От самого известного в мире синтипоп-трио осталось двое: после смерти Эндрю Флетчера Дэйв Гаан и Мартин Гор продолжают Depeche Mode в его духе, но предпочитают не загадывать на долго вперёд.
Все было запланировано. Все было хорошо. Песни для 15-го студийного альбома Depeche Mode были практически написаны. Мартин Гор и Дэйв Гаан начали писать еще до пандемии и вполне благополучно пережили месяцы изоляции. В марте 2022 года все выглядело радужно, у них даже было название для работы: "Memento Mori". Многие из новых песен посвящены быстротечности и похоти, есть призраки и ангелы, разве не так? Определенная темнота всегда была частью Depeche Mode, с самого начала, задолго до аварии и близкой смерти певца в мае 1996 г. Они стали самой известной поп-группой в мире, фактически единственной, которая может заполнять сцены без рок-гитар, не придерживаясь танцевальных синти-хитов, а расширив свой репертуар до сложных, атмосферных электронных звуков за последние 43 года. Всего через год после основания группы в Базилдоне, Англия, Винс Кларк ушел в Yazoo и Erasure, а Алан Уайлдер покинул группу в 1995 году. С тех пор Depeche Mode были непоколебимым трио: Гор, Гаан и Эндрю Флетчер, надежный человек на заднем плане, который часто выступал посредником между двумя упрямыми головами и всегда был готов пошутить, когда требовалось немного легкомыслия.
Возможно, их лучший альбом 1984 года "Some Great Reward" включает хиты "People Are People" и "Master And Servant", а также "Blasphemous Rumours" - песню, в которой Гор рассказывает историю девочки-подростка, пережившей попытку самоубийства и убитой два года спустя. После несчастного случая его подключают к аппарату жизнеобеспечения, после чего он умирает. У Бога должно быть больное чувство юмора, - заключает он, - и когда я умру, я хочу посмотреть на его хладнокровные глаза". В то время ему было 23 года, так что "memento mori- "думай, что умрешь" - не новая тема для Гора. (Эта фраза происходит из Древнего Рима. Рабы читали ее генералам во время их триумфальных шествий, чтобы те не забывали. Вероятно, это была мера по предотвращению высокомерия. Пользы от нее было мало). Однако до сих пор эта фраза всегда была скорее теорией для Depeche Mode. Затем, 26 мая 2022 года, Эндрю Флетчер умер. Внезапно и неожиданно, как говорится. Это звучит слишком буднично для той катастрофы, которая обычно за этим скрывается: человека забирают из жизни... Кто-то вырван из жизни, нет возможности попрощаться, нет возможности понять. От одного мгновения до другого все кончено. У Флетча был разрыв аорты. Он дожил до 60 лет. Внезапно их осталось только двое, и, конечно, они должны рассказать, как они справились со смертью своего коллеги - и как они собираются жить дальше. В то время как Дэйв Гаан в Нью-Йорке предпочитает вести беседу по видеосвязи во время обеда, Мартин Гор сидит в Санта-Барбаре
В девять часов утра уже сидит за компьютером и занимается уборкой. Он не спит уже несколько часов. Гор ходит в студию каждый день, независимо от того, работает он на самом деле или нет. Он чувствует себя там комфортно, и это одна из главных причин, почему "Memento Mori" в основном записывался там с июля по сентябрь 2022 года. Они также бывали в Shangri-La Рика Рубина в Малибу, но Electric Ladyboy, как Гор называет свою домашнюю студию, стала своего рода спасением: "Для меня было гораздо проще записать альбом здесь. Особенно после смерти Энди. Мы никогда раньше не работали как группа в моей студии. Если бы мы записывались в тех же студиях, что и раньше, я бы видел, что он все время сидит на том или ином месте. Это было бы еще тяжелее, все эти переживания. Невозможно сконцентрироваться.
И вот мы здесь. Флетча физически больше нет, но он присутствует здесь как никогда. Depeche Mode теперь трио с одним отсутствующим - не так ли? Гор немного беспомощно пожимает плечами. "Мы, конечно, спрашивали себя: мы группа? Являемся ли мы дуэтом? Это странная ситуация. Я по-прежнему вижу нас как группу, мы продолжаем этот дух. Мы как раз собирались начать работу над альбомом вскоре после смерти Энди. Он должен был быть в студии вместе с нами и работать над ним - и мы продолжили запись, помня об этом". Звучание альбома все ещё менялось, но в основном альбом, вероятно, не звучал бы иначе, если бы третий человек был здесь. Дэйв Гаан подтверждает, что они не недолго сомневались, стоит ли им продолжать. После того, как они узнали о смерти Флетча, мы сразу же заговорили друг с другом. "Мы уже готовили дюжину песен. Первым спросил Мартин: 'Мы двигаемся вперед, верно? И я сказал: 'Да, конечно'. Но ни то, ни другое не звучало очень определенно - нам нужно было посмотреть, что получится. Поэтому мы сказали: "Мы сделаем альбом, название "Memento Mori" уже существует, а там посмотрим". Гаан ненадолго замирает, он делает это чаще, чем обычно в этом разговоре, просто это особая ситуация. "Сейчас, конечно, название альбома имеет совершенно другой смысл, новое измерение. Помните, что вы должны умереть! Сейчас самое время сделать все, что вы хотите! Часы тикают для всех нас".
"Забавно, что я все еще здесь, а он нет. У нас была такое внутреннее чувтво насчет Флетча, даже когда Алан еще был с нами: «Он переживёт нас всех.»
(Дэйв Гаан)
ПРОПАВШИЙ ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК
Дэйв Гаан всегда называл его Флетч, Мартин Гор всегда называл его всегда Энди - и он стоял между этими двумя альфа-типами в течение 41 года. Эндрю Флетчер 8.07.1961- 26.5.2022) был посредником, успокаивающим влиянием в Depeche Mode. Он также играл на клавишных, но другая, эмоциональная функция была еще важнее. "Дэйв - певец, Мартин - автор песен. Я - подсобник", - сказал он однажды сам себе - без обиды, без зависти. Он прекрасно уживался в роли человека второго плана. После его смерти обычная динамика трио разрушилась, но прежде всего не хватало человека: его сухого юмора, его прагматизма, его уравновешенного характера. Флетч был редкий случай поп-звезды, которая наслаждалась вниманием и в то же время совершенно в нем не нуждался.
Гаан чуть не умер от передозировки героина и кокаина в 1996 году, Гору тоже пришлось в какой-то момент отказаться от всех наркотиков (включая алкоголь), Флетчу, похоже, все легче и легче не разрушать себя. Как бы так сказать... Но тут Гаан громко смеется: "Я прекрасно понимаю, что вы имеете в виду! Забавно, что я все еще здесь, а он - нет. У нас была внутренняя поговорка о Флетче, даже когда Алан еще был в группе - он напомнил мне о ней, когда мы разговаривали друг с другом после смерти Флетча: "Он переживет нас всех!". Конечно, он курил и пил, ему нравилось сидеть в баре, он был просто общительным парнем, но ничто, казалось, не могло его тронуть. Мартину и мне пришлось изменить свою жизнь много лет назад, чтобы Depeche Mode могли продолжать жить - и чтобы мы вообще могли жить". Рик, очевидно, все еще не может в это поверить. "Так странно, - пробормотал он. Они так гордились всеми своими идеями и были готовы вот-вот открыть дверь для Флетча и закончить с ним альбом - и вдруг все изменилось". "Мне очень грустно, что он уже не смог послушать многие демо-записи. Думаю, они бы ему очень понравились. Большинство из них, во всяком случае. На некоторые из них он бы, наверное, сказал: "Что это за ерунда со смертью? Сказать, что нам его не хватало, значит сильно преуменьшить. Без него все было по другому. И в то же время: был бы альбом другим с ним? Еще одна пауза. Гаан с трудом подбирает слова. Много-много лет, фактически с тех пор, как ушел Алан (Уайлдер), мы с Мартином заботились о творческой стороне производства альбома с любой командой, которую мы решили использовать. Будь то Марк Белл или Тим Сименон, или снова Флад, или Бен Хиллер или Гарет Джонс, или теперь Джеймс Форд и Марта Салоньи. Все эти люди очень важны, но ядром, из которого возникает то, что вы слышите, являемся мы с Мартином. Флетч не имел к этому особого отношения в физическом плане. Он почти ничего не играл. Но у него было определенное мнение, и это было важно". По крайней мере, Гаану тоже понравилось, когда Флетч рассказал ему о том, что он пережил в баре накануне вечером, когда он продолжал веселиться с продюсерами, пока двое хороших парней легли спать. Так что, я думаю, он получил немного той жизни, которую имел сам и которую больше не может себе позволить. Он не хочет ее возвращать, но ему нравилось слушать истории своего коллеги. Я скучаю по простым вещам. Смеяться вместе, по его шуткам, по глупостям, которые он иногда делал. Всего этого. В каждом отеле я ожидаю встретить его в фитнес-зале или на улице за сигаретой. Сейчас я много пою, чтобы подготовиться к туру - часто по три часа в день. И я уже думаю о том, каким может быть сет-лист. Для этого я часто использую записи со старых репетиций и предыдущих концертов - и, конечно, Флетч мне очень помогал везде. Его клавиатура, иногда даже его голос.Тогда мне кажется, что он все еще здесь". Чувство конечности пронизывает весь альбом, вопрос о смысле постоянно возникает и остается без ответа. В песне "Wagging Tongue" говорится: "Все кажется полым/ Когда ты смотришь, как умирает другой ангел". Непонятно: реализм или фатализм, когда Гаан описывает нашу жизнь в движении в "Before We Drown": "Сначала мы встаем/ Потом мы падаем/ Мы должны двигаться вперед/ Прежде чем мы утонем". Есть мрачное предчувствие в "Ghosts Again", затем появляются странные голоса в "My Favourite Stranger", и даже предполагаемые песни о любви довольно насыщены. "Don't Say You Love Me" определенно не похожа на счастье: "Ты будешь убийцей, я буду трупом". И все же время от времени появляются маленькие яркие лоскутки, когда струнные или гитары пробиваются сквозь звук клавишных, и сквозь эти лоскутки пробивается свет, хотя бы благодаря сильному вокалу. Если вам понравились альбомы после начала тысячелетия, когда Depeche Mode все меньше полагались на мгновенные поп-хиты и все больше - на атмосферные электро-звуки, вам понравится и эта дюжина свежих и в то же время знакомых песен.
Несколько лет после"Spirit" они потратили на "Memento Mori", который снова был спродюсирован Джеймсом Фордом и смикширован доверенным лицом Гааном Мартой Салоньи. Гор винит Ковид в том, что это заняло так много времени. Раньше они всегда выпускали альбом примерно раз в четыре года, начиная с 1993 года, но пандемия все отложила. Но теперь они все очень довольны, даже если путь был нелегким. В этот раз им было особенно трудно определиться с порядком песен. Есть еще четыре композиции, которые в итоге не попали на альбом, "хотя они так же хороши", как отмечает Гор. "Две из них, возможно, подошли бы для альбома даже лучше, чем другие песни. Но в конце концов, дюжина получилась именно такой. Это всегда было сложной процедурой, пока альбом не будет закончен. Мы все еще принадлежим к тому поколению, для которого это важно. Для меня до сих пор большая редкость, когда люди слушают только отдельные песни, а не полные альбомы". Гаан чувствует то же самое: Вам нужна дуга напряжения на альбоме и на концертах. Я воспринимаю это немного как фильм, как путешествие. Вот почему четыре очень хорошие песни, к сожалению, отпали, они были скорее самостоятельными, - как сказал Дэниел Миллер. Они не вписывались в общий поток. Несмотря на всю тяжесть, альбом должен поднимать настроение, иметь внутреннюю красоту. Ghosts Again - хороший пример этого, для меня это идеальная песня: это меланхоличное счастье! Несмотря на предчувствие смерти. «Wagging Tongue» также рассказывает о другом месте, где мы можем встретиться снова... В ней также много радости. Празднование жизни, которую ты прожил - надежду на ту, которая у тебя будет после. Это говорит о прекрасном упрямстве Depeche Mode, что они не побоялись начать альбом с почти психоделически медленной композиции "My Cosmos Is Mine" - хотя Мартин Гор поначалу отмахивается от нее. "Здесь есть все элементы, которые снова появляются в других треках". Он делает паузу на мгновение. "Ну, может быть, это действительно своего рода заявление. Много атмосферы, особых звуковых фрагментов". На вопрос об открытии, в котором строчка "No fear, no fear" кажется почти мантрой, Гаан приходит в восторг: Он очень хотел, чтобы My Cosmos Is Mine был первым треком, из-за дуги напряжения, о которой я говорил. Не случайно "Memento Mori" заканчивается словами "I'm found", произнесенными человеком, который до этого лежал на полу в ванной и знает, что последний путь он должен пройти в одиночку. Альбом начинается с песни, которая определяет вселенную человека, а заканчивается другим концом спектра: "Speak To Me" - настоящий финал, этот взрыв в небытие, а затем в пустоте ощущение безопасности. Для меня эта песня также описывает своего рода сделку, возможно, даже молитву: я буду готов, когда придет время, но мне также нужен проблеск надежды здесь и сейчас! Лично для меня песня была также знаком того, что в нас еще достаточно идей. В то время я не был уверен, так ли это, я искал ответы: действительно ли я должен продолжать заниматься этим? Сможем ли мы записать еще одну пластинку? После записи мне все стало ясно. Мелодия была у меня в голове, и я практически бежал в отель, чтобы напеть ее в телефон. У меня еще не было слов, была только структура. Для меня это была суть альбома... Возможно, это звучит странно, но так оно и было".
Он откидывается назад, скрещивает руки, которые еще мгновение назад дико метались в воздухе, и улыбается. Затем он начинает говорить о том, какое "удивительно приятное время" они с Гором провели. во время процесса записи. Он признает, что основную работу делает его коллега, он пишет большинство песен и разрабатывает звук, а Гаан придумывает что-то в команде. Он объединился с продюсером Джеймсом Фордом, а также снова с барабанщиком Кристианом Айгнером и клавишником Питером Гордено. Ему нравится такой опыт: "Для меня самое лучшее, когда что-то большее создается вместе". В то же время Гаану и Гору стало проще исполнять песни вместе.
"Я еще не очень хорошо понимаю, что его нет. Иногда я забываю, что Энди больше нет. Путешествовать снова без него для меня странно".
(Мартин Гор)
В то время как индустрия мероприятий стонет и скрипит, в одном маленьком уголке нет никаких проблем: Следующее мировое турне Depeche Mode будет таким же большим и успешным, как и предыдущее, и предыдущее, и .... Они начались 23 марта в Сакраменто, Калифорния, и после еще нескольких концертов в США они отправятся в Европу. 26 мая - в первую годовщину смерти Энди Флетчера - немецкое турне начнется в лейпцигском Festwiese. Затем последуют Дюссельдорф, Мюнхен и Франкфурт, и, наконец, 7 и 9 июля состоится Гранд финал в Берлине. Если только не будут добавлены дополнительные концерты - турне Depeche Mode, как уже вздохнул Дэйв Гаан, всегда очень, очень долгий. Но кто будет жаловаться на такую огромную популярность (уже продано более полумиллиона билетов для Германии, Австрии и Швейцарии). Помимо любимой классики, в сетлисте можно ожидать много новых песен, ведь DM (на самом деле они могли бы назвать себя D+M: Dave + Martin!) никогда не останавливались только на своих хитах. А теперь все: "Протяни руку, коснись веры".
Сначала им нужно было попрактиковаться. Гаан отправил Гору несколько "черновых демо-записей", просто вокал с гитарой, Гор построил структуры вокруг этого, он отправил треки обратно, и Гаан продолжил. Так что они уже были достаточно подготовлены, когда встретились в студии. Тем не менее, Гаан смотрит на это реалистично: Конечно, большую часть тяжелой музыкальной работы делает Мартин. Я просто пою, это мое дело". С демо-записями Гора в компьютере Гаан часто уходил в свою ванную, надевал наушники и пел в свой iPhone перед самой записью. Некоторые вокальные партии он записал более профессионально в студии Blanco в Нью-Йорке, с небольшой помощью своего приятеля Адриана Хирхольцера. "Это очень мелодичный альбом, я думаю. Очень мощный. Мне никогда не казалось, что мы просто повторяем одно и то же". До интервью не было никакой информации об альбоме, поэтому Мартин Гор рад сообщить, что впервые он написал песни вместе с другим автором - не просто для того, чтобы другие могли что-то добавить к его песням, а действительно вместе. Есть песня "Wagging Tongue", которую он написал вместе с Гааном. Так же четыре песни с Ричардом Батлером, главой Psychedelic Furs, включая сингл "Ghosts Again". Вот как это произошло: "Мы некоторое время обменивались сообщениями и думали о совместном написании песен. Он снова вышел на связь в апреле 2020 года, и я попросил его поделиться идеями. Так все и закрутилось. В общей сложности мы работали над семью песнями. Первая была не очень хорошей, но остальные были веселыми, и они нам очень понравились. У нас не было плана - на тот момент было неясно, как мы будем их использовать, включая сингл "Ghosts Again". И пришло ...мы обменивались сообщениями некоторое время...довольно долго, и мы думали о том, чтобы писать песни вместе. В апреле 2020 года он снова вышел на связь, и я попросил у него идеи. Так что это обмен. В общей сложности мы работали над семью пьесами. Первая была не очень хорошей, но остальные были веселыми и нам очень понравились. У нас не было плана - при этом мы не знали, как будем их использовать. В какой-то момент я спросил его. не будет ли он против, если я использую их для...Depeche. Он решил, что это нормально. Они очень хорошо вписались в нашу эстетику". Гаан считает точно так же, ему сразу понравился вклад Батлера. Но сейчас ему приходится смеяться, потому что он также помнит свои сомнения: "На некоторых первых демо-записях Мартина Ричард даже пел - это было немного смешно для меня! У него такой особенный тембр, безошибочный, мощный голос. Мне пришлось мысленно убрать его, чтобы представить, что это песня Depeche Mode. Тем временем Гаан, к счастью, достаточно уверен в собственном голосе и может с завистью признать, чего добились его коллеги: "Я подумал, что это здорово, что Мартин вышел из своей зоны комфорта, чтобы писать песни с кем-то еще. До сих пор Мартин всегда держался особняком и делал все сам. В случае с "Don't Say You Love Me" я не знал, что это тоже совместная работа, я думал, что это работа Мартина. И я не мог дождаться момента, когда смогу спеть на ней. Я люблю эту песню!" Пока Гаан занудно тянет слово "looove"! Разговор с Мартином Гором о текстах песен всегда довольно странный. Он неохотно раскрывает слишком много, а иногда удивляет вас необычными словами перспективы. "Soul With Me", например, кажется духовным стержнем альбома, почти госпелом. Песня о том, что остается, когда мы должны уйти.
« I'm ready For The final page/ Kiss goodbye to all My earthly cages». Поет Мартин и «I See The beaty as The Leave start falling/ Follow The Light yowards The voices calling/ I'm going where The Angel fly/ And I'm talking My Soul with me» А вот что он сам говорит по этому поводу: "Ну, для меня это также имеет комедийную сторону! Я люблю музыку госпел с начала двадцатых годов, и когда я заметил, что в ней также много говорится о смерти, я подумал, что было бы интересно написать что-то вроде госпел-песни. Я также нахожу ее немного забавной, потому что в ней есть элемент соула, а в припеве говорится: "Я забираю свою душу с собой: в этом есть что-то забавное, не так ли?". Он коротко смеется и, очевидно, все еще рад этой вспышке вдохновения. "Потому что мы не часто делаем такие вещи. Может быть, кроме меня, никто не считает это смешным, но я придерживаюсь этого".
Другие песни менее уверены в себе, например, "People Are Good", которая кажется циничным старшим братом "People Are People" ("I keep reminding Myself That People Are good/ And When they do bad things, they're Just hurting onside/ People Are Good/ Keep falling Your self"). Гор с трудом скрывает свой недоверчивый взгляд на мир: ...Ну, если оглянуться вокруг, очень трудно верить в человечество, не так ли? Вы задаетесь вопросом, куда делось добро. Конечно, хороших людей по-прежнему много, но плохие так преобладают". Может быть, это возраст, говорит он, поскольку в июле 2021 года, когда ему исполнится 60 лет, он уже видит некоторых друзей.
Мы не сможем быть счастливы, если будем лгать себе и только делать вид, что это все еще что-то для нас значит. Все, что мы сделали до сих пор, слишком важно для меня - это разрушит нашу работу". Как все будет продолжаться после тура - неизвестно! Мартин Гор сразу же отмахнулся от этого вопроса: "У нас никогда не было большого генерального плана. Прежде всего, я счастлив, что мы записали альбом и у нас впереди турне. Это уже настолько большое начинание, что мы никогда не думали дальше этого". Гаан также сразу говорит, что сначала он хочет отыграть концерты, а там посмотрим. Конечно, концерты - это особый вызов, потому что Эндрю Флетчер отсутствует. "Я определенно еще не очень хорошо переварил его смерть", - говорит Гор. Иногда я забываю, что Энди больше нет". Например, снова путешествовать без него для меня было странно. Когда мы проводили пресс-конференцию в Берлине или были в Нью-Йорке, мы останавливались в тех же отелях, что и раньше с Энди. Он всегда гарантированно сидел в баре, когда вы входили. А теперь я вдруг не увидел его сидящим. Немыслимо". Теперь двум фронтменам Depeche Mode предстоит найти способ ужиться друг с другом в качестве пары. Гаан не недооценивает новую ситуацию: "Мне немного страшно впервые выходить на сцену без Флетча. В данный момент все происходит впервые. Мы с Мартином впервые по-настоящему прониклись его духом. Мы работали вместе - а также общались друг с другом без посредничества Флетча Это был новый процесс обучения. Мартин сказал, что это было похоже на знакомство с давно потерянным братом. Мы должны были понять, как мы сможем поладить друг с другом, несмотря на то, что мы знаем друг друга уже более 40 лет. Безумие, я знаю! Сначала было неловко, но потом очень приятно. Мы нашли новые отношения друг с другом". Так и должно быть в жизни. Частичка за частичкой, Depeche Mode объявляют все новые даты, это будет долгое путешествие. Дэйв Гаан готовился к нему месяцами, с тренерами по фитнесу и физиотерапевтами. Но не только тело должно справиться с этим, его голова и сердце тоже. Он слегка вздыхает. "Мысль о том, что в ближайшие полтора года может пройти 150 шоу - фух! Я готовлюсь как можно лучше. Я взволнован и с нетерпением жду этого, но пение перед таким количеством людей в течение двух часов отнимает много сил. Когда ты готов к этому, это замечательно. На данный момент я готов на 75 процентов, остальные 25 я доведу до конца. Самое трудное - это быть в дороге, вдали от семьи и друзей. Я наслаждаюсь жизнью, которая у меня есть, и потом очень скучаю по ней. Простые вещи, которые я раньше не замечал". Вы получили небольшое представление о том, каково будет жить в Мюнхене в середине февраля, когда Depeche Mode дали маленький концерт, чтобы создать предвкушение. (С конца мая по июль они будут выступать в Германии, см. слева) В Старом конгресс-холле в Бавария-парке, 400 победителей лотереи и другие счастливчик увидели их двоих - как всегда, в сопровождении клавишника/басиста Петера Гордено и Кристиана Айгнера, чьи барабаны теперь находятся на правой стороне сцены - сыграли несколько произведений. Автоматически возникал вопрос, где Флетч... О нет! Они начали с "Ghosts Again", Мартин Гор, как всегда, стоял вокруг, немного застенчиво в своем серебряном пиджаке. Дэйв Гаан в своем темном костюме выглядел вполне уверенным в себе. Во время двух новых песен, "Wagging Tongue" и "My Favoured Stranger", им пришлось начинать сначала. То Гаан не мог попасть в песню, то Гордено допускал ошибку. Однажды Гордено допустил ошибку. "It wasn't was not Martin's Это не вина Мартина!" - крикнул Гаан - и все засмеялись. Было приятно видеть их такими расслабленными. "Мы просто все ещё в режиме репетиции", - извинился певец. До начала мирового турне оставалось еще некоторое время. После этого, когда они играли "Precious" и "Personal Jesus", все оказалось в порядке, то же самое: Гаан раскинул руки, публика бесновалась, Гор улыбался. Может быть, они дуэт, может быть, они все еще группа, в любом случае, они очень живы. И это нужно отметить.