Найти тему
ФИЗматика

Как сделать урок интереснее? Физика "преломление луча света" в Desmos и Algodoo

Немного теории. Преломление - изменение направления луча при переходе в другую прозрачную среду. А теперь по-русски: когда луч света сначала "летит" в воздухе, а потом "переходит" в воду, он "надламывается", словно сломанная нами палка, отсюда появляются интересные визуальные эффекты

как, например, на данном фото голова парня находится отдельно от туловища
как, например, на данном фото голова парня находится отдельно от туловища

Данная тема является частью оптики и по моему опыту детям, да что греха таить, и взрослым было бы интересно "поиграться с лазерами", попробовать пропустить свет через призму. Я проводил подобные мастер-классы и знаю, как это круто

На рисунке нижний луч "приламывается" при переходе в стекло(Algodoo)
На рисунке нижний луч "приламывается" при переходе в стекло(Algodoo)

. Эта тема с точки зрения математики очень проста:

Материал взят из открытого доступа школы Фоксфорд. Видно, что есть закономерность у синусов углов
Материал взят из открытого доступа школы Фоксфорд. Видно, что есть закономерность у синусов углов

Так как математика тут проста: вбиваешь в калькулятор угол и считаешь определенной кнопкой на нем "синус", тут нужно сделать упор на "визуалку"

1. Desmos. В этом графическом калькуляторе можно построить график формулы

по "х" идет угол падения, по "у" угол преломления. По данному углы можно находить углы падения и пр. у воды
по "х" идет угол падения, по "у" угол преломления. По данному углы можно находить углы падения и пр. у воды

Вот, например, график. Он нарисован для воды, для других веществ график будет немного отличаться

сейчас я построил задачу для "угла падения = 45*" Угол преломления = 32* n=1.33(вода)
сейчас я построил задачу для "угла падения = 45*" Угол преломления = 32* n=1.33(вода)
график преломления для стекла n=1.33

Полагаю, детям будет гораздо легче изучить тему на графике

2.Algodoo - физическая программа(лаборатория), в ней можно ставить самые разнообразные опыты

С помощью этой программы можно поставить сколько угодно лучей, пронаблюдать за мощными и слабыми лазерами, можно записать любое n, для любого вещества.

Так же можно графически решить задачу из учебника. Вот задача:

S- пузырек, нужно начертить ход лучей света и определить "мнимое" изображение этого шарика( где нам будет казаться, что он находится)
S- пузырек, нужно начертить ход лучей света и определить "мнимое" изображение этого шарика( где нам будет казаться, что он находится)

В целом задача интересная, но школьник не встретит ее с энтузиазмом. Другое дело самому построить ее в проге

Только 2 луча из всех попадут в глаз, остальные или отразятся, или пройдут ниже, или выше
Только 2 луча из всех попадут в глаз, остальные или отразятся, или пройдут ниже, или выше

Я просто вставил картинку в программу, вырезал лишнее. На рисунке изображено стекло и нам надо "натыкать" лазеров в место, где находится шар и попасть лазером в глаз. На рисунке видно, что часть лучей улетает в небо, часть отражается вниз и только 2 под определенным углом попадают в глаз

Нам будет казаться, что шарик находится выше, чем он есть на самом деле
Нам будет казаться, что шарик находится выше, чем он есть на самом деле

теперь можно а) сравнить ход красных лучей на этой картинке без преломления и на 1й с ним б) там, где пересекаются зеленые лучи мы будем "видеть" шарик. Вот так объясняется эффект на первом фото.

Спасибо за внимание! До скорых встреч