Найти в Дзене

Три фронтовых дня. Отрывки дневника бойца батальона «Симбирск»

Во все времена среди русских воинов были те, кто вел фронтовые дневники. Спустя десятилетия их записи, иногда обрывочные, написанные сухим языком, изобилующие аббревиатурами, а иногда - чрезвычайно поэтичные и эмоциональные, помогали восстановить правду о войне - такой, какой ее видели солдаты.

Так было в годы Великой Отечественной, Афганской войн, двух чеченских кампаний. Впрочем, современники тех событий увидели эти дневниковые записи спустя годы, даже десятилетия. Сейчас ситуация иная. Участники СВО тоже пишут, но их слова доходят до нас быстрее.  В этих записях - тяжелый армейский быт и рутина минометных обстрелов, разведывательные вылазки и игры в прятки с квадрокоптерами. Их слова звучат громче любых казенных докладов, честнее  любого репортажа.

-2

В распоряжении «Народной газеты» оказались записи из дневника бойца батальона «Симбирск» из Ульяновской области, старшего сержанта С. с позывным Шаман. Шаман - разведчик, обладающий навыками корректировки артиллерии, его задача - быть впереди всех, находить безопасные пути, выводить раненых, указывать координаты целей для наших артиллеристов. Оказавшись на передовой, сержант стал записывать свои переживания и впечатления. О себе он пишет, что отправился в зону СВО из чувства любви к Родине, к своим детям - их у него семеро, и он хочет, чтобы над ними всегда было мирное небо.

-3

С разрешения военно­служащего «НГ» публикует отрывки из недавних дневниковых записей от первого лица. Сам он продолжает выполнять свой долг перед Родиной и участвует в СВО. По этой причине все имена и позывные изменены.

«Похоже, танкист устроил охоту на меня…»

18 марта 2023 года. В ходе выполнения одной из боевых задач мы с группой выдвинулись с опорного пункта. Впереди шел Карабас из разведывательной роты и два проводника, следом, на расстоянии пятидесяти метров, я, за мной - командир взвода с позывным Дом.

…Я услышал выстрел и увидел разрыв. Из дыма показались ребята, идущие впереди. Они метнулись в сторону обочины. Еще один выстрел - снаряд угодил туда, куда мгновение назад ушли парни.

Автоматная очередь просвистела над головой, и я ринулся к стене дома. Снова выстрел. Сначала я решил, что работает СПГ (станковый противотанковый гранатомет. - Прим. ред.), калибр у него небольшой, а выход и прилет доносятся почти одновременно. Впрочем, как выяснилось позже, танк на близких дистанциях и с небольшим калибром имеет такие же параметры выстрела.

Я сместился вглубь сарая, снял рюкзак, достал бинокль и попытался разглядеть, откуда стреляет противник. Скорее всего, танк на позиции прямого выстрела и видит в оптику наших. Согнувшись как можно ниже, двинулся вдоль небольшого ската обочины. Место для меня новое, по слухам, в этих местах активно применялись противопехотные мины, «лепестки» и растяжки. Я пробрался на 15 метров вперед и, выглянув из-за бугра, осмотрел местность в бинокль: все чисто. Мысль о том, что в любой момент может появиться квадрокоптер, меня не покидала. Аккуратно выглянул из-за ствола дерева и тут же отшатнулся назад - прямой наводкой в мою сторону прилетел снаряд. Он разорвался в тридцати метрах от меня, зацепившись за останки сарая, осыпав градом пыли и разлетевшимся пенобетоном.

-4

Я прижался к земле, соображая, с какой вероятностью танк сможет меня достать. Нет, подумал, в этом укрытии довольно безопасно. Если наводчик возьмет чуть выше дороги, то снаряд пролетит метров пятьдесят мне за спину, прежде чем соприкоснется с землей, при этом направление осколков будет от меня. Еще один выстрел, на этот раз правее метров 30. Я начал кричать:

- Есть кто живой? Мужики!

Я кричал во все горло, но в ответ была тишина.

Еще один выстрел пронесся левее. Похоже, что танкист устроил охоту на меня и пора отсюда выбираться. Я, пригнувшись, двинулся в сторону насыпи у обочины, как вдруг из-за спины над головой пронесся реактивный снаряд.

По спине пробежал холодок, как в тот раз под Угледаром, когда ракета нашего ПТУРа (противотанковая управляемая ракета. - Прим. ред.), потеряв управление, пролетела в двух метрах от окна второго этажа здания, в котором мы вели наблюдение.

Снаряд перелетел насыпь и разорвался в тридцати метрах передо мной. Медлить больше нельзя, я рванул через дорогу и пулей укрылся в сарае. До меня дошло, что наводчик первого танка, понимая, что не в состоянии поразить цель за дорогой, передал координаты другой машине, способной вести огонь по правому откосу.

Я пошел в обратную сторону в поисках ребят из «Сомали» (штурмовой батальон ДНР. - Прим. ред.). Мне повезло, и в скором времени я набрел на их КП (командный пункт. - Прим. ред.). Я обрисовал командиру сложившуюся ситуацию, сообщил о том, что потерял группу и не знаю, живы они или нет. Он согласился проводить меня до того места, где работал танк. Мысли о том, что их могло завалить, меня не покидали, и я уже начал накручивать себя, что не смог их вытащить и оказать первую помощь.

-5

Мы еще раз прошли вдоль дороги, где полчаса назад по мне работали два танка, но, не найдя их следов, пошли в обратную сторону. По пути мы зашли в кирпичный двухэтажный дом, вернее, не зашли, а проскользнули в отверстие, ведущее в подвал. Здесь укрывались две роты бойцов, и здесь же, к своей радости, я увидел своих ребят живыми и здоровыми. Они пояснили мне, что свернули в это укрытие как раз в то время, как начался обстрел, и ждали меня здесь…

«Точными ударами поразили три ангара…»

21 марта 2023 года. Утром была поставлена задача: занять наблюдательный пункт и установить ретранслятор в лесополосе южного от поселка склона.

Я и связист с позывным Сокол в сопровождении двух бойцов группы прикрытия выдвинулись на место. Вечером планировалось наступление, и мне необходимо было корректировать работу артиллерии. До места мы добрались без приключений и, заняв удобную позицию, начали вести наблюдение.

-6

Сокол установил ретранслятор, обеспечив устойчивый сигнал связи с КП. Начала работу артиллерия, и мы передавали координаты разрывов. Точными ударами были поражены три ангара, в которых располагались танки противника, и блиндаж в районе плотины, куда регулярно подъезжала техника в утренние часы.

Затарахтел характерной очередью наш АГС (автоматическая гранатометная система. - Прим. ред.), обрабатывая позиции вражеского пулеметчика и СПГ. Завязался стрелковый бой, и наши парни пошли в атаку. Продвинувшись на новые позиции, они закрепились около дома с подвалом. Огрызнулся выстрелом танк с северного склона, и ребята укрылись в подвале. Начал работать вражеский миномет, чередуясь с огнем танка.

Враг планомерно разбивал наши позиции, чувствуя свою безнаказанность. Но потом подключилась наша ствольная артиллерия, нанося удары по позиции танка и уцелевшим остаткам сооружений врага. Бой длился 
40 минут, после чего было затишье. Снова заработал наш АГС, подготавливая почву для наступления пехоты. На землю спустились сумерки, и мы, собрав оборудование, выдвинулись в обратный путь…

Операция по спасению

22 марта 2023 года. Получив задачу по сопровождению группы на передовые позиции и организации связи, выдвинулся по утреннему туману со штурмовой группой и связистом Соколом. Добравшись до позиции, мы установили ретранслятор для связи с командным пунктом.

Штурмовой отряд, получив команду занять новый рубеж, выдвинулся в составе группы из трех гранатометчиков и двух пулеметчиков, сопровождаемых разведчиком с позывным Грохот.

Встречным огнем противник ранил трех бойцов, после чего под прикрытием пулеметчика группа отступила на свои позиции. Начался обстрел позиций с вражеского АГС и танка.

Один гранатометчик был тяжело ранен в шею, ему оказали помощь, наложив жгут и бинты. Под воздействием РЭБ (средства радиоэлектронной борьбы. - Прим. ред.) противника, связь с КП была утеряна.  Я и Сокол в сопровождении  еще одного смелого бойца выдвинулись с позиции, рассчитывая время между выстрелами танка.

Разведали относительно безопасный путь эвакуации раненых, отправили смельчака обратно на позицию дожидаться сигнала о том, что раненного в шею бойца встречают на точке. Сами продолжили свой путь до КП, где передали информацию о тяжелораненом медику, сообщив координаты точки эвакуации.

Выполняя основную задачу по размещению расчета ПТУР на огневую позицию, я выявил вражескую САУ (самоходная артиллерийская установка. - Прим. ред.) и передал координаты в штаб. После корректировки был замечен вражеским квадрокоптером, дождавшись разрядки его батарей, сменил позицию, укрывшись в блиндаже за три минуты до начала минометного обстрела, тем самым сохранив жизнь себе и товарищу…

-7

Андрей ТВОРОГОВ