Найти тему
Бурый

Stronghold - доброе утро, Ваша светлость

Сегодня я бы хотел рассказать об игре Stronghold. Если вы играли в неё, то наверняка узнаете фразу из заголовка - её часто произносят крестьяне.

Игра вышла в 2001 году и представляет собой стратегию в реальном времени. У неё есть продолжение - Stronghold Crusader, которое определённо заслуживает внимания. А вот следующие части серии - Stronghold 2, Stronghold Legends и далее - строго на любителя. Лично мне эти "новые" игры не зашли и кажутся не играбельными. Разработчики сделали графику трёхмерной, поправили игровые механики, всё стало мельче, появились какие-то новые непонятные процессы... Нет уж, увольте - для меня и для огромной аудитории лучшими остаются Stronghold и Stronghold Crusader.

Далее речь пройдет именно про
Stronghold, а в конце я расскажу, чем "Крестоносцы" отличаются от оригинала. Также хочу отметить, что выходили HD-переиздания этих игр. В них обновили графику, но мне нравятся более классические старые варианты.

В игре есть несколько режимов:
1) Военная кампания (основная игровая кампания)
2) Экономическая кампания (дополнительная кампания)
3) Военная или экономическая миссия (достичь определённых целей)
4) Штурм/оборона замка
5) Свободное строительство (можете просто строить поселения в своё удовольствие)

Во всех режимах, кроме штурма и обороны замка, вам предстоит развивать своё поселение, заботиться о его экономике, о добыче ресурсов, о продовольствии, о демографии, о довольстве и о военной мощи. Чаще всего игровой процесс выглядит так: развиваем свою деревню, строим лесопилки, каменоломни и не забываем кормить народ (для этого есть охотничьи избушки, а также различные фермы). Чтобы защитить поселение, можно построить деревянный или каменный забор. В лавках ремесленников производится различное оружие, которым можно вооружить крестьян и сделать их различными воинами. Есть много интересных нюансов: например, религия увеличивает довольство населения, трактиры с хмелем - тоже. Есть увеселительные объекты: детские карусели, монументы и так далее, есть же напротив - устрашающие (от устрашения юниты быстрее работают): это плахи, дыбы и прочее. Деньги можно зарабатывать посредством сбора налогов и/или благодаря продаже избыточных ресурсов. Время от времени в игре происходят различные события: хмель может пожрать долгоносик, коров - поразить болезнь; иногда приезжает ярмарка; наконец, на поселение могут просто напасть. В игре звучит спокойная музыка. При клике почти на каждое здание появляется небольшая анимация на панели, где показано, как в этом здании работают. Если кликнуть на работников, они расскажут что-то интересное о вас.

Игра очень ламповая и погружает в средневековье. Сочетание музыки, графики и механики игры создают непередаваемую атмосферу. Да что говорить - в это надо просто поиграть!

Строительство лесопилок в начале игры
Строительство лесопилок в начале игры

Также время от времени вас могут порадовать вставки от советника. Например, если вы давно играете, он может спросить: не пора ли пообедать? Таких интересных моментов в игре достаточно много)

Строительство ферм
Строительство ферм

Основной и самый интересный режим - это кампания с разными видами сложности. Я прошел всё на среднем уровне, и трудно было только при прохождении одной миссии, да и то скорее из-за бага, потому что в Steam-версии такой проблемы не возникало (чтобы без спойлеров, я традиционно расскажу об этом в конце статьи).
В кампании увлекательный сюжет. Вам предстоит обучиться основам игры, а затем, одного за другим, победить мятежных лордов.

При штурме или обороне замка экономическая составляющая игры отключается и в сражениях участвуют только воины и орудия. Все военные механики остаются как и в обычной игре.

За данной игрой я провел в детстве очень много часов. Она интересна и атмосферна - всё, как я люблю. Когда я вдоволь насладился ею, вышло продолжение -
Stronghold Crusader.
В нём огромный упор сделали на многопользовательскую игру. Теперь на одной карте с вами могут располагаться компьютерные соперники и живые противники (в том числе по сети). Некоторые механики были переработаны. В целом, игра осталась такой же, только от классической версии
Stronghold сделали шаг, наверное, к Warcraft. И эта смесь получилась достойной. Но хотя играть в неё так же интересно, тот ламповый дух первой части и то погружение - они немного сошли на нет. А ещё я знаю, что даже сейчас многие преданные любители играют в неё по сети.

Яблоки созрели, телята появились
Яблоки созрели, телята появились

Продолжение относится уже не к гражданской войне в Англии, а к крестовым походам. Есть режим кампании, небольших походов, игры по определённым настройкам на выбранной карте.

Добавили множество новых юнитов, несколько новых зданий и компьютерных соперников.

Кампания здесь состоит аж из
50 миссий. Она носит название Путь крестоносца. Кампания весьма и весьма интересная, а периодами - очень сложная. Я её прошел полностью, даже немного вспотев. Если хотите потрепать себе нервы и испытать волю - советую)

Таким образом, если мой анонс вас заинтересовал, а ранее вы с игрой не сталкивались, то для погружения и одиночной игры рекомендую -
Stronghold. Для игры с друзьями, или если хотите немного отойти от классической атмосферы игры - Stronghold Crusader.

Баталии в stronghold Cruasader
Баталии в stronghold Cruasader

Данная игра получает от меня Серебряного Медведя. Она по-настоящему культовая, у неё огромное количество поклонников. Однозначно, рекомендую к ознакомлению и советую поиграть.

Рекомендации к прохождению:
не читать, если хотите открывать все сами.

Для начала расскажу о том, что анонсировал выше. В кампании есть миссия штурма замка Кабана. Именно первого штурма. Изначально в игре был баг - лучники игрока стреляли дальше лучников соперника через стрельбу по области, затем этот баг починили, но миссия стала непроходимой. Было слишком мало войск. Со временем эту проблему вроде как устранили, но когда я проходил игру, на среднем уровне эту миссию было пройти нереально - пришлось переставить на легкий, а затем вернуть обратно. С остальными миссиями проблем никаких нет.

А вот и советы по прохождению:
1) Когда можете, растите хлеб - это один из основных источников продовольствия.
2) Как ни странно, продавать муку менее выгодно, чем пшеницу.
3) Правильно проектируйте свой замок. Амбар надо разместить поближе к местам, откуда носят еду, склады - к местами добычи ресурсов.
4) Башни, на которых расположены лучники, арбалетчики и инженеры с щитами - самые эффективные. Лучники стреляют далеко, арбалетчики пробивают броню нападающих, а щиты защищают самих юнитов.
5) В
Crusader даже небольшой отряд конных лучников может доставить сопернику много проблем.
6) Я этой фичей не пользовался, НО - если расположить много увеселительных объектов и окружить их стеной, то производительность не упадет, так как к ним нельзя подойди, а бонусы действовать будут.
7) В
Crusader блицкриг в некоторых миссиях - лучшая тактика.
8) Используйте доступы к ресурсу по максимуму. Если нашли месторождение железа или камня, лучше добывать как можно больше.
9) Компьютер не восстанавливает башни. Сносите неугодные вам башни - и они будут лежать в руинах.
10) Если вокруг ваших владений ров, а в каком-то узком месте рва нет, то компьютер не будет закапывать имеющийся ров, а попробует пройти через узкое место. Постройте оборону на этом месте - и вы получите огромное преимущество, так как вам не придётся оборонять большой периметр.

В остальном - пробуйте для себя стили игры, тактику, все достаточно ситуативно.

По прохождению
Crusader есть несколько комментариев:
1) 25-я миссия - "Покинутые". Миссия очень сложная. Против нас Крыса, Змея, Кабан и Волк. В середине камень, до которого сложно добраться чтобы начать добывать. Я соорудил небольшую крепость, которая минимально выдерживала набеги соперников, после чего начал потихоньку выгонять врагов с правого побережья. Тут надо просто не торопиться.
2) 32-я миссия - "Равнины Атума". Вроде бы каждый сам за себя, но только почему-то вам прилетает сильнее всего. Огромные орды соперников идут со всех сторон. Каких-то особых советов в этой миссии дать не могу, просто играйте внимательно.
3) 33-я миссия - "Туманная река". Мы находимся между двумя Ричардами. Нужно сделать так, чтобы вражеские баллисты не достреливали до ваших земель: для этого надо снести башни с ними как можно скорее. Учтите, что соперник будет хорошо их защищать. А после разрушения башен играть станет намного легче.
4) 41-я миссия - "Гора грома". Встречайте: самая сложная миссия во всей игре. Это просто какой-то кошмар. До какого-то времени я вообще не был уверен, что её можно пройти. К нам сплошным потоком идут армии Ричарда и двух Калифов. Единственный выход, который я нашел - снести свои склады и отправиться севернее, к ущелью. Лорда, соответственно, я тоже отправил туда. В ущелье обороняться проще. То, что замок стоит бесхозный - это не страшно.
5) 50-я миссия - "Последняя победа". Нужно как можно быстрее уничтожить Кабана, иначе он будет сильно мешать. После этого нет ничего сложного - шаг за шагом продвигаемся, уничтожая замки соперников по одному.

С остальными миссиями каких-то особых проблем возникнуть не должно.