Найти в Дзене

За 123 года до Evolute: какими были первые российские электромобили?

Оглавление

Экологичные автомобили все активнее входят в нашу жизнь. По итогам февраля их доля на отечественном рынке достигла 1%. Для сравнения: год назад этот показатель был равен 0,3%. Одна из самых популярных моделей — российский седан i-Pro, выпускаемый на липецком заводе «Моторинвест» с 2022 года.

Мало кто знает, но первый отечественный электромобиль был создан еще в конце XIX века. В сегодняшней статье рассмотрим внешние особенности и технические возможности дореволюционных электрокаров.

Первая попытка: двухместные экипажи

В России история появления первых электромобилей неразрывно связана с именем Ипполита Владимировича Романова. В 1899 молодой инженер сконструировал двухместную повозку, работающую от аккумуляторов. Проектом заинтересовался петербургский предприниматель Петр Фрезе, на фабрике которого и были собраны два тестовых образца.

Конструкция первого напоминала английский кэб: четыре деревянных колеса с приклеенной поверх резиновой шиной, открытый салон, складной брезентовый тент для защиты от непогоды и фары-фонари. Водитель сидел на возвышении позади пассажиров. На свое место он поднимался по лестнице.

Длина кузова была равна 2120 мм, ширина – 1360 мм, а высота – 2200 мм. Колесная база составляла 1170 мм. Экипаж весил 750 кг, 327 из них приходилось на аккумуляторы. Для сравнения: масса французского электромобиля Жанто насчитывала 1440 кг (батареи весили 810).

В движение модель приводилась электромотором, который также был сконструирован Ипполитом Романовым. Скорость разгона доходила до 37 км/ч. Свинцовый аккумулятор требовал подзарядки каждые 64 км.

-2

Второе средство извоза имело схожее техническое оснащение, но внешне отличалось закрытым салоном с отоплением.

-3

Увы, но массовой ни одна из моделей не стала.

Электроавтобусы

После создания двухместных повозок изобретатель занялся проектированием более вместительных транспортных средств. Так появился электрический омнибус. Остекленный кузов с двумя площадками вмещал 15 человек. Первая предназначалась для водителя, вторая — для пассажиров. Сидели на скамейках.

-4

Комплектовалась такая электромаршрутка двумя моторами совокупной мощностью 12 л.с. Разогнаться можно было максимум до 11 км/ч. За плавный ход отвечала подвеска с пружинами.

Батареи размещались в задней половине кузова. Всего их насчитывалось 44. Автономный ресурс составлял около 68 км, что для своего времени очень даже неплохо.

В 1901 году изобретение Романова получило положительный отзыв от экспертной комиссии при городской думе Санкт-Петербурга. Чиновники даже разрешили открыть общественные перевозки, но при условии, что будет внесен залог в размере пяти тысяч рублей. Сумма по тем временам баснословная! Многолетние поиски инвесторов успехом не увенчались.

Ипполит Владимирович решает переехать в США. Там он запатентует сразу несколько своих разработок. Одна из самых масштабных – подвесная монорельсовая дорога на электротяге.

Не только Романов

Автобус на электрической тяге пытались создать и на московском заводе «Дукс». Небольшую партию, которая использовалась для доставки пассажиров от вокзала до гостиницы «Бристоль», выпустили в начале XX века. Столичные маршрутки вмещали десять человек и могли развивать скорость до 20 км/ч. Но как и в первом случае, интерес к такому виду транспорта был невелик.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации!