне одна женщина подарила шоколадку со словами: «Благодаря вам я смогла пройти колоноскопию». Поэтому я думаю, когда за сотрудником начинается эта тенденция к грубости, надо что-то делать: или менять отделение, или менять работу. Медицина — это не то место, где нужно грубить людям и не любить людей.
19. Какой у тебя главный страх на работе?
У меня это вовремя не оказаться рядом, когда пациенту плохо, он не может позвать на помощь. У нас есть кнопки, но человек не может нажать на кнопку, а ты в другом конце отделения и не планировал идти в другое крыло, соседи спят. Вот это мой главный страх, что я не успею.
20. Чтобы бы ты хотела сказать людям, которые хотят (или уже работают) в терапии?
Терпения, сил, стараться быть откровенными к себе, понимать зачем вы здесь и нужно ли вам это. Если не нужно – то терапия точно не для вас. Если вы пришли в медицину не по любви, забудьте про терапию. Терапия – это точно только по любви.
На этом у нас все, до новых встреч на страницах дзена!
И не забудь остаться с нами, чтобы оставаться в курсе медицинской жизни изнутри :)
А что бы вы спросили у Алёны?