Найти тему
ORDA

Что будет с аттестацией педагогов, которую раскритиковали учителя и Токаев

Оглавление

Несмотря на жёсткую критику экспертов и возмущения учителей, Министерство образования не собирается отказываться Национального квалификационного тестирования (НКТ). Так как, по мнению чиновников, оно служит для непрерывного профессионального развития педагогов. Однако в этом году, правила НКТ могут измениться

Источник фото: spacecoastdaily.com
Источник фото: spacecoastdaily.com

Почти ровно год назад, 14 апреля 2022 года, в Алматы произошло трагическое событие – во время квалификационного тестирования скончался учитель. Погибшим был 49-летний Нурбай Айдарбаев, который приступил к работе педагога за пару лет до этого.

Это спровоцировало новую волну возмущения практикой НКТ и требованиями отменить его хотя бы для учителей с большим профессиональным стажем. Несмотря на это, НКТ не отменили, но внесли в него кое-какие новшества.

В частности, педагогов с 30-летним стажем освободили от тестов. От них требуется только портфолио для подтверждения уже имеющейся категории. Но НКТ всё равно необходимо для повышения категории. Освобождаются от процедуры аттестации педагоги, которым до пенсии по возрасту остается не более четырех лет (ранее – менее двух лет). Также от НКТ освобождаются педагоги, которые имеют «первую», «высшую» категории по старой системе при переходе на квалификационную категорию «педагог-модератор».

Но 17 апреля депутат Мажилиса Ирина Смирнова опубликовала на своей странице в Facebook пост, содержащий фрагменты переписки с учителями, оценивающих процедуру НКТ крайне негативно.

Скриншот Facebook
Скриншот Facebook

Ещё раньше, в конце марта текущего года, весьма критически о процедуре НКТ высказался глава государства.

«В ходе Национального квалификационного тестирования большинство учителей, директоров и выпускников педагогических вузов не смогли набрать проходной балл. Опытные учителя жалуются мне, что требования слишком сложные. Может быть, следует их упростить и усовершенствовать. В этой сфере нет раз и навсегда застывших правил. Но, в любом случае, требования к учителям должны быть высокие», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Корреспондент Orda.kz связался с представителями МОН РК и получил следующий ответ:

«Образование является основой любого общества, и именно педагог является ключевой фигурой обеспечения его качества. Одним из способов для определения уровня квалификации педагогов с целью объективной оценки его компетенции и, как следствие, повышения качества обучения, является процедура аттестации. Упрощая процедуры аттестации, мы не должны допускать снижения требований к уровню качества образования. Ведь качество знаний школьников напрямую зависит от качества и уровня компетенции педагогов. Аттестация проводится не только для определения уровня квалификации, но, в первую очередь, для непрерывного профессионального развития педагогов. Аттестация позволяет педагогам более эффективно подходить к вопросам повышения своего уровня квалификации и, как следствие, решать основную задачу – повышение качества образования. Сейчас при Министерстве просвещения работает рабочая группа по вопросу совершенствования процедуры аттестации педагогов. После всех обсуждений с педагогическим сообществом в текущем году в Правила будут внесены изменения».

Также корреспондент Orda.kz пообщался с несколькими учителями, чтобы выяснить, не поменяли ли они свое отношение к НКТ после последних новшеств?

Прибыльный бизнес

«Давайте сначала начнём издалека. Что такое стандартизированный тест? Его неэффективность уже доказана всеми экспертами образования, в том числе и в развитых странах. Такие тесты препятствуют развитию образования, как для учеников, так и для учителей. Ни ЕНТ, ни НКТ не дают объективных результатов», – поделился своими мыслями педагог-профориентатор JOO High Schools Диас Асанов.
Диас Асанов. Фото из личного архива
Диас Асанов. Фото из личного архива

С его точки зрения, НКТ, как и другие стандартизированные тесты, не измеряют способность мыслить глубоко или творчески. А это самые важные качества педагога. Хотя НКТ и является самым быстрым способом сортировки и ранжировки.

«Вот это и есть главная причина проведения таких тестов. Быстро отсортировали и пошли дальше. Но, эти тесты не помогают учителю понять, что делать дальше в работе с учащимися, потому что они не указывают, как ученик учится или думает. Соответственно, ни о каком дальнейшем качестве образования речи не может быть».

Он также отметил, что проведение стандартизированных тестов – это прибыльный бизнес. Создаются курсы, приложения. Из бюджета выделяются миллионы.

При этом самым важным элементом для развития учителей должны являться университеты. Их задача – готовить педагогов-практиков. Рассказываем, в чём другие огрехи системы, которая не нравится даже президенту.

Что будет с аттестацией педагогов, которую раскритиковали учителя и Токаев

Orda.kz