Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Дамы Булонского леса (1945, Франция, мелодрама): История Дени Дидро о любви и мести в постановке Робера Брессона

Один из ранних фильмов Робера Брессона — по жанру традиционная мелодрама, в которой, однако, уже прекрасно чувствуется лаконичность брессоновского стиля, его твердая рука, бестрепетно отсекающая все лишнее… и, кажется порой, забывающая добавить что-то важное. Во всяком случае, сюжет выглядит довольно фантастичным (сценарную адаптацию романа Дени Дидро "Жак-фаталист" сделал сам Брессон, а диалоги написал Жан Кокто, и мы больше никогда не встретим в фильмах Брессона таких изысканных диалогов).
История любви и мести, сюжетными коллизиями отчасти напоминающая "Опасные связи" Шарло де Лакло… Светская дама Элен влюблена, но ее возлюбленный Жан охладел к ней. Друг Элен открывает ей глаза на сложившуюся ситуацию. Предвосхищая события, Элен сообщает Жану о том, что разлюбила его и предлагает расстаться. Жан горячо поддерживает это решение, чем глубоко разочаровывает женщину. Она задумывает план мести. В свои интриги Элен вовлекает ничего не подозревающую давнишнюю приятельницу, которую не вид

Один из ранних фильмов Робера Брессона — по жанру традиционная мелодрама, в которой, однако, уже прекрасно чувствуется лаконичность брессоновского стиля, его твердая рука, бестрепетно отсекающая все лишнее… и, кажется порой, забывающая добавить что-то важное. Во всяком случае, сюжет выглядит довольно фантастичным (сценарную адаптацию романа Дени Дидро "Жак-фаталист" сделал сам Брессон, а диалоги написал Жан Кокто, и мы больше никогда не встретим в фильмах Брессона таких изысканных диалогов).

История любви и мести, сюжетными коллизиями отчасти напоминающая
"Опасные связи" Шарло де Лакло… Светская дама Элен влюблена, но ее возлюбленный Жан охладел к ней. Друг Элен открывает ей глаза на сложившуюся ситуацию. Предвосхищая события, Элен сообщает Жану о том, что разлюбила его и предлагает расстаться. Жан горячо поддерживает это решение, чем глубоко разочаровывает женщину. Она задумывает план мести.

Кадр из фильма "Дамы Булонского леса" (1945)
Кадр из фильма "Дамы Булонского леса" (1945)

В свои интриги Элен вовлекает ничего не подозревающую давнишнюю приятельницу, которую не видела три года, и ее дочь Аньес. Провинциальная приятельница, приехавшая в Париж, разорена. Аньес, молодая и подвижная девушка, зарабатывает на жизнь, танцуя в кабаре. Она пользуется огромным успехом у мужчин, но тяготится своим успехом и своим образом жизни. Больше всего ей хочется убежать от всего этой греховодной кутерьмы, спрятаться, лечь на спасительное, освежающее дно, и Элен предоставляет "друзьям" такую возможность: расплачивается с их долгами, находит им скромную квартирку в отдаленном районе. А потом подстраивает встречу Жана с Аньес. Роковая "случайная" встреча происходит в Булонском лесу, отсюда название фильма – "Дамы [из] Булонского леса".

Кадр из фильма "Дамы Булонского леса" (1945)
Кадр из фильма "Дамы Булонского леса" (1945)

Кокто – прирожденный сказочник, аура его волшебства, очевидно, распространилась даже на такого сурового реалиста как Брессон. "Вышедшие из леса" Аньес и ее мать – оборотни поневоле, их подлинная социальная сущность скрыта стараниями Элен. Но настоящим оборотнем, "китайской Лисой" (или, если хотите, Лисой Патрикеевной) является Элен. Фантастичность сюжета заключается также в дьявольской проницательности Элен: она делает ставку на то, что Жан по уши влюбится в Аньес, — и он, как ни странно, действительно влюбляется в Аньес по уши.

Аньес, сбежавшая от мужского общества, отвергает Жана, что только раззадоривает его. Довольно поверхностный и не слишком умный молодой человек уверен, что они с Элен "расстались хорошими друзьями". Он постоянно торчит у нее дома, наивно поверяя ей все свои помыслы, — ведь она для него — самый близкий, самый понимающий человек. Элен только того и надо: она расписывает Аньес как святую, непорочную девушку, недоступную для Жана в той же мере, в какой вершина Эвереста недоступна для банального пешехода. Все это делается для того, чтобы в конечном итоге с размаху окунуть Жана в дерьмо: смотри, мол, ты женился на шлюхе.

Кадр из фильма "Дамы Булонского леса" (1945)
Кадр из фильма "Дамы Булонского леса" (1945)

Однако не стоит забывать, что Брессон снимал мелодраму… Мелодраму, замечу, сухую и как будто выхолощенную. Однако, эта сухость цепляет сильнее, чем обильные слезы и прочая уступчивая болотообразная водянистость, присущая жанру. Ведь и в лесу (в том числе, вероятно, и в Булонском) сухие сучья царапают сильнее, чем свежие, податливые ветки…

И все же самое впечатляющее в фильме – актерский состав. Мария Касарес в роли Элен восхитительна, ее тонкое лисье лицо притягивает с магнетической силой. Я редко когда наблюдал такое точное попадание в цель: внешний облик актрисы стопроцентно соответствует лисьему характеру ее персонажа. Круглое лицо Аньес с его грубоватыми чертами и странной улыбкой — когда злой, когда простодушной – резко контрастирует с аристократически продолговатым лицом Элен, с ее изогнутыми бровями, большими миндалевидными глазами.

Кадр из фильма "Дамы Булонского леса" (1945)
Кадр из фильма "Дамы Булонского леса" (1945)

Оценка: 7,0 из 10.

Режиссер: Робер Брессон.
Сценарий: Робер Брессон, Жан Кокто (по мотивам романа Дени Дидро "Жак-фаталист"),
Оператор: Филипп Агостини,
Композитор: Жан-Жак Грюненвальд.

В главных ролях: Мария Казарес, Пол Бернард, Элина Лабурдетт.
В ролях: Люсьенн Богерт, Жан Марша, Иветт Этьеван, Марсель Рузе.

Кадр из фильма "Дамы Булонского леса" (1945)
Кадр из фильма "Дамы Булонского леса" (1945)