Огромный мировой вклад в дело медицинского ухода внесла монахиня Мать Тереза. Ее имя стало нарицательным для обозначения милосердия, самопожертвования, добросердечности. Агнесс Гонжа Бояджиу (так в миру звали Мать Терезу) родилась в 1910 г. в Македонии. Ее родители были албанцы-католики, что редко встречалось в Македонии (здесь – православные и мусульмане). В 20-е годы многие иезуиты родного города Агнесс, следуя призыву католической церкви, отправлялись с просветительской миссией в Индию. Эту мысль с детства вынашивала и Агнесс.
После окончания школы в 1928 г. она поступила в монастырь Лоретских сестер в Дублине (Ирландия). Этот монастырь представлял одно из ответвлений «Общества Иисуса» (женский аналог Иезуитского ордена). В монастыре Агнесс прошла 2-годичное послушание. В 1931 г. она дает монашеский обет, а в 1937 г. принимает монашеский постриг. Мать Тереза более 15 лет преподавала закон Божий, географию и историю в Высшей школе для бенгальских девочек. Потом возглавила эту школу. Затем руководила одним из отделений Лоретских сестер в Индии, которые учили детей из простого народа.
В 1948 г. Мать Тереза прекратила свою миссионерскую образовательную деятельность. Она решила посвятить себя бедным и больным Калькутты, окончив курсы медицинских сестер, которые специально были созданы для монахинь. После курсов она открыла центр помощи нуждающимся, в котором были школа и аптека для бедняков.
Уже в 1950 г. на территории Калькутты насчитывалось 12 подобных центров. В том же году ею был разработан устав нового ордена «Сестер любви к ближнему», утвержденный папой Пием XII.
Новый орден находился в ведении калькуттского архиепископа. Мать Тереза была его руководителем. В 50-е годы сестры ордена работали только в Калькутте. Орденом были открыты богадельни для умирающих, детский приют. Под опеку взята калькуттская клиника для прокаженных.
Энергичная деятельность Матери Терезы привела к созданию к 1979 г. только на территории Индии 158 таких центров. Деятельность ордена с 1965 г. курирует не архиепископ, а уже сам Римский папа, что является показателем его особой важности этой общественной структуры. Тогда же был основан первый филиал за пределами Индии – в Венесуэле. К концу XX в. в мире существовало более 2 тыс. подобных центров.
В 1989 г. такой центр был создан даже в атеистической Москве. Это был приют для одиноких бездомных стариков и приют для умственно отсталых детей–сирот. В 1997 г. в общине Матери Терезы состояло около 4 тыс. сестер. Они работали в 610 монастырях в 123 странах мира.
До 1997 г Мать Тереза осуществляла руководство огромной системой благотворительных организаций по всему миру. В 1997 г., незадолго до своей смерти, она передала управление этой системой сестре Нирмале.
Мир высоко оценил деятельность католички Матери Терезы. В 1979 г ей была присвоена Нобелевская премия. Медаль Нобелевского лауреата она продала и на вырученные деньги купила лекарства для своей общины.
Католическая церковь причислила Мать Терезу к лику блаженных. Самым большим несчастием Мать Тереза считала ни нищету и болезни, а одиночество человека. Собственной жизнью следовала она своей любимой молитве:
«Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения, понимать, а не ждать понимания, любить, а не ждать любви, ибо, кто дает, тот обретает, кто о себе забывает, находит себя, кто спасает, будет спасён…»
Полны глубочайшего философского смысла и христианского милосердия слова Матери Терезы:
«Люди неблагоразумны, нелогичны и заняты собой. Люби их, несмотря на это. Добро, которое ты делаешь, уже завтра будет забыто. Делай добро, несмотря на это. Если ты чего-то добьёшься, то обретаешь ложных друзей и настоящих врагов. Трудись, несмотря на это. Порядочность и открытость поставят тебя под удары. Несмотря на это, будь порядочным и открытым. Ты отдаёшь миру всё, а тебе выбьют зубы. Несмотря на это, отдай миру всё».
Эти слова могли бы стать лейтмотивом жизни каждого порядочного человека Земли. А уж те, кто посвящает свою жизнь охране здоровья ближнего, могли бы их заучить в качестве собственной клятвы (хотя бы самому себе). Как бы изменился мир к лучшему, если люди следовали этому мудрому совету!
Читайте о сестрах милосердия
Книгу Лопатиной Н.Л
Культурологические аспекты в развитии сестринского дела:
https://istor-issled-lopatin.ru/?post_type=gs_bookshowcase&p=329&preview=true