Это продолжение как бы предыдущей статьи. Обида часто отравляет нашу жизнь. Обиду несем мы с собой долгие годы, помня о том, как кто-то сказал или сделал нам что-то неприятное, и тогда она кровожадным червячком разъедает душу. Порой обида словно накрывает волной, заставляя отторгнуть человека, причинившего боль. Мы живем в хроническом состоянии обиженности – на близких, на коллег, на врачей, правителей, на жизнь и судьбу, на Самого Бога. Обида рождается несправедливостью. Причем речь идет, в первую очередь, о взбудораженном чувстве, ощущении несправедливости – неважно, было ли для него реальное основание или же обида надумана. Есть даже шутка: «сама придумала – сама обиделась». В нашем обществе принято очень трепетное отношение к обиде: постоянно звучат извинения, слова: «Простите, если я вас обидел», «Я не хотел вас обидеть». Все боятся задеть чужое достоинство, нетолерантность подчас наказывается остракизмом.
Но при этом собственное достоинство люди отстаивают не менее трепетно, на малейшее подозрение в пренебрежительном отношении реагируя предельно агрессивно. Когда нам кажется, что задето наше достоинство, нам угрожают, нас оскорбляют, унижают, нами пренебрегают, нам делают больно, по отношению к нам поступают нехорошо, в нас появляется гнев, а вслед за ним желание противостоять обидчику - инстинкт борьбы в угрожающей ситуации. То есть в ответ на угрозу сначала вспыхивает гнев, который проявляется как злость, ярость, негативные чувства, направленные на другого человека. Когда человек не может или не хочет проявить свою злость, он подавляет гнев, старается удержать его внутри себя. Гнев – это очень сильная и яркая страсть, поэтому удержать в узде его очень непросто, порой болезненно. Само стремление его удержать, борьба с гневом, приводит к тому, что гнев словно изворачивается, расслаиваясь и проникая в те зоны души, которые человек не сумел защитить. Словно многоголовая гидра он пытается одолеть человека – не мытьем, так катаньем.
И обида – одна из таких голов гидры, это как раз подавленный, скрытый гнев, желанный, но удержанный порыв сделать больно в ответ, причинить зло. Обиду так и называют скрытой формой гнева, злопамятством, памятозлобием. Общеславянское слово «обида», вероятнее всего, происходит от *ob-viděti. Предполагается, что буква «в» позже выпала, а изначально так и говорилось: обвида. «Обвидеть» – то есть обойти взглядом, показательно не заметить, тем самым подчеркнув незначительность человека, ущемить его, обозначить, что он недостоин внимания. Нарочитое пренебрежение – это оскорбительное действие («обизо́р» – позор, стыд, поношение, поругание, срам; «обизорный» – обидный, оскорбительный, позорный, постыдный, бесчестный).
Обида – это чувство, которое появляется от того самого причиненного конкретному человеку морального или материального вреда, способное вызвать различные поведенческие реакции - месть или отказ от общения. Чувство обиды двухкомпонентно: оно состоит из жалости к себе и гнева по отношению к обидчику. В зависимости от интенсивности каждого из этих чувств обида может принимать разный вид. Обижают человека не всегда умышленно. Основанием обиды могут стать даже самые добрые намерения и действия. Поэтому и говорят, что несправедливость, вызывающая обиду, не обязательно настоящая и объективная; для появления обиды важно, чтобы сам человек ощущал произошедшее как неправильное, нечестное, несправедливое по отношению к нему. Обидеться человек может и без видимой причины в поведении другого человека – если у него самого есть желание обидеться и условная выгода от обиды. В любом случае, у человека всегда есть реальная или придуманная, гнездящаяся внутри него самого, причина для злости, желания мести. Психологи говорят, что обида – это эмоциональная реакция на нереализованные психологические потребности во внимании, понимании, уважении, любви и свойственная, в первую очередь, детям и инфантильным взрослым.
Чувство обиды появляется, когда не оправдываются ожидания одного человека относительно поведения, отношения к нему другого человека. Сначала человек ожидает от другого определенного поведения - тут совершается умственная операция «построение ожиданий», затем сталкиваются ожидания и действительность, в уме молниеносно производятся наблюдение и сравнение, и если реальное оказывается хуже представляемого, это задевает человека, и тот испытывает разочарование и злость, направленную на источник этого разочарования, то есть на обидчика. Обида, в отличие от гнева, не является врожденной эмоцией человека. Для совсем маленьких детей характерно врожденное, поведенчески простое чувство гнева, злости. Обида же является сложным поведением, основанным на умственных операциях. Для обиды человек должен быть способен оценивать отношение к нему других людей и принимать решение о том, как ему реагировать на свою интерпретацию чужого поведения. Такие сложные мысленные операции усваиваются примерно в возрасте от 2 до 5 лет, а основой для формирования обидчивости является опыт осознанной манипуляции. Примером для научения обычно выступают другие дети или взрослые, от которых ребенок напрямую, шаблонно, или творчески перенимает манеру поведения, приносящую определенную выгоду в отношениях.
Изначально дети пользуются обидой намеренно как манипулятивным средством. Самой простой формулой при этом является: «Если ты этого не сделаешь или, наоборот, сделаешь это, я на тебя обижусь». Примерно к подростковому возрасту обида становится во многом непроизвольной реакцией, обидчивость закрепляется как качество личности. Обидой часто реагируют и взрослые, не обладающие достаточной психической и духовной зрелостью для прощения. Многие люди, не справляясь с огромным количеством стрессов, прибегают к инфантильным защитам, а обида, несмотря на свою поведенческую сложность, является именно инфантильной защитной реакцией. У многих взрослых людей обида, как и в детстве, является способом примитивного манипулирования, шантажа. Человек пытается управлять другими ради своей пользы, угрожая обидой или сразу обижаясь в ответ на действия, которые его не удовлетворяют. Иногда обида изображается нарочито, чтобы другой осознал, что был не прав, и исправил свое поведение. Но порой человек свою обиду скрывает, пытается ее контролировать, в глубине души надеясь, что рано или поздно справедливость восторжествует. При этом обида никуда не уходит, она таится в ожидании возмездия.
Обиженный, даже если на словах говорит иное, на самом деле всегда внутренне уверен в правомочности своей обиды. Ведь ему реально больно и обидно, он страдает. Личная обида вспыхивает у человека, когда специально или нечаянно задеты его «больные точки», еще их называют «ключами обиды». У слова «обидчивый» в словарях есть синонимы: ранимый, уязвимый, чувствительный, щепетильный. Не лишним будет помнить о том, что «очень ранимый в духовной жизни означает очень тщеславный». В отношении обиды важно помнить одну простую вещь, которую игнорируют очень многие люди, но которая является ключом к преодолению обиды: обидеть человека извне нельзя, каждый обижается по собственному выбору. Есть даже притча, сравнивающая обиду с подарком, который принадлежит дарителю до тех пор, пока человек не принял его в дар. Так и обида – пока человек не принял происходящее «на свой счет», пока не счел чужое поведение несправедливым по отношению к себе, то есть «не принял обиду в дар», он не обидится. «Унижать нас может кто угодно, но унизить – никто, кроме нас самих, наших дел и поступков».
Таким образом, обида является комплексным и многоаспектным состоянием души, и решающий вклад в него вносит гордыня. Обида и гордыня тесно связаны друг с другом. Если пустить обиду в душу, то она, питаясь гордыней, будет грызть изнутри, станет чувством, подавляющим другие, особенно добрые чувства. Гордыня – это прямой антагонист многим добродетелям, в первую очередь смирению и любви. Обида, взращенная из гордыни гневом и раздражением на обидчика, лишает человека возможности любить его; в обиде своей человек может дойти даже до ненависти. Апостол Иоанн пишет: «не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей» (1Ин.3:14-15). Отсутствие любви есть смерть, а ненависть есть убийство – к таким фатальным следствиям может привести человека обида. Человек, убежденный в своей правоте, видит всех вокруг виноватыми. Своих грехов он не видит, но с успехом замечает чужие. В таких «тепличных» условиях обида дает обильные всходы. И, напротив, укоряя себя в происходящем, человек не дает возможности обиде питаться гордыней, лишает обиду благодатной почвы, и она, потеряв силу, иссякает как засохший ручей. Если мы во всем, что с нами не случается, считаем виновными самих себя, а не других, то это приносит нам много добра и доставляет великое спокойствие и преуспеяние.
Если «вас обидели», то есть, вы чувствуете себя обиженным, нужно понять, какие именно убеждения привели вас к обиде. Для этого надо проанализировать ситуацию, вынудившую вас обидеться, и выделить компоненты обиды:
- Проанализировать реалистичность своих ожиданий. Спросите себя: «Настолько уместны мои ожидания? Адекватны ли они ситуации и нашим отношениям?», «Знает ли другой человек, может ли знать о моих ожиданиях?», «С чего я решил, что кто-то обязан реализовывать мои ожидания?». Если есть возможность, проговорить с обидчиком свои ожидания и узнать, что он думает по этому поводу.
- Отделить реально наблюдаемые факты - слова, отношение, поведение от вашей интерпретации поступков другого человека. Часто люди приписывают другому мотивы и намерения, исходя из своих собственных фантазий.
- Отказаться сравнивать поведение человека с собственными ожиданиями и стереотипами «идеального поведения» – то есть отказаться судить.
Подобный анализ показывает, что во многих случаях обиды надуманы, и человек способен был вообще не обидеться. Осознав свои «пусковые кнопки» для обиды, стоит каждый раз при соблазне обидеться анализировать происходящее внутри себя и направлять свои внутренние порывы к Богу, уповая на Его помощь в смирении гордыни. Если же вы убедились, что вам злонамеренно нанесли обиду, то для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени.
Серьезным препятствием на пути прощения является неумение признать свою обиду. Ведь прощение невозможно без признания самого факта обиды, то есть без признания того, что вы внутренне или открыто обвинили кого-то в несправедливом отношении к вам. Ведь если нет вины – нечего и прощать. Другими словами, для того чтобы простить кого-то, вам необходимо признать, что вы считаете его в чем-то перед вами виноватым, что вы его обвинили.
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).
Для многих людей препятствием к прощению обид является нежелание прощать, связанное со слишком большим количеством накопленной душевной боли и недостаточным пониманием того, почему это они должны прощать. У многих нежелание прощать в значительной степени обусловлено чрезмерной концентрацией на своем «Я», их внутренняя боль взращивается уязвленным самомнением. Но порой человеку реально наносят много обид, например, он становится жертвой насилия, постоянных издевательств и т. п., отчего он утопает в боли и держится за свою обиду как за последнее средство удержаться на плаву. Обида, разбавленная злостью, может дать силы физически выжить, но душу не спасает. А именно спасение души – смысл человеческой жизни.
«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36).
Спасение земной жизни ценой отказа жить по заветам Христа – это то самое предпочтение мирского, отречение от Бога. Увы, измученный человек за пеленой боли обычно не способен увидеть этого, осознать, что он застрял в своих мучительных и душепагубных переживаниях. Как неспособен понять и то, что прощение даёт гораздо больше душевных сил, чем обида – в том числе для выживания. Для того, чтобы захотеть простить своих обидчиков, необходимо осознать смысл прощения в перспективе бессмертия души. Также важно помнить, что искоренение обиды, которая питается гордыней и гневом, невозможно без искреннего покаяния и усердной молитвы. Одними только своими усилиями человек не может успешно бороться со своими грехами и страстями. «Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего», – говорит Господь (Ин.15:5). Даже самая давняя обида, засевшая в глубине души, может быть побеждена с Божьей помощью, ведь «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27).
– И всё-таки, что такое обида?
– Действительно очень больно, когда обижают. Мы по своему неумению отражать физическую, словесную и духовную агрессию постоянно удар пропускаем. Если любого из нас посадить играть в шахматы с гроссмейстером, то ясное дело, что мы проиграем. И не только потому, что не умеем играть, но ещё и потому что гроссмейстер очень уж хорошо играет. Так вот, лукавый играет отлично. Он знает, как ходить, чтобы человека зацепить за самые болевые точки. Обиженный может думать об обидчике: «Откуда он знал, что мне это причинит боль? Почему именно так сделал?» А человек, может, даже ничего и не знал, просто лукавый его направил. Вот кто знает, как нам боль причинить. Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, а против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Лукавый двигает нами, и мы ему, пусть неосознанно даже, по своей гордости, подчиняемся. Гордый человек не умеет различать добро и зло, а смиренный умеет. Я, например, по своей гордости могу сказать нечто, что человека очень больно ранит. Не потому, что я хочу причинить ему боль, а потому, что лукавый в мою горделивую душу вкладывает такие слова и в такое время, когда тот, с кем я общаюсь, наиболее беззащитен. И я действительно попадаю в очень для него болезненную точку. Но все-таки эта боль оттого, что человек не умеет смиряться. – Попали в точку. Да ещё при всех сказали! Нет, чтобы потихонечку, чтобы деликатно как-нибудь сказал, по головке погладил или бы подсластил. Это ещё побольнее будет. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Это хорошо, когда незаслуженно злословят. Когда незаслуженно – блаженны, а когда заслуженно – надо просить прощения.
Человек попадает в бесконечный мысленный круговорот. Он напрягается, изобретает, что бы такое ему сказать, как ответить. Чем дольше человек в нём пребывает, тем труднее обидчика простить. Он только удаляется от этой возможности, потому что сам себя укореняет в обиде, более того, вырабатывает в себе стереотип, говоря языком биологическим, условный рефлекс, который не даёт с этим человеком общаться. Только увидишь его… и пошло: «Раз он, такой-сякой, негодяй так с тобой поступил, значит с ним невозможно разговаривать. Ты к нему так хорошо, а он к тебе так плохо…» И люди перестают друг с другом общаться, потому что просто не могут обиду преодолеть: «Я бы может быть и рад с ним поговорить, вроде даже и настроился, и пришёл, и хочу, а ничего не получается».
– Как быть когда с человеком возникла какая-то ситуация, которую ты не понял. Потом выяснил с ним, всё простил, забыл. Всё забыл. Нормальные отношения. В следующий раз человек делает что-то худшее. Ты опять прощаешь. Но он ещё хуже с тобой поступает. И тогда начинаешь сомневаться. А может, не надо было прощать, что бы он понимал, что так нельзя себя вести? Может быть, нужно как-то по-другому? И тогда, когда ты в третий, четвёртый раз прощаешь, просто уже примирился с линией его поведения, примирился с тем, что он такой, и надо просто прощать, вдруг отношения достигают такой высокой точки, когда вспоминается первое, второе, пятое…
– Это означает, что ни первое, ни второе, ни пятое ты не простила.
– Но я же думала, что простила…
– А не надо принимать желаемое за действительное. Это не только твоя ошибка, для каждого из нас это весьма характерно.
– Ты считаешь, что простил. Не выясняешь отношения, даже никаких претензий…
– Но внутри всё кипит… Только это означает, что мы обиду куда-то в подсознание затолкали, и там она пребывает. Потому что, когда человек грешит, а обида – это грех, не важно справедливо или несправедливо нас обидели, это зло, которое вторгается в нашу жизнь, он старается это сам от себя подальше спрятать. Это можно сравнить с болезнью: человек является носителем опасной болезни, но она дремлет. Вирусы присутствуют в организме, и если происходит какая-то перегрузка, организм ослабевает, болезнь может вспыхнуть и обрушиться со всей силой на человека, который даже и не подозревал, что он болен.
– Чтобы человек из гордого стал смиренным. Господь попускает нам эти испытания, для того, чтобы мы боролись со своей гордыней. Хочешь победить эту внутреннюю духовную заразу – криком кричи, просто криком кричи. Не на обидчика кричать надо, не на окружающих срывать свою боль, а Господу кричать: «Господи помоги! Господи, не справляюсь. Господи, вот сейчас этот грех меня потопит. Господи, дай сил мне его преодолеть!» Возложи на Господа твою печаль. Не в подсознание запихай, не на окружающих навесь: «Ах вы, нехорошие такие, меня не жалеете», а «Господи, пожалей, дай сил преодолеть мою слабость, дай силы перенести». Вот чего Господь от нас ждёт. Если будешь так просить, если будешь молить Господа, чтобы Он тебя укрепил и дал силы перенести боль, Господь поможет. Боль от обиды – это объективная реальность и подчас непереносимая. Как её терпеть? Да зачем терпеть-то? Как раз таки нельзя терпеть. Нужно приложить всю свою веру, все свои духовные силы, но надеяться не на себя, а на Господа, без Божьей помощи ты её не преодолеешь, не перетерпишь. Ещё раз говорю: обида сама не пройдёт. Если ты хочешь от неё избавиться, поступай с ней, как с любым другим грехом – проси у Бога исцеления. Вот, курильщик, допустим, или алкоголик, сам справиться со своим грехом не может, всё, точка. Совершенно спокойная констатация факта: я не могу. Это не значит, что я плохой, неполноценный, ненормальный. Это значит, что я всего лишь обыкновенный человек, поэтому не могу сам справиться с грехом. Если бы мог, Господу не надо было бы приходить на землю. Зачем тогда Богу надо было принимать уничижение, становиться человеком, жить и переживать страшные преследования и гонения, терпеть крестные муки, если люди могли без Его помощи обойтись? Зачем Христос был? Чтобы спасти человека. Спасти и от этого. Тем более обиду действительно можно считать вторым корнем зла после сребролюбия.
Тебе плохо, но разве ты просишь о спасении, о помощи Господа? Ну, как ты Его молишь? Если ты молишься по-настоящему – значит, результат будет. Что, Господь бессилен тебя от лукавого защитить? Да ты просто не молишься, ты же не просишь! Ты не хочешь, чтобы Господь тебе помог. Если захочешь, то сможешь. На то Господь и даёт нам Свою божественную, всепобеждающую, самую великую в мире силу. Десять больше единицы, сто больше десяти, миллион больше ста, а миллиард… Но есть бесконечность. И по сравнению с бесконечностью, миллиард – всё равно нуль. И пусть лукавый могущественный, но Всемогущий только один Господь. Если Бог с нами, то никто против нас… Вернее – мы с Ним, Господь-то всегда с нами. Если мы с Богом действительно, под его божественным благодатным покровом, тогда ничего с нами сделать невозможно. Нас можно уничтожить физически, но не нравственно, нельзя принудить нас делать то, чего мы не хотим. Не хочу обижаться – значит, и не обижусь. Меня обидят – значит, я буду молиться так, чтобы эту обиду силой Божией преодолеть.
– Мне кажется, часто человек, сам того не осознавая, не хочет простить обиду, потому что осознание своей правоты и неправды обидчика как-то утешительно.
– Да: никто меня не жалеет, так хоть я сам себя пожалею. Это категорически мешает. И опять-таки в этом есть или горделивая попытка своими силёнками справиться, или принять желаемое за действительное. Обида – больно. Даже крапивой обожгись – и то больно. Конечно, и комариный укус, и даже ожог можно перетерпеть. Но есть какие-то глубокие раны, они просто так не проходят. Ну, допустим, на руке нарыв какой-то… Тут медицинская помощь нужна. Ты можешь изо всех сил глядеть на свою рану и говорить: «Хочу быть здоровым». Бесполезно. Звонят врачу, и тот по телефону человека лечит. День лечит, два, неделю, месяц пока человек не понимает, что лучше бы ему всё-таки пойти в больницу… Там его, наконец, начинают лечить, он поправляется. Если болезнь серьёзная, нужно принимать адекватные твоему состоянию усилия. А каково наше духовное состояние? Молиться мы не умеем, смиряться не умеем, терпеть не умеем, практически ничего не умеем.
– А как понять, простил ты человека по настоящему или пытаешься обмануть самого себя? Что является критерием прощения обиды?
Если больно тебя задели, значит нужно иметь терпение, терпеть и бороться столько, сколько нужно, чтобы ты грех действительно победил. Здесь «хочу» совершенно недостаточно. Критерий один: сможешь ли ты вторично стерпеть грубость или не сможешь?
– Господь говорит, что изглаживает грехи, но что такое грех? Всё что в мире существует – сотворено Богом. Сотворил Господь грех? Нет. Значит, грех не существует, как другие Богом сотворённые идеи, духовные и материальные сущности. Всё что сотворил Господь – благо. А грех – это зло, и Господь греха не сотворил, значит, в этом смысле греха нет, это некий мираж. Мираж бывает? Бывает. Видишь мираж? Видишь. Но на самом деле того, что ты видишь, нет? Нет. И греха в таком смысле нет. С одной стороны есть, а с другой стороны – нет. Если ты каешься, то эта псевдо-духовная сущность изгоняется Господом вон из этого мира. Как её не было, так и будет. И если ты действительно забыл и простил, ты можешь с человеком общаться, как будто ничего и не было. Но для этого ты должен приложить огромные духовные усилия. Это вовсе не так-то легко. Каждый знает, как трудно прощать. Мы не прощаем, потому что не прикладываем тех духовных усилий, которые необходимы, чтобы победить зло, чтобы грех полностью изгнать из этого мира. Мы ограничиваемся тем, что успокаиваемся со временем.
Оставляйте свои комментарии, с чем согласны, а с чем не очень. Если есть трудности с техникой. Ниже.
НАСТРОЮ ПОЛНОСТЬЮ СИСТЕМУ ПОСЛЕ ПОКУПКИ НОУТБУКА, ЧТОБЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ МОЖНО БЫЛО БЫСТРО ВОССТАНОВИТЬ ЕЕ.
САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ В ГОРОДЕ. СПЕРВА НАЗЫВАЮ ЦЕНУ, ПОТОМ ДЕЛАЮ РЕМОНТ. ЕСЛИ ЕСТЬ ИНТЕРНЕТ,ТО УДАЛЕННО ПОДКЛЮЧЮСЬ К ЛЮБОМУ УСТРОЙСТВУ И НАСТРОЮ. Я ТОЛЬКО ПОЧИНЮ ВАШЕ УСТРОЙСТВО, НЕ ПРЕДЛАГАЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ПРОЧЕЕ.
ВАЖНЕЕ, ЧТОБЫ СОХРАНИЛИ МОЙ НОМЕР НА БУДУЩЕЕ. ЕСТЬ WHATSAPP И TELEGRAM НА НОМЕРЕ ТЕЛЕФОНА
мое объявление авито - https://www.avito.ru/novosibirsk/predlozheniya_uslug/kompyuternaya_pomosch_717818879
объявленине на НГС - https://do.ngs.ru/advert/categories/service/computer/computer_help/?id=1908509806
сайт из группы в контакте - https://vk.link/dk022023